СИЛЬНЫЙ ДУХОМ

27 Августа 2008

Олег КАПЧИНСКИЙ

22 АВГУСТА — 110 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ДМИТРИЯ МЕДВЕДЕВА 

Рейды партизан под руководством чекиста Дмитрия Медведева по тылам немецко-фашистских войск золотыми буквами вписаны в историю Великой Отечественной войны. Не одно поколение знало его книги "Это было под Ровно" и "Сильные духом". Однако подлинная биография самого Медведева известна гораздо слабее. Особенно пестрят белыми пятнами те ее страницы, что относятся к довоенному периоду жизни "бойца невидимого фронта". 

Родился Дмитрий Николаевич в Бежице — небольшом городке фактически являвшемся предместьем Брянска в семье обер-мастера сталеплавильного цеха. После окончания в 1917 году гимназии, Дмитрий принимал участие в революционных событиях. Затем, вступив в Красную Армию добровольцем, сражался на фронтах Гражданской войны против Деникина и Юденича. 

Двадцатидвухлетнего Дмитрия Медведева, демобилизованного из Красной армии в 1920 году, "посвятил в члены РКП(б) и чекисты" его старший брат Александр, сам состоявший в большевистской партии с 1912 года, а в 1918-м бывший одним из организаторов и первым председателем Брянской ЧК. Чекистская служба старшего брата к тому времени уже заканчивалась, а младшего только начиналась, и 18 мая 1920 года Дмитрий был назначен уполномоченным, а затем и заместителем начальника Особого отдела Брянской ЧК. Затем в декабре 1920 года он был направлен на Украину, которая и станет основным местом его будущей службы. Здесь он занимает должности уполномоченного Особого отдела Донецкой ЧК, начальника Старобельской и Шахтинской уездных ЧК, начальник Особого отдела Донецкого губотдела ГПУ. Но полностью как контрразведчик Д.Медведев сформировался в Одессе, куда был направлен в августе 1922 года и назначен уполномоченным (на правах заместителя начальника), а в 1925-м году и начальником Секретного отдела Одесского ГПУ. 

Несмотря на то, что в функцию секретных отделов входила борьба с небольшевистскими политическими партиями и организациями, а затем и оппозиционными группировками внутри самой РКП, Медведеву в силу специфики Одессы, где и политика и уголовщина причудливым образом перемешивались, приходилось вести борьбу не только с противниками большевиков, но и просто с преступностью, которая с введением НЭПа принимала все более организованный характер. Так он расследовал дело преступной группировки "Бим-Бом", которая занималась вооруженным рэкетом, терроризируя торговцев, мелких нэпманов, а подчас промышляла налетами на поезда; причем главарем ее оказался председатель совета одного из прилегающих к Одессе сел. Также Медведеву, как удалось установить одесскому журналисту Феликсу Зинько, пришлось принять участие в расследовании дела об убийстве журналиста Сахаловера. Убийство совершил брат знаменитого левого эсера и чекиста Якова Блюмкина, Лев. Необходимо было понять, являлось ли это дело уголовным или политическим, поскольку Сахаловер незадолго до рокового выстрела обвинял будущего убийцу в принадлежности к царской охранке. В конце концов, Медведев передал это дело в прокуратуру как чисто уголовное. Наконец, в Одессе он при помощи завербованного бывшего левого эсера Дмитрия Бузько, работавшего в губполитпросвете (позднее видного украинского писателя), сумел ликвидировать петлюровского атамана Заболотного. 

В литературе иногда встречается утверждение, впервые озвученное писателем Владимиром Беляевым, что якобы Медведев выезжал из Одессы в Румынию для ликвидации Нестора Махно, и лишь по случайности эта операция сорвалась, но ему удалось застрелить нескольких сподвижников батьки. Однако ни в личном деле чекиста, ни в других архивных документах нет ни одного упоминания об этом. Более того, данное утверждение явно вступает в противоречие с фактами биографий Махно и Медведева: первый 11 апреля 1922 года перебрался из Румынии в Польшу, а второй прибыл из Донецка в Одессу только в начале сентября того года. 

Помимо оперативной работы, в Одессе Медведев, по воспоминаниям его близкого друга и сослуживца Марка Штаркмана, преподавал в местном пограничном училище, читая спецкурс по методам внедрения в различные небольшевистские партии. 

В апреле 1926 года Медведев был переведен в центральный аппарат органов госбезопасности Украины в Киев и назначен уполномоченным Секретного отдела. Дальнейший его "украинский" послужной список выглядел следующим образом: начальник Секретного отдела Днепропетровского Окротдела ГПУ, заместитель начальника Херсонского окротдела, начальник Купянского окротдела, заместитель начальника Бердичевского окротдела, начальник Особого отдела Сталинского оперсектора, начальник Лубенского райотдела, начальник Секретно-политического отдела Киевского облотдела, начальник Новоград-Волынского райотдела, Кировоградского горотдела НКВД. Внушителен был список его поощрений: серебряный портсигар, золотые часы, дважды — именное наградное оружие — пистолеты системы "маузер" с надписью "за беспощадную борьбу с контрреволюцией", знак "Почетный чекист" в честь 15-летия ВЧК-ОГПУ. 

Летом 1935 года Д.Медведева посылают на учебу в Москву — на курсы высшего руководящего состава НКВД, на которых он проучился до сентября 1936 года. В некоторых популярных книжках по истории внешней разведки, рассказывается, как после окончания курсов он был направлен на нелегальную работу за границу, где пробыл до 1939 года, и даже называется страна — Китай. Но, увы, архивные документы свидетельствуют, что это все не более чем красивая легенда, а в действительности дело обстояло гораздо трагичнее. 

Вот, что писал Медведев в ЦК ВКП(б) в 1946 году: "В 1936 году, когда я обучался на курсах высшего руководящего состава НКВД СССР, моя кандидатура была выставлена при выборах парторга курса. На вопросы о родственниках, я рассказал о своем старшем брате Медведеве Александре Николаевиче, которого не видел с 1920 года, но о котором, по доходившим до меня слухам, знал, что он принадлежал к одной из антипартийных группировок, за что исключался из партии. Моя неосведомленность о брате была расценена партийным собранием как неискренность. Вместо выборов в качестве парторга партсобрание группы исключило меня из партии. Партийный комитет Центральной школы НКВД подтвердил решение партгруппы и там же отобрал у меня партийный билет". 

Привлекший к чекистской работе младшего брата Александр Медведев в 1920 году ушел из органов ЧК, а затем был отозван в Москву. В 1922 году, работая в Наркоминделе, а затем представителем Главэлектро в Берлине, он оказывал содействие "Рабочей группе" Гавриила Мясникова — группировке внутри РКП(б), требовавшей легализации в Советской России всех левых партий — от меньшевиков до анархистов. За участие в "Рабочей группе" Медведев в 1923 году подвергся кратковременному аресту ГПУ, а в сентябре 1924 года был исключен из партии. Восстановленный спустя два года, в декабре 1935, работая управляющим Всесоюзного автогенного треста, он был вновь исключен за сокрытие своего прошлого участия в оппозиции и за "антипартийное высказывание в день годовщины убийства Кирова". 

31 марта 1938 года помощник начальника 1-го отделения отдела Особоуполномоченного НКВД СССР однофамилец нашего героя Михаил Александрович Медведев (тот самый старый чекист Медведев-Кудрин, принимавший в 1918 году участие в расстреле царской семьи) подготовил следующее заключение: 

"Парторганизация ЦШ (Центральная школа — Прим.авт.) НКВД исключила Медведева Д.Н. из партии за связь с братом, Дзержинский райком ВКП(б) отменил решение парторганизации ЦШ, объявив Медведеву Д.Н. выговор. 

В связи с исключением из партии Медведев Д. написал рапорт заместителю Народного комиссара внутренних дел с просьбой расследовать характер связи его с братом. Организационной связи Медведева Д. с братом 4-й отдел ГУГБ не установил. После чего восстановленный в партии Медведев Д.Н. был командирован в НКВД УССР и работал инспектором в Харьковском областном Управлении". 

Из-за истории с исключением из партии Медведев так и не получил диплом об окончании Курсов, и назначение инспектором при начальнике Харьковского Управления было даже понижением по сравнению с той должностью, которую он занимал до командировки в столицу. Однако все это было лишь прелюдией к обрушившимся вскоре на него неприятностям. 

"В апреле 1937 года, говорится далее в "Заключении",- Медведев Д.Н., узнав об аресте в Москве органами НКВД своего брата Александра Медведева, написал рапорт руководству НКВД УССР и парторганизации Харьковского облуправления. Это обстоятельство послужило основанием к освобождению Медведева Д.Н. от оперативной работы и увольнению в запас. Уволенный 27 июля 1937 года приказом НКВД СССР № 1275 Медведев Д.Н. перешел на пенсию. Он добивался восстановления на оперативной работе, обращаясь с заявлениями и рапортами в ЦК ВКП (б) и в редакцию "Правда". Не получив удовлетворительного ответа, Медведев написал на имя товарища Сталина и товарища Ежова заявление с жалобой на издевательство над ним со стороны отдельных лиц из отдела кадров и секретариата НКВД СССР, в котором сообщил, что он объявляет "смертельную голодовку, находясь на Курском вокзале в центральном вестибюле у портрета тов. Сталина". Вызванный после этого в НКВД Медведев заявил, что с братом Александром Медведевым он не встречался и не переписывался с 1920 по 1936 год..." 

Жить Медведеву в столице было негде, и он остановился на квартире брата своего близкого друга Григория Штаркмана, тоже бывшего чекиста, как и Медведев, ранее изгнанного из партии и органов. Вот как это описывал в беседе с автором статьи в 1998 году 92-летний ветеран МВД: 

"В августе 1937 года ко мне приехал Медведев и рассказал, что его исключили из партии и уволили из органов НКВД. При мне он написал письмо Сталину, указав мой домашний адрес. Я ему заметил, что это может только повредить, в шутку добавив": Двое исключенных из партии и уволенных из органов чекистов — это уже заговор". Тогда Медведев вместо обратного адреса приписал: "Если я понадоблюсь, то меня можно найти на Курском вокзале". Медведев часто уходил на Курский вокзал". 

Вернемся к "Заключению" сотрудника аппарата Особоуполномоченного НКВД. "На основании изложенного, говорилось в справке, — считаю, что Медведев Д.Н., работая на ответственной оперативной работе по Особому отделу и СПО (Секретно-политический отдел — Прим.авт.), не проявил необходимой партийной и чекистской бдительности... Не поставил решительно вопрос о взаимоотношениях со своим братом-мясниковцем Александром Медведевым, а потому, полагал бы: Медведева Дмитрия Николаевича... — считать возможным использовать в органах НКВД, но вне системы ГУГБ". 

В апреле 1938 года Д.Медведев был назначен заместителем начальника 3-го (оперативного) отдела НКВД Беломорско-Балтийского комбината, а спустя год — начальником Норильского лагеря, однако затем 3 ноября приказом НКВД был уволен из органов вовсе. Причина этого заключалась в допущении Медведевым "массового необоснованного прекращения следственных дел", как говорится в "Заключении" от 21 октября 1939 года, подписанном особоуполномоченным НКВД СССР Алексеем Стефановым, и утвержденном Лаврентием Берией. И именно в том же году Военная Коллегия Верховного Суда СССР приговорила Александра Николаевича Медведева к 15 годам лишения свободы. Умер он в Воркутлаге в 1944 году. Посмертно реабилитировали его только в 1956 году, а вот в партии из-за реального участия в оппозиции не восстанавливали еще 10 лет; только узнав, кем был его младший брат, работники КПК смягчились. 

В первый же день в Москве Медведев обратился с рапортом на имя Берии с просьбой вернуть его на чекистскую работу. Поначалу обращение осталось без ответа. Однако вскоре в наркомате внутренних дел начала формироваться Особая группа, предназначенная для проведения спецопераций в немецком тылу. Ее начальник Павел Анатольевич Судоплатов обратился к Берии с предложением вернуть в строй чекистов, ранее репрессированных или уволенных из органов. О Дмитрии Медведеве Судоплатов был прекрасно осведомлен, поскольку жена Судоплатова Эмма Карловна Каганова в середине 1920-х годов работала в возглавляемом Медведевым Секретном отделе Одесского ГПУ. И вскоре последний снова возвратился в ряды "бойцов невидимого фронта". И уже в августе 1941 года во главе диверсионно-разведывательной группы, получившей название по его имени "Митя", был заброшен в тыл врага на Брянщину. 

Вот, что писал в представлении к награждению Д.Н.Медведева орденом Ленина в феврале 1942 г. начальник 4-го Управления НКВД (бывшая Особая группа) П.А.Судоплатов: 

"Командир партизанского отряда НКВД Союза ССР тов. Медведев Д.Н. с группой бойцов 34 чел. по заданию НКВД СССР перешел линию фронта в Брянском районе Орл. обл. за 4 мес. пребывания в тылу противника его отрядом произведено свыше 50 боевых операций, в числе которых было временное занятие гг. Хотимск и Жиздра, где полностью уничтожены немецкие комендатуры и полицейские управления. 25 декабря и 7 января взорваны 3 воинских эшелона, шедших на фронт; уничтожено 17 старших и средних офицеров, 21 генерал, 407 солдат и младших офицеров... Во время боя с 576 саперным батальоном уничтожен штаб батальона и захвачено знамя; сбито и сожжено 9 самолетов противника, из них 6 с экипажем... Захвачено 600 000 р. советских денег, 3800 немецких марок... Уничтожено 80 человек предателей, в том числе начальники брянской и жиздринской полиции. Наиболее крупные операции тов. Медведев возглавлял лично. В боях с фашистами был дважды ранен. Активизировал свыше 20 партизанских отрядов... Эти отряды, некоторые непосредственно руководились тов. Медведевым и по его заданию, произвели целый ряд боевых операций. Кроме того, заново созданы ряд новых партизанских отрядов из местного населения, активно действующих в настоящее время...". На базе этих отрядов в феврале-марте был развернут Брянский партизанский край. 

В конце января 1942 года после выполнения поставленной задачи Медведев по приказу НКВД СССР с отрядом в 250 человек пересек линию фронта и прибыл в Москву, где после доклада об обстановке на оккупированной фашистами территории, письменно изложил свои соображения о путях развития партизанского движения во вражеском тылу, и был назначен начальником отделения в 4-м Управлении. Однако в конце апреля 1942 года он вновь поднял вопрос о переброске за линию фронта на хорошо знакомую ему Украину и, получив одобрение, приступил к формированию новой группы. Интересно, что заместителями Медведева по разведке и контрразведке стали его сослуживцы по ГПУ Украины Александр Александрович Лукин (чекистский псевдоним, настоящую фамилию автору пока установить не удалось) и Владимир Григорьевич Фролов (Янкельсон). Лукин работал в конце 1920-х годов под руководством Медведева помощником уполномоченного в Херсонском ГПУ, а Фролова Медведев знал по Одессе, где тот в 1922-1923 годах был уполномоченным Первомайского и Вознесенского отделений, а затем по совместной службе в 1931 году в Сталинском оперсекторе ГПУ Донецкой области. Также как и Медведев, Лукин и Фролов до войны по разным причинам были вычищены с чекистской службы, причем последний в 1938-1941 годах вообще находился в заключении. 

20 июня со своей группой Медведев был выброшен на парашютах в районе Мозырских лесов, откуда пешком разведчики должны были добираться в Сарненские леса, это около 600 километров. Позже отряд обосновался около города Ровно. Была установлена прочная радиосвязь с Москвой, подготовлены площадки для приема самолетов. Отдельные группы совершали рейды, нападали на мелкие гарнизоны врага. Как писал позже Медведев: "Мне не давала покоя мысль, что, так, распыляясь на случайные операции, можно упустить главное, ради чего нас сюда прислали. "Разведка и еще раз разведка", — твердил я товарищам и старался отвлечь их внимание от диверсий, от налетов на отдельные группы фашистов, всячески добивался того, чтобы люди поняли огромное значение разведывательной работы, столь важной для командования Армии". 

Впереди были прибытие в отряд спецагента НКВД Николая Кузнецова, похищение им немецкого генерала фон Ильгена и ликвидация высокопоставленных фашистских сановников, установление отрядом связей с винницким подпольем, уничтожение карательной экспедиции Пиппера, награждение вторым орденом Ленина, болезнь Медведева, осложненная ранениями и отправка 5 февраля 1944 года на Большую землю, присвоение в ноябре 1944 года звание Героя Советского Союза, работа заместителем начальника отдела 4-го Управления, спецкомандировка в Литву, награждение орденом Красного знамени и четвертым орденом Ленина (третий он получил вместе со звездой Героя), выход в отставку в ноябре 1946 года, написание четырех книг, рассказывающих о боевом пути отряда "Победители": "Это было под Ровно", "Отряд идет на запад", "Сильные духом" и " На берегах южного Буга".

Поделиться ссылкой
Поделиться ссылкой