Его имя стало известно в 60-е годы ушедшего столетия, когда рассекретили материалы операции "Трест" на экраны страны вышел фильм с одноименным названием...
В России "красный финн" Тойво Вяхя оказался в 1918 году. Воевал в
кавалерийском дивизионе, участвовал в знаменитом лыжном походе на Кимасозеро с отрядом Тойво Антикайнена. После гражданской войны служил в Сестрорецком пограничном отряде. Именно здесь ему довелось приобщиться к задуманной в недрах ОГПУ в 1925 году операции по захвату известного английского разведчика Сиднея Рейли, который активно работал за рубежом против Советской России.
По замыслу контрразведчиков, через сеть агентов Рейли должны были убедить в существовании в России подпольной организации высокопоставленных лиц, готовых к насильственному свержению советской власти. Командир пограничников Тойво Вяхя исполнял роль (чем не театр?) жадного и беспринципного военного, готового за деньги продать хоть мать родную. Он переводил нелегалов из Финляндии через пограничную реку Сестру. На дороге перебежчиков ждала специально подготовленная конная упряжка, и пограничник сопровождал белоэмигрантов до железнодорожной станции.
Английская разведка "клюнула" на эту наживку. В Россию был направлен Сидней Рейли. Тойво Вяхя встретил английского разведчика, на себе перетащил его через реку и сдал сотрудникам ОГПУ. На этом его миссия закончилась.
Через несколько дней на заставу приехали чекисты, перед строем "разоблачили предателя" (чтобы вывести пограничника из операции), сорвали с его кителя петлицы, знаки отличия и увезли в неизвестном направлении. Все были убеждены в том, что финна расстреляли.
С этого дня исчез человек по имени Тойво Вяхя. А на дальней пограничной заставе в Белоруссии появился молодой офицер Иван Петров с орденом Красного Знамени — высшей правительственной наградой того времени, и сильным акцентом. Все это сыграло для него роковую роль в 1938 году.
Бригадный комиссар белорусских пограничников Аугула, разоблачавший шпионов во вверенных ему войсках, сразу обратил внимание на странного офицера. О себе говорит мало, заявляет, что получил высшую награду за участие в операции "Трест", плохо изъясняется по-русски, словом, смахивает на затаившегося врага. А тут еще на заставе Петрова обнаружили кабель, идущий в сторону польской территории. И уголовное дело N 38344 было открыто.
Майора арестовали перед строем, второй раз в жизни ему пришлось перенести подобное унижение. Обвинили по 145-й статье — "шпионская деятельность в пользу одного из иностранных государств".
Тойво Вяхя давал показания, чистосердечно описал свое участие в операции "Трест", но так как она была засекречена, подтвердить его слова не мог никто — некоторые были расстреляны, другие боялись вступиться за финна.
Нашелся единственный человек, подтвердивший участие Тойво в операции.
Отыскались свидетели и по другому пункту обвинения — прокладке кабеля. Оказалось, его протянули сами сотрудники НКВД, чтобы организовать прослушивание радиоэфира польской стороны. С затеей ничего не вышло, а кабель так и остался лежать в земле.
Но следователи НКВД не хотели расписываться в собственной несостоятельности. И тогда начальник Завадский на докладной записке следователя Широкого о том, что "данных для привлечения Петрова к ответственности или хотя бы подозревать его в шпионской деятельности недостаточно", пишет резолюцию: "Предлагаю в течение 5-7 дней хорошенько поработать с "П" по поводу шпионской деятельности". И началась "работа" — допросы, пытки, избиения. Но финн не сломался, не оговорил себя. И начальник Завадский был вынужден признать, что "показаний, дающих право на привлечение Петрова к судебной ответственности, не получили". Майора Петрова освободили из-под стражи — редчайший случай в истории НКВД. Дело закрыли и сдали в архив. Правда, Тойво уже не вернулся в пограничные войска, а продолжал службу в обычном воинском подразделении.
Затем была Великая Отечественная. Ее Иван Петров прошел, как говорится, от звонка до звонка, был тяжело ранен, дослужился до полковника. Получил еще два ордена Красного Знамени, орден Красной Звезды, позже — орден Октябрьской революции и орден Ленина.
Он прожил в Петрозаводске почти 20 лет. Последние годы активно занимался писательством. Его книги "Красные финны", "В переломные годы", "Мои границы" известны широкому читателю. По рекомендации Константина Симонова Ивана Михайловича Петрова (Тойво Вяхя) приняли в Союз писателей Российской Федерации, удостоили государственной премии Карелии в области литературы.
Он ушел из жизни в 83 года. "Красный финн", легендарный чекист, так и не сумевший отвыкнуть до конца жизни от своего настоящего имени — Тойво Вяхя...