Служба внешней разведки Российской ФедерацииПубликацииПубликации в СМИПамяти легендарного разведчика Арнольда Дейча

Памяти легендарного разведчика Арнольда Дейча

Вести.ru, 8 Ноября 2022

08.11.2022

Исполняется 80 лет со дня героического боя, который немцам дал советский танкер «Донбасс», совершавший одиночное плавание в Арктике.

ВЕДУЩИЙ: Сегодня исполняется 80 лет со дня героического боя, который немцам дал советский танкер «Донбасс», совершавший одиночное плавание в Арктике. Но только сегодня можно рассказать и то, в какую сторону на самом деле направлялся бывший на борту советский разведчик-нелегал. О том, почему, готовя этот материал, часть лиц мы должны заштриховать и сегодня, мой коллега Сергей Брилев. Он вернулся из уникальной экспедиции в Арктику и сразу выехал по следам того разведчика в еще одну часть света.

КОР.: Как же не хватило таких чудо-гидрокостюмов, какие не тонут и какие есть теперь, тем, по чьему маршруту нам предстояло пройти. А выдвигались мы далеко-далеко на север. - Перейдем к карте. Мы сейчас где?

Руслан ДИЛЬМУХАМЕТОВ, капитан гидрографического судна Северного флота «Ромуальд Муклевич»: Мы сейчас находимся примерно вот здесь, вот на этой точке.

КОР.: Точка – 76-я параллель между Новой Землей и Шпицбергеном. Вот, куда в итоге пришло наше вспомогательное судно Северного флота «Ромуальд Муклевич». Но это мы забежали вперед. А пока… И уж тем более мы штрихуем лица, когда их было вообще прекрасно видно, во время митинга, перед выходом в Северный ледовитый океан. Этот митинг на 6-м причале Североморска – во всем уникальный. Во-первых, самая закрытая часть главной базы Северного флота. Во-вторых, митинг предвосхищает совместную операцию – только вдумайтесь – военно-морского флота и СВР. Здесь сразу и командующий Северным флотом, адмирал Александр Моисеев, и замдиректора СВР, генерал армии Евгений Колесников. И эта совместная операция ВМФ и СВР посвящена памяти его – великого советского разведчика-нелегала Арнольда Дейча, который ровно 80 лет назад погиб в секретном одиночном плавании по Арктике. Шли мы там, где летом 1942-го года немцы вычислили и разгромили союзный конвой PQ17. К осени было принято решение: отныне отправлять сюда не конвои, а по отдельности. Тогдашняя секретность дает о себе знать и сегодня. Популярная молва гласит, что шли они, стремясь прижаться к кромке льда. На самом деле, точнее будет сказать, что они оказывались у кромки, когда пытались отплыть туда, куда не могли долететь немецкие самолеты. - Уходили они на север, получается? Напомните, если не караван шел, а по отдельности, как это называлось?

Руслан ДИЛЬМУХАМЕТОВ, капитан гидрографического судна Северного флота «Ромуальд Муклевич»: Капельный называлось.

КОР.: Наш капитан еще показывает нам, какие что означают сигнальные вымпелы. Из них создаем ширму, за которой скрываем того нашего собеседника, кто самый-самый настоящий разведчик-нелегал XXI века. - Я смотрю на вас, то ли аргентинец, то ли испанец, то ли итальянец. А вы русский по происхождению?

МУЖЧИНА: Русский.

КОР.: Я слышал, как вас коллеги называют. Но не могу назвать это. Давайте как корабль. У нас «Ромуальд» корабль, я вас Ромуальдом буду называть.

МУЖЧИНА: Хорошо, мне нравится.

КОР.: Единственный представитель СВР на борту, которого мы можем показать в лицо – это только-только рассекреченный официальный историк управления «С», то есть нелегальной разведки. Что он выяснил про тот поход?

Павел СНИТКО, сотрудник СВР России: Им выдали каждому фуфайку, солдатские шаровары, солдатские валенки, шапки-финки и носки хлопчатобумажные. Вот это вся их экипировка.

КОР.: Наступило утро 7 ноября 1942 года. Годовщина Революции. На палубе прошел митинг, но с утра над танкером появился немецкий самолет-разведчик. Другие советские суда получили предупреждение, что в этом районе рыскают немцы, и отошли подальше. А на борту «Донбасса» не оказалось обновленных радиошифров. Его вычислили и догнали. Но причем тут, спросите вы, внешняя разведка? Не «Ромуальд», но не менее загадочно. Стефан – таков был оперативный псевдоним того разведчика-нелегала, кто был на борту «Донбасса». А его личное дело рассекречено только сейчас. Еще раз, его настоящее имя Арнольд Генрихович Дейч.

Павел СНИТКО, сотрудник СВР России: Я много видел дел, но чтобы такие результаты одним человеком были достигнуты – это, можно сказать, беспрецедентое дело.

КОР.: Именно Арнольд Дейч в середине 30-х завербовал в Англии Кембриджскую пятерку. И особенно, конечно, Кима Филби. Из того, что известно давно: к концу 30-х из Англии Стефана Дейча отозвали. Из того, что достоверно стало известно только сейчас: куда же точно его решили отправить с началом ВОВ?

Павел СНИТКО, сотрудник СВР России: Многие сейчас удивятся, конечно, потому что все говорят, что у них основным пунктом их была Америка. Нет, это не так. Точно совершенно они двигались в Аргентину. КОР.: 1942-й, когда здесь, в Буэнос-Айресе открылось вот это кафе, которое Дейч, если бы сюда добрался, увидел бы. В нашем фильме, который мы выпустим в декабре, мы расскажем, что тогда здесь задумала советская разведка. Но сейчас давайте вернемся в Северный ледовитый океан, потому что там на борту танкера «Донбасс» именно Арнольд Дейч до последнего бился в том артиллерийском расчете.

Руслан ДИЛЬМУХАМЕТОВ, капитан гидрографического судна Северного флота «Ромуальд Муклевич»: У этого эсминца было полное преимущество в оружии, он мог стрелять в два раза дальше, чем танкер.

КОР.: И тем не менее, танкер «Донбасс» и Дейч в вооруженном расчете дают бой?

Руслан ДИЛЬМУХАМЕТОВ, капитан гидрографического судна Северного флота «Ромуальд Муклевич»: Конечно, да.

КОР.: Самоубийство?

Руслан ДИЛЬМУХАМЕТОВ, капитан гидрографического судна Северного флота «Ромуальд Муклевич»: Нет. Это долг.

МУЖЧИНА: Ну, цельная натура. Вот он, напрямую, этот враг. Мне кажется, что это достойно любого человека и борца. Он доказал, что он боролся до последнего с фашизмом.

Руслан ДИЛЬМУХАМЕТОВ, капитан гидрографического судна Северного флота «Ромуальд Муклевич»: Никто не имеет права спустить флага перед врагом. Это главное условие существования любого судна.

КОР.: А «Донбасс» ведь ушел с поднятым флагом?

Руслан ДИЛЬМУХАМЕТОВ, капитан гидрографического судна Северного флота «Ромуальд Муклевич»: Конечно. Советский военно-морской флаг не был спущен перед врагом никогда. Для увековечивания памяти погибших моряков на танкере «Донбасс, памяти разведчика Арнольда Дейча венки, цветы возложить.

КОР.: Сергей Брилев – «Вести».

Поделиться ссылкой
Поделиться ссылкой