Вопросы-ответы

Профессия разведчика — одна из древнейших на Земле. Даже в Библии и Коране Вы найдете немало упоминаний о различного рода тайных операциях, проводившихся со специальной целью.

Однако если на заре человечества необходимость осуществления разведки вызывалась элементарным стремлением к выживанию, то спустя некоторое время разведывательной работе начали придавать несколько иное значение: она стала важным фактором обеспечения нормальной жизни государства и общества. Так, в трудах китайского военного теоретика Сунь Цзы (VI — V века до н.э.), в индийских законах Ману (II век до н.э. — II век н.э.) подчеркивалась необходимость ведения разведки, в том числе агентурной, как элемента защитной функции государства.

Древнерусские летописи также подтверждают, что разведка играла существенную роль в период становления Киевской Руси, а затем и Московского княжества. Ведя наблюдение за ордами кочевых племен, выявляя намерения соседних государств, разведчики способствовали победам наших великих предков — Александра Невского, Дмитрия Донского и других полководцев в борьбе с врагами Руси и России.

Немало блестящих разведывательных операций провели разведчики царской России. Информация о секретных планах французской армии накануне Отечественной войны 1812 года, полученная военным атташе российского посольства в Париже полковником Чернышевым, позволила России своевременно заключить мир с Турцией и договор со Швецией и избежать войны на два фронта после вторжения наполеоновских войск.

К числу несомненных удач русской разведки в начале XX века относится вербовка начальника разведслужбы австрийской армии полковника Редля. По мнению специалистов, полученные через Редля сведения о плане стратегического развертывания вооруженных сил Австрии в немалой степени способствовали успехам русской армии на начальном этапе первой мировой войны.

После революции 1917 года жизнь показала, что государство не может обойтись без разведки, и она была создана 20 декабря 1920 года. В разведку пришли новые люди, но одновременно в нее перешло и большое число патриотически настроенных сотрудников бывшей разведки царской России.

В 20-30-х годах разведчики добывали важную информацию о планах и намерениях иностранных держав, пресекали враждебные акции иностранных спецслужб. В 1927 году, например, резидентурами внешней разведки был добыт секретный план захвата Японией больших территорий советского Дальнего Востока, Китая, Монголии и стран Юго-Восточной Азии. В 30-х годах к сотрудничеству с нашей разведкой были привлечены пять молодых англичан (К.Филби, Д.Маклейн, Э.Блант, Дж.Кернкрос, Г.Берджес), на протяжении длительного периода снабжавших руководство нашей страны ценной информацией и вошедших в историю как знаменитая "Кембриджская пятерка".

С приходом к власти в Германии фашистов и образованием в последующем блока "Берлин-Рим-Токио" главные усилия внешней разведки были направлены на раскрытие агрессивных планов потенциальных противников, добычу информации об их вооружении. К этому времени разведка сумела приобрести надежные источники информации в высших военно-политических и деловых кругах Германии, Италии и Японии. И уже за несколько месяцев до нападения фашистской Германии на СССР разведка информировала советское правительство о его сроках, а незадолго до начала войны в Москву были сообщены точные данные о дне и даже часе начала боевых действий.

В годы Великой Отечественной войны внешняя разведка сконцентрировала свои основные усилия на решении главной задачи — содействии разгрому врага. Верховное командование в марте 1942 года получило от разведки сведения о планах подготовки наступления фашистских войск на Сталинград, а в марте 1943 года- данные о приготовлениях немцев в районе Курской дуги. Информация группы Рихарда Зорге из Японии о том, что японское правительство не собирается в канун зимы 1941 года начинать военные действия против СССР, позволила командованию перебросить войска с Дальнего Востока на защиту Москвы, что, по признанию военных, сыграло важную роль в борьбе с фашистской Германией.

В послевоенный период, в условиях обострения международных отношений, внешняя разведка работала не менее интенсивно, чем прежде. К числу ее главных успехов того времени относится получение секретов производства ядерного оружия. Добытая информация способствовала тому, что в нашей стране в короткие сроки был создан собственный ядерный щит, сэкономлены значительные средства, выделявшиеся на научные и производственные разработки. Разведка внесла весомый вклад в установление ядерного паритета в мире, исключив возможности для шантажа, а может быть, и для нанесения ядерного удара по территории России, относительно чего у руководства США существовали конкретные планы. В середине 50-х годов в течение шести лет в Англии успешно работал кадровый сотрудник нелегальной разведки К. Молодый, выдавая себя за гражданина Канады Гордона Лонсдейла. В этот период им были получены важные для нашего государства сведения, в частности о разработках английскими учеными химического оружия, о потенциале британского военно-морского флота. О результатах его работы англичане отозвались так: "сколько-нибудь важных секретов в британском адмиралтействе не осталось".

Нужна или не нужна разведка — вопрос чисто риторический. Ни одно более или менее крупное, а тем более великое государство не способно и не может обойтись без нее, и можно еще много говорить об истории разведки, находя тому подтверждение. Ясно одно: разведка — необходимый механизм, решающий важнейшие государственные задачи. Это доказала история. Об этом свидетельствует и современность.

Цели и задачи Службы внешней разведки обусловливаются необходимостью обеспечения национальной безопасности и интересов России, что зафиксировано в федеральном законе Российской Федерации "О внешней разведке", и определяются они высшими органами государственной власти и руководством СВР России для каждого направления разведывательной деятельности.

В федеральном законе "О внешней разведке" указывается, что целями деятельности СВР России являются: обеспечение высших органов законодательной и исполнительной власти России разведывательной информацией, необходимой для принятия ими решений в политической, экономической, оборонной, научно-технической и экологической областях; обеспечение условий, способствующих реализации политики России в сфере безопасности, содействие экономическому развитию и научно-техническому прогрессу страны. Особо подчеркивается, что разведывательная деятельность не может осуществляться для достижения антигуманных целей, а также целей, не предусмотренных в данном законе.

Иными словами, разведка должна постоянно отвечать на вопросы, возникающие у руководства страны в ходе реализации политики в той или иной сфере. Порой она предвосхищает эти вопросы, добывая упреждающую информацию по тем проблемам, которые еще не встали на повестку дня, но могут стать актуальными в будущем.

В структуру СВР России входят: добывающий аппарат, аналитические и оперативно-технические подразделения, система подготовки кадров и вспомогательные службы, что типично для всех современных спецслужб и определяется самой природой разведки. Данная структура не остается застывшей, напротив, она постоянно корректируется с учетом изменяющейся обстановки и возникающих задач.

Политическое направление внешней разведки систематически отслеживает и добывает информацию о процессах выработки и о содержании внешнеполитических установок иностранных государств, международных и общественно-политических организаций, а также о деятельности ведущих политических лидеров зарубежных стран, принимает участие в осуществлении мероприятий, способствующих достижению целей российской внешней политики на международной арене.

Обработка, анализ, обобщение открытой и полученной конспиративным путем информации, подготовка для государственных органов аналитических документов, затрагивающих конкретные аспекты разведывательной деятельности и глобальные международные процессы, — все это составляет основу работы аналитических и научно-исследовательских подразделений СВР России. Относительно новым, но уже показавшим свою необходимость направлением деятельности СВР России является экономическая разведка. Занимается она сбором информации по различным аспектам экономической деятельности зарубежных государств, их экономических и финансовых организаций, рынков сырья, металлов, валюты и т.п., представляющих интерес для Российской Федерации, а также осуществляет мероприятия, направленные на создание благоприятных условий для достижения внешнеэкономических целей России (развитие эффективного внешнеэкономического сотрудничества, заключение выгодных торгово-экономических соглашений и пр.).

Научно-техническое направление разведки имеет своей основной задачей добывание упреждающей информации о достижениях зарубежной науки и техники в первую очередь с целью осуществления контроля за деятельностью иностранных государств в сфере создания принципиально новых видов вооружений. Это способствует поддержанию на должном уровне научной и технической мысли в России, более четкому определению перспективных направлений разработок и программ национальных научно-исследовательских центров, что в конечном счете повышает технологическую оснащенность производства в нашей стране. Внешняя разведка обеспечивает безопасность российских официальных лиц и граждан за рубежом, а также принимает меры по предотвращению акций, проводимых иностранными спецслужбами и криминальными структурами, наносящих ущерб интересам России. В настоящее время разведывательные органы Российской Федерации все активнее включаются в борьбу с организованной международной преступностью, в частности с терроризмом и наркобизнесом, распространением ядерного и других видов оружия массового уничтожения, незаконной торговлей оружием. По этим вопросам российская разведка взаимодействует со спецслужбами иностранных государств и с международными организациями, защищая в первую очередь интересы России и ее граждан.

По свидетельству экспертов в области разведки, СВР России за последние годы удалось почти невозможное: она не только, в отличие от других российских спецслужб, избежала болезненных реорганизаций, но и сумела заслужить репутацию вполне респектабельной, законопослушной и деидеологизированной государственной организации. Об этом свидетельствует внимательное отношение высшего руководства страны к еженедельным докладам Директора СВР России Президенту Российской Федерации.

Разведывательная информация предоставляется Президенту Российской Федерации, палатам Федерального Собрания, Правительству Российской Федерации и определяемым Президентом РФ федеральным органам исполнительной и судебной власти, предприятиям, учреждениям и организациям.

Полномочия СВР России определены Статьей 6 федерального закона "О внешней разведке" : "Для достижения целей разведывательной деятельности органам внешней разведки Российской Федерации предоставляются следующие полномочия:

  1. установление на конфиденциальной основе отношений сотрудничества с лицами, добровольно давшими на это согласие;
  2. осуществление мер по зашифровке кадрового состава и по организации его деятельности с использованием в этих целях иной ведомственной принадлежности;
  3. использование в целях конспирации документов, зашифровывающих личность сотрудников кадрового состава, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств органов внешней разведки Российской Федерации;
  4. взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контрразведывательную деятельность, и федеральными органами государственной охраны Российской Федерации;
  5. заключение с федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями Российской Федерации соглашений, необходимых для осуществления разведывательной деятельности;
  6. организация и обеспечение в пределах своей компетенции защиты государственной тайны в учреждениях Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, включая определение порядка осуществления физической и инженерно-технической защиты указанных учреждений, мероприятия по предотвращению утечки по техническим каналам сведений, составляющих государственную тайну;
  7. обеспечение безопасности сотрудников учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, и членов их семей в государстве пребывания;
  8. обеспечение безопасности командированных за пределы территории Российской Федерации граждан Российской Федерации, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, и находящихся с ними членов их семей;
  9. взаимодействие с разведывательными и контрразведывательными службами иностранных государств в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;
  10. создание специальных учебных заведений, учреждений по повышению квалификации, научно-исследовательских организаций и архивов, выпуск специальных изданий;
  11. обеспечение собственной безопасности, то есть защита своих сил, средств и информации от противоправных действий и угроз;
  12. создание организационных структур (подразделений и организаций), необходимых для функционирования органов внешней разведки Российской Федерации. Для осуществления своей деятельности Служба внешней разведки Российской Федерации может при собственных лицензировании и сертификации приобретать, разрабатывать (за исключением криптографических средств защиты), создавать, эксплуатировать информационные системы, системы связи и системы передачи данных, а также средства защиты информации от утечки по техническим каналам.
Финансирование и материально-техническое обеспечение органов внешней разведки Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с федеральным законом "О внешней разведке" военнослужащие, служащие и рабочие СВР России находятся под защитой государства. Никто, за исключением органов и должностных лиц, прямо уполномоченных на то федеральными законами, не вправе вмешиваться в служебную деятельность сотрудников СВР России.
Сведения о них составляют государственную тайну и рассекречиванию в связи с истечением максимально допустимого срока засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не подлежат. В целях обеспечения безопасности лиц, оказывающих (оказывавших) конфиденциальное содействие СВР России, и членов их семей могут проводится мероприятия по их защите.

1. Кандидатом на военную службу в СВР России на должностях оперативного состава может стать гражданин Российской Федерации в возрасте от 22 до 30 лет.

2. Кандидат должен обладать высоким образовательным уровнем, в частности:

 — иметь диплом государственного образца о высшем профессиональном образовании (квалификация - специалист, магистр) по необходимым для осуществления служебной деятельности специальностям гуманитарного или технического профиля с хорошими и отличными оценками по профилирующим дисциплинам;

 — учиться с хорошими и отличными оценками на выпускном курсе высшего учебного заведения, обладающего правом выдачи дипломов о высшем образовании государственного образца по программе «специалист», «магистр» гуманитарного или технического профиля;

 — свободно владеть как минимум одним иностранным языком, уровень знания которого устанавливается в ходе тестирования специалистами СВР России.

 — гражданин, имеющий диплом государственного образца о высшем профессиональном образовании с квалификацией «бакалавр», либо обучающийся на выпускном курсе высшего учебного заведения по программе «бакалавр» может быть рассмотрен в качестве кандидата на должность оперативного состава в случае, если он обладает необходимой для осуществления служебной деятельности специальностью гуманитарного или технического профиля, имеет хорошие и отличные оценки по профилирующим дисциплинам, а также свободно владеет как минимум двумя иностранными языками (либо одним редким или восточным), уровень знания которых устанавливается в ходе тестирования специалистами СВР России.

3. К кандидату на военную службу в СВР России на должностях оперативного состава предъявляются повышенные требования:

 — к состоянию здоровья, в частности, признание его по результатам медицинского освидетельствования годным к военной службе на указанных должностях в сложных климатических условиях;

 — к патриотическим, морально-нравственным и мотивационным установкам, а также эмоционально-волевым, интеллектуальным, коммуникативным и познавательным особенностям личности, которые оцениваются в ходе профессионального психологического отбора.

4. Кандидат на военную службу в СВР России на должностях оперативного состава должен быть готов к обязательному прохождению специальной подготовки в Академии внешней разведки сроком от одного до трех лет, объем и направление которой, в том числе выбор изучаемого языка, определяется руководством СВР России.

Если Вы молоды, являетесь гражданином Российской Федерации, искренне любите свою Родину и Вас привлекает романтика профессии разведчика, то данный раздел поможет Вам узнать как стать сотрудником СВР России.

Наша Служба прошла героический боевой путь и заслуженно считается одной из лучших разведок мира. Такой ее сделали уникальные люди — известные и неизвестные разведчики, профессионалы своего дела, обладающие особыми качествами. Разведка во все времена была и остается высокоинтеллектуальным занятием, требующим полной самоотдачи, настойчивости и целеустремленности в решении сложнейших задач в различных уголках мира.

Именно поэтому СВР России заинтересована в пополнении своего кадрового состава талантливыми, хорошо образованными, в совершенстве владеющими иностранными языками, физически здоровыми, смелыми и активными молодыми патриотами.

Попасть на службу в СВР России непросто. Для этого нужно пройти длительный и сложный профессиональный отбор. Только лучшие из лучших получают право стать в строй разведчиков и продолжить славные традиции нашей Службы.

Прочитайте, пожалуйста, внимательно информацию о службе в разведке, требованиях к сотрудникам, порядке поступления в СВР России и тщательно все обдумайте. Только убедившись в том, что Вы осознанно хотите стать офицером-разведчиком, обладаете необходимыми для этого качествами, уверены в правильности своего выбора и готовы пройти испытания профессионального отбора  — дерзайте. Дорогу осилит идущий!

Служба в СВР России

Кто может стать сотрудником СВР России

Кто не может стать сотрудником СВР России

Требования к сотрудникам оперативного состава

Как связаться с кадровой службой СВР России

Анкета (основная)

Анкета (дополнительная)

    Кадры сотрудников для Службы внешней разведки Российской Федерации готовит Академия внешней разведки (АВР).

    АВР — это высшее специальное учебное заведение, осуществляющее подготовку и повышение квалификации офицеров СВР России и других специальных служб, научно-педагогических кадров, ведущее научно-исследовательскую и методическую работу по профильной тематике.

    На учебу в Академию по направлению подразделений СВР России принимаются лица, граждане России, готовые служить своему Отечеству, имеющие высшее образование, в возрасте до 30 лет, физически здоровые, обладающие способностями к изучению иностранных языков и достаточным уровнем общеобразовательной, политической, научно-технической подготовки и общей культуры.

    Пригодность к учебе определяется по ряду критериев, наиболее важными из которых считаются: патриотизм; осознанность намерения работать в разведке; высокий уровень общеобразовательной и культурной подготовки, широкий кругозор, умение логично излагать свои мысли в письменной и устной форме; крепкое здоровье и хорошая физическая подготовка.

    Не допускаются к рассмотрению лица, склонные к экстремистским поступкам, религиозному фанатизму и авантюризму.

    Проверка уровня базовой подготовки кандидатов и определение их пригодности для зачисления на учебу осуществляются комиссией Академии в период с октября текущего года по июнь следующего.

    На комиссию допускаются кандидаты, успешно прошедшие медицинское и психологическое освидетельствование.

    Члены комиссии проверяют знание русского языка, устанавливают уровень подготовки по иностранному языку, выявляют языковые способности, прогнозируют успеваемость по иностранным языкам и в завершение проводят индивидуальное собеседование. По результатам проверки общей подготовки кандидатов и собеседований с ними составляется заключение, в котором отражаются положительные и отрицательные качества, даются рекомендации по устранению последних, делается вывод о целесообразности принятия кандидата на учебу в Академию либо отказа ему в этом.

    Общественные объединения, средства массовой информации и граждане могут обратиться в СВР РФ через специально созданное для этих целей в структуре СВР России Пресс-бюро.

    Письменные обращения направляются на имя руководителя Пресс-бюро Иванова Сергея Николаевича.

    Поделиться ссылкой
    Поделиться ссылкой