Служба внешней разведки Российской ФедерацииПубликацииПубликации в СМИВалерий Николаев работает на разведку

Валерий Николаев работает на разведку

10 Марта 2011
Валерий Николаев работает на разведку
Илона ЕГИАЗАРОВА

14–15 марта на Первом канале состоится премьера остросюжетного фильма "Вербовщик".
Картина входит в цикл "Поединки", рассказывающий о легендарных советских разведчиках. Мы уже знакомили своих читателей с подробностями съемок лент о Рудольфе Абеле, супругах Вартанянах, Алексее Ботяне, Зое Воскресенской, Алексее Козлове, Джордже Блэйке… "Вербовщик", снятый студией "Артель" при поддержке Службы внешней разведки, посвящен поистине уникальной судьбе разведчика Дмитрия Быстролетова.
Он прожил свою жизнь стремительно и, на первый взгляд, легко и играючи, словно оправдывая фамилию Быстролетов. Внебрачный сын графа Александра Толстого и эмансипированной гувернантки, человек, владевший 22 языками, прекрасный художник и талантливый врач, удачливый бизнесмен, торговавший нефтью и текстилем, обаятельнейший мужчина, круживший головы баронессам и графиням,  — и одновременно советский разведчик, добывший секреты МИДа Великобритании, коды тайной переписки первых лиц Австрии, Германии, Италии  — все это Дмитрий Быстролетов. Такая судьба, наполненная событиями, приключениями и впечатлениями давно просилась на экран…

Честь снимать фильм о Быстролетове, да еще и сыграть главного героя, выпала Валерию Николаеву. Валерий так и говорит:
 — В век продюсерского кино мы снимаем то, что дают. Но это просто невероятное счастье, что из всего цикла о разведчиках мне досталась именно история Дмитрия Быстролетова. Только представьте себе жизнь этого человека: 13 лет в разведке, 18  — в сталинских лагерях, поездки по Европе, общение с аристократическими кругами всего мира… А еще Дмитрий Александрович успел получить медицинское образование в Праге и Цюрихе и считался одним из лучших акушеров–гинекологов. А как он рисовал!.. Сыграть столь богато одаренного человека  — честь для каждого актера и невероятная удача. Нас в театральных вузах как учили? Персонаж всегда интереснее тебя, и когда кажется, что нечего играть  — просто выжимай краски из своего героя, расставляй акценты. А тут у моего персонажа столько красок, столько переживаний и событий в жизни, что можно захлебнуться, играя… Наша картина могла бы потянуть на 70 серий, а приходилось ужиматься до двух. Признаюсь, с болью прощался с какими–то эпизодами биографии Дмитрия Александровича…
В основу фильма легли мемуары Дмитрия Быстролетова.
ЦИТАТА
 — Я открыл их в 10 вечера, думал, просто полистаю,  — говорит Николаев,  — а очнулся лишь в 6 утра, перевернув последнюю страницу. Это не только интереснейшая, остросюжетная книга, но еще и очень неплохая литература, написанная прекрасным слогом.
На съемки было отведено катастрофически мало времени  — 14 дней. Бюджет тоже был ограничен.
Приходилось выкручиваться.
 — Нам везло с самого начала,  — говорит Николаев.  — Снимаем в Чехии. Кульминационная сцена в горах, лошади, пейзажи  — и драматическое объяснение Быстролетова с женой. Важно было на контрасте показать красоту природы и ужас того будущего, которое развернется перед героями. Как я все красиво продумал: свет, костюмы… Приезжаем на натуру  — а там такой туман, что на расстоянии 20 метров ничего не видно. Бюджет "Титаника" не сумел бы раздымить это пространство. Подготовили технику  — и тут на 3 минуты туман рассеялся, мы быстренько отсняли сцену  — и снова заволокло пеленой. Следующую сцену умудрились отснять за 15 минут  — тоже в момент, когда прояснилось. Вот так к нам благоволили силы природы. Я потом, смеясь, говорил своей группе: считаете, что это мы сняли кино? Просто оно должно было появиться  — и появилось…

А теперь чуть подробнее о сюжете. Дмитрий Быстролетов родился в 1901 году. В его судьбе могла бы случиться и революция, и гражданская война, но… Не желая принимать сторону ни красных, ни белых, не желая участвовать в братоубийственном противостоянии, Дмитрий уехал в Константинополь. Кем только там ни работал: и моряком, и поваром, и штукатуром, а в 20–е годы попросился обратно на родину. Молодая советская республика приняла блудного сына и… предложила сотрудничество с разведкой  — Быстролетов без акцента говорил на 15 языках, хорошо владел еще 7, был храбр, имел цепкую память и аналитический ум… Таким богатством нельзя было разбрасываться. И началась жизнь  — трудная, но интересная. Венгерский граф, английский лорд, греческий наркодиллер… Кем только ни приходилось прикидываться Быстролетову для выполнения заданий Центра.
ЦИТАТА
— Разведчики и актеры — родственные души, — любил говорить Дмитрий Александрович. — Только если в театре допускается некая степень условности, то разведчик должен быть абсолютно правдоподобен, абсолютно погружен в придуманный образ. Потому что ставка здесь — сама жизнь.
... В Европе в 30–е годы происходили бурные политические процессы, становилось очевидно: война неминуема, знать планы Англии, Италии, Германии советским лидерам было крайне важно. И Быстролетов поставлял сведения без устали, используя зачастую… женщин. Их он вербовал почти мгновенно: офицер СС теряла голову и… сдавала все дипломатические тайны возлюбленному.

Ах, как он был хорош, этот "граф Дима"! Прекрасно танцевал, артистично курил сигары и пил коньяк…

Однажды Центр потребует, чтобы он женился на ценном источнике информации  — и он женится. А через семь лет брака инсценирует собственную гибель, чтобы завершить историю с постылой супругой. Правда, как–то они встретятся на пороге одного из европейский ресторанов, но Дмитрий так резво скроется из виду, что ошеломленной "вдовушке" покажется, что это был мираж…
Но и с циничными донжуанами иногда случается настоящая любовь… Иоланта  — женщина всей его жизни…

Быстролетов полюбит ее, раскроет тайну своей работы, предложит ей сотрудничать с советской разведкой и… однажды предаст. Из Центра придет задание: граф Вивальди  — ближайший друг Муссолини  — держит у себя на вилле ценный архив, необходимо выдать Иоланту за него замуж и завладеть секретными документами. Быстролетов согласится.
ЦИТАТА
 — Как я оцениваю своего героя с морально–этической точки зрения?  — отвечает Валерий Николаев на вопрос "Вокруг ТВ".  — Ну, во–первых, о морали и нравственности надо спрашивать у людей, которые ставили перед разведчиками такие задачи. А во–вторых… Кто мы такие, чтобы судить? Мы, что, побывали в той исторической мясорубке, в которой жили наши герои? Мы, что, выполняли государственные задачи и сидели потом в тюрьме? Для нас жизнь Быстролетова  — некая абстракция, для него  — это ежеминутный выбор. Сделал бы я такой выбор в жизни? Нет! Но у меня нет права судить. Очень хочу, чтобы зрители, посмотрев фильм, уловили основную идею: выбор всегда определяет судьбу…
Есть в фильме весьма пикантная коллизия. В жену Быстролетова Иоланту смертельно влюблена женщина  — Изольда. Иоланта поначалу отвечает на ее чувства, а потом все–таки отдает предпочтение Быстролетову…

 — Думаете, я придумал эту историю ради зрелищности?  — говорит Николаев.  — Нет, в мемуарах она прописана с большим трепетом, психологизмом… На роли Изольды и Иоланты решено было брать чешских актрис. На кастинг пришло 10, Яна Берншкова и Йитка Йежкова были последними, кого я отсматривал. Яна не говорит ни по–английски, ни по–чешски. Как общаться? Я попросил ее через переводчика, чтобы она просто рассказала о себе, но в начале монолога была светлой и радостной, затем подпустила бы слезу, а закончила бы холодно и отстраненно. Я потом отсматривал на диске материал проб и удивлялся: у нее будто хронометр внутри  — все сделала, как я сказал. И Яна, и Йитка очень точные актрисы. С Йиткой смеялись: я пытался ей деликатно намекнуть на лесбийскую тему в киносюжете, а она махнула рукой: "Не переживай, я только что вернулась из Франции, где играла аналогичные отношения, меня, правда, уже начинает тревожить постоянство темы, но ничего, сыграю…"
За все приходится платить. За увлекательную, роскошную жизнь, за любовь, за талант Быстролетову пришлось расплатиться 18 годами тюрьмы и смертью любимой Иоланты.
В 1937 году начались чистки внутри госорганов, начальников Быстролетова  — Артура Артузова и Михаила Гора  — расстреляли, в 1938–м посадили и самого Дмитрия Александровича. Он пережил лагерный ужас  — и не сломался. Когда ему предложили амнистию, ответил: "Согласиться на амнистию  — значит расписаться в преступлении. А я ничего не совершал. Требую еще одного суда и признания меня невиновным"...
ЦИТАТА
 — Не скрою, боялся лагерных эпизодов  — там требуется размах, массовка, а у нас не было на это средств. Сцену выгрузки заключенных на этапы снимали в Переяславле. В распоряжении была одна собака и 50 человек  — их надо было раздуть в 600… Раздули…  — не без гордости говорит Валерий Николаев.

В финале актер предстает перед зрителями в образе седого как лунь старика.
ЦИТАТА
 — Этот портретный грим мне делали 5 часов. Великие наши специалисты во главе с Петром Горшениным. В Америке это стоило бы огромных денег, спецсредств, а наши кудесники буквально из ничего сделали сложнейшую работу. Это для них был профессиональный вызов. Я решил опробировать грим: сел в машину, поехал на автозаправку, где покупаю бензин много лет. Меня никто там не узнал! Но я сделал для себя страшное открытие: никакого уважения к старикам у нас в стране нет. Какой–то парень на "Мерседесе" обхамил меня  — его совсем не смущал мой "возраст"…
У Быстролетова, по всей видимости, тоже была отнюдь не счастливая старость. Он освободился из лагеря в 1956–м, работал во ВНИИ медицинской информации  — переводил спецлитературу, был снова нужен стране. Он даже написал один киносценарий. Неиссякаемой жизненной силы человек! И все–таки смятение и грусть иногда накатывали…

Так кто же он был  — патриот или авантюрист, счастливец или нет?
ЦИТАТА
 — В моем герое сошлось все,  — говорит Валерий Николаев.  — "Ад и рай  — в небесах, утверждают ханжи. Я, в себя заглянув, убедился во лжи: ад и рай  — не круги во дворце мироздания, ад и рай  — это две половины души"… Очень точное высказывание Омара Хайяма. В человеке уживается не Или–Или, а И, И, И…. Быстролетов был, несомненно, авантюристом. Но свою жизнь он посвятил родине.
На этот же сакраментальный вопрос мы попросили ответить и руководителя пресс–бюро Службы внешней разведки Сергея Иванова:
 — Дмитрий Александрович Быстролетов, несомненно, был патриотом страны и патриотом разведки. Даже годы тюрьмы не озлобили его. Возможно, он до конца жизни не простил конкретных людей из Службы, но свою обиду на всю разведку не распространял. То, что Быстролетов сделал для нашей страны, трудно переоценить. Даже сегодня невозможно говорить о конкретике  — его дело и по сей день под грифом "секретно". Но, владея 15 языками как родными, вращаясь в аристократических кругах Европы, он мог добывать и образцы оружия, и военные, и политические секреты… В финале фильма герой говорит фразу: если бы начать все заново  — я выбрал бы именно эту жизнь. Это абсолютная правда. У Быстролетова не могло быть иной жизни.

Фото предоставлены студией "Артель"
 
Источник: Вокруг ТВ
Поделиться ссылкой
Поделиться ссылкой