КУОС без грифа "секретно"

1 Апреля 2009

Владимир ДАВЫДОВ

СОРОК ЛЕТ НАЗАД БЫЛО СОЗДАНО УНИКАЛЬНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦНАЗА ГОСБЕЗОПАСНОСТИ 

Сравнительно недавно в отечественных и зарубежных СМИ, на интернет-сайтах стала появляться незвучная аббревиатура — КУОС. Ее развернутое прочтение мало о чем говорило — "Курсы усовершенствования офицерского состава". Под этим нейтральным по смыслу, неприметным названием было зашифровано созданное решением руководства КГБ СССР 19 марта 1969 года сверхсекретное подразделение, в задачи которого впервые со времени окончания Второй мировой войны входила подготовка спецназа госбезопасности. В те времена боевым подразделениям было не принято давать громкие и звучные имена. Так засекречивался сам факт их существования. 

(В оригинале) Фото из архива КУОС 

Необходимость создания такого подразделения диктовало время. Изменившаяся со времен Второй мировой войны военно-политическая ситуация в мире уже не предполагала использования всей мощи вооруженных сил государства как инструмента внешней политики. Достижение политических целей странами Запада (в первую очередь США) эффективно осуществлялось проведением специальных, строго засекреченных операций за рубежом. То есть выверенными, "точечными", целенаправленными действиями профессионалов, специально подготовленных для этого. 

Действуя автономно, эти люди должны были выполнять поставленные задачи практически в любой точке земного шара, находясь на нелегальном положении в условиях войны между государствами. Представители этой профессии называют себя разведчиками специального назначения, сочетающими качества легального разведчика и спецназовца. 

Чтобы хоть силой воображения попытаться понять характер и уровень профессионализма этой работы, представьте съемки западного боевика без дублей и монтажа в минимальные сроки, безошибочно, скрытно и в другом государстве. 

Многое из того, что связано с деятельностью КУОС КГБ СССР, совершенно секретно и сегодня. Однако некоторые сведения об этой легендарной спецшколе, делах ее выпускников оказались доступны широкой общественности, что позволяет получить хотя бы некоторое, близкое к реальному представление о ней. 

ОТБИРАЛИСЬ ЛУЧШИЕ ИЗ ЛУЧШИХ 

19 марта 1969 года вышел приказ председателя КГБ СССР, которым во исполнение закрытого постановления Совмина СССР предписывалось образовать совершенно необычное подразделение, задачи которого не вписывались в привычные рамки. Осмысление масштаба поставленных задач и уж тем более их выполнение были плодом кропотливой работы. 

Решать эти задачи могли только высочайшие профессионалы, и от их подбора зависело все. Офицеров — создателей КУОС, первых преподавателей школы спецназа госбезопасности находили и отбирали из числа лучших из лучших. Жизнь показала — это был абсолютно правильный выбор. 

Первым начальником КУОС стал Григорий Иванович Бояринов, погибший при штурме дворца Амина 27 декабря 1979 года. Фронтовик, человек незаурядной судьбы, блестящий специалист своего дела, умница. Чтобы понять этого человека, пусть каждый ответит для себя на простой вопрос: верят ли в тебя твои товарищи настолько, что готовы идти за тобой даже на смерть? За ним шли! За то, что он смог поднять за собой штурмовые группы (но сам при этом погиб), ему было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. 

Под стать Григорию Ивановичу была сформирована и команда первых преподавателей КУОС: мастера, знатоки своего дела, каждый в своей области — уникальный специалист, беззаветно преданные Родине люди. Это были не кабинетные работники, а боевые офицеры, которые, когда это было необходимо, отложив в сторону учебник, брали в руки оружие и вели своих вчерашних учеников на выполнение самых сложных заданий. 

Ко времени создания КУОС в странах Запада как минимум десяток лет уже существовали боевые подразделения аналогичного профиля. Приходилось догонять. Однако спустя непродолжительное время в мире едва ли можно было найти школу подготовки спецназа, употребляя лексику новояза, "круче" нашей. Объяснение этому простое: профессиональную подготовку спецрезервистов вели люди, имевшие опыт агентурно-оперативной и диверсионной работы, полученный в Великой Отечественной войне. 

Организационно КУОС был развернут на базе Высшей краснознаменной школы КГБ СССР — легендарной кузницы кадров внешней и военной разведки. В то же время профессорско-преподавательский состав и слушатели КУОС находились в оперативном подчинении руководства внешней разведки или Первого главного управления (ПГУ) КГБ СССР. С середины 70-х годов подготовку кадрового состава КУОС и выполнение боевых задач стала осуществлять нелегальная разведка, а именно — Управление "С" ПГУ КГБ СССР. 

Базой КУОС стала территория знаменитой ШОН (Школы особого назначения) в районе Балашихи. В годы войны отсюда ушли в свое бессмертие легендарный разведчик, Герой Советского Союза Николай Кузнецов, Зоя Космодемьянская и многие другие. Здесь начинал свою оперативную деятельность в качестве заместителя начальника школы выдающийся советский разведчик-нелегал Рудольф Иванович Абель (настоящее имя — Вильям Генрихович Фишер). После окончания войны на этой территории находилась знаменитая 101-я разведывательная школа, готовившая сотрудников советской внешней разведки. 

Позднее уже выпускники КУОС отправятся отсюда для выполнения поставленных интернациональных задач практически на все континенты земного шара. Одними из первых были отряды специального назначения "Зенит" и "Каскад", принявшие боевое крещение в Афганистане. 

Боевая обкатка в кризисных ситуациях за рубежом позволила вскрыть недостатки, связанные прежде всего с несогласованностью различных видов подготовки, уязвимостью используемых прикрытий и легенд, недостаточной изученностью и применением средств связи, шаблонностью каналов переброски, дефицитом знаний местных языков и т. д. 

ПРЕДШЕСТВЕННИКИ 

Спецкурсы в функциональной деятельности органов госбезопасности возникли не на пустом месте. У них были предшественники. Так, на третий день Великой Отечественной был создан уникальный спецназ НКВД — Отдельная мотострелковая бригада особого назначения (ОМСБОН), входившая в 4-е (партизанское) управление во главе с известным разведчиком генерал-лейтенантом Павлом Судоплатовым. Чекистские партизанские отряды из ОМСБОН отличались высокой боеспособностью, дисциплиной, хорошо поставленной разведывательной, контрразведывательной и диверсионной работой в тылу противника. 

Преемником Четвертого управления НКВД стал созданный в 1955 году 13-й спецотдел при ПГУ КГБ. Затем этот отдел преобразовали в отдел "В". Осуществили это оригинально: присоединили 1 к 3 — получилось "В". Это был тот самый отдел "В", который в 1967-1968 годах возглавлял генерал-майор Виктор Владимиров. Кроме всего прочего, отдел был назван "В", как многие считали, и в честь Владимирова. В дальнейшем, когда Виктор Михайлович попал в опалу из-за имевшего место предательства одного из сотрудников, отдел "В" подвергся очередной реорганизации. Букву "В" немного закруглили, и получился 8-й отдел, но уже управления "С" ПГУ КГБ СССР. 

Это, конечно, в значительной степени шутка. Но на самом деле с каждым переименованием менялись и задачи, которые исходя из международной обстановки ставились перед этим особым подразделением. 

После гибели Григория Бояринова при штурме дворца Амина некоторое время должность руководителя КУОС занимал будущий первый командир группы специального назначения "Вымпел", Герой Советского Союза (за участие в штурме дворца Амина) капитан первого ранга Эвальд Козлов. На этом посту его сменил сначала ученик Ильи Григорьевича Старинова, а с 1983 года — Сергей Голов, участник штурма дворца Амина (орден Ленина). 

Сергей Александрович Голов стоял у истоков создания спецподразделения "Альфа" (ныне управления "А" Центра специального назначения ФСБ России). Уволился в запас в звании полковника в 1993 году после октябрьских событий в Москве, когда КУОС расформировали, а "Вымпел" передали в ведение МВД. 

В период создания КУОС, с 1966 по 1969 год (до официального "дня рождения"), первым местом дислокации были Пограничные курсы в Голицыне. Здесь были подготовлены учебные поля для тактических занятий и полигон для работы с минно-взрывными средствами. Для огневой подготовки использовались тир и стрельбище Высшей краснознаменной школы им. Дзержинского (ВКШ). Заканчивалось обучение воздушно-десантными сборами на базе одной из дивизий ВДВ и экзаменами. 

В ЛЮБОЙ ТОЧКЕ МИРА, ПРИ ЛЮБЫХ ПОГОДНЫХ УСЛОВИЯХ 

В отделе "В" при ПГУ КГБ при СМ СССР существовали программы занятий, тренировок, сборов и учений, рассчитанные на полтора месяца. Всех спецрезервистов готовили вместе. Но практика показала, что времени, выделенного на подготовку спецрезервистов, недостаточно для приобретения практических и теоретических навыков. Из этих соображений было решено готовить командирское (чекистское) звено (командиры и заместители командиров оперативно-боевых групп) отдельно от других и в течение трех месяцев. 

Первый набор КУОС состоял из 60 человек. Это были в основном представители спецгрупп и руководящее звено Отдельной бригады особого назначения (ОБОН), что позволило им в будущем со знанием дела организовать подготовку спецрезерва. 

ОБОН (шесть оперативных полков и один оперативный батальон) носила кадрированный характер и предназначалась для разведывательно-диверсионных и специальных действий в военное время и в особый период, состояла из отобранных офицеров КГБ, прошедших спецподготовку. ОБОН курировала внешняя разведка в лице ее Спецотдела. 

Практика показала, что трехмесячный срок обучения также недостаточен. 

На основе опыта боевой деятельности спецподразделений и партизанских формирований в период Великой Отечественной войны и боевых действий ВДВ с учетом имеющихся отечественных документов и иностранных уставов и наставлений для подразделений спецназначения руководство отдела "В" при ПГУ КГБ при СМ СССР разработало программу подготовки КУОС, рассчитанную на пять месяцев по два потока в год. Руководство КГБ поддержало предложение руководства КУОС о создании пятимесячных курсов. 

Оперативную подготовку вели преподаватели 101-й школы ПГУ КГБ СССР и работники отдела "В" при ПГУ. 

Штат преподавателей КУОС формировался по рекомендациям начальников кафедр ВКШ. В их числе были полковник в отставке легендарный Илья Старинов, подполковники Федор Быстряков, Михаил Пантелеев, Иван Заливакин и майор Борис Васюков. Все — участники Великой Отечественной войны с большим боевым опытом. 

Одной из основных целей обучения на курсах была подготовка командиров оперативно-боевых групп для управления личным составом в сложных условиях тыла противника. В связи с этим все занятия и учения на КУОС проводились в условиях, приближенных к боевым, с обозначенным противником, в том числе на реальных объектах и при любых погодных условиях. 

На первых порах в ходе проведения программы спецподготовки и сами преподаватели получали новые знания, постоянно совершенствовали качество обучения. 

По данным архивов, в то время к спецпредметам обучения на КУОС относились:

 — агентурная разведка, визуальное наблюдение, наружное наблюдение, легендирование, документирование, нелегальные каналы переброски;

 — оперативное и физическое проникновение на объекты с особым положением, особенности физической и технической защиты этих объектов и способы их преодоления;

 — минирование и организация диверсий, обезвреживание взрывных устройств иностранного производства, а также самодельных взрывных устройств (СВУ);

 — владение отечественным и иностранным стрелковым оружием, специальным вооружением;

 — рукопашный бой;

 — управление различными видами транспорта, в том числе в экстремальных условиях;

 — подбор и оборудование крупногабаритных тайников в городских и полевых условиях, оперативная топография;

 — средства специальной радиосвязи, шифровальная работа и техника;

 — методы полевого базирования;

 — методы выживания в экстремальных условиях;

 — преодоление естественных и искусственных преград;

 — морально-волевая и психологическая подготовка к действиям в автономном режиме;

 — подбор площадок для десантирования с вертолетов и самолетов малой авиации, для воздушных и морских десантов;

 — способы обеспечения безопасности групп и отдельных исполнителей на территории боевых действий. 

(На фото в оригинале)Первый начальник КУОС Григорий Иванович Бояринов 

НОВАЯ УГРОЗА — ТЕРРОРИЗМ 

С 1968 года в мире начался отсчет времени такого явления, как международный терроризм (захват в заложники израильских спортсменов на Олимпиаде в Мюнхене). Во многих странах спешно приступили к созданию сил специальных операций, способных оказать противодействие террористам. В обязательной программе подготовки КУОС появилась еще пара дисциплин:

 — методы деятельности сил специальных операций, террористических и экстремистских группировок;

 — антитеррористический курс. 

Для более качественной подготовки спецрезерва КГБ СССР руководство КУОС решило увеличить срок обучения до семи месяцев. В программу ввели дополнительные дисциплины, в том числе горную подготовку. Определили новые организационные основы КУОС и инициировали документы к соответствующему изменению структуры курсов. 

В 1969 году было решено провести показательное учение по "отмобилизованию" управлений КГБ. Руководителем группы наблюдателей был заместитель председателя КГБ СССР генерал-полковник Виктор Захаров. Силы управления и приданный им батальон из армейского корпуса должны были обнаружить и пленить оперативно-боевую группу разведчиков-диверсантов. Дело было под Краснодаром, на опушке леса. Оперативно-боевая группа оборудовала схрон и оттуда наблюдала за обстановкой, используя перископ разведчика Р-105. 

Посредником учения выступал полковник Лазаренко. Он-то и привел генерала Захарова на опушку леса, где находился схрон. Предлог — отсюда лучше обозревать местность. У Лазаренко была радиосвязь с группой "диверсантов". После доклада комбата, что прочесывание леса не дало результатов, генерал Захаров спросил у Лазаренко:

 — Разведчики ушли от прочесывания?

 — Никак нет, товарищ генерал. Они вас видят.

 — Не может быть!

 — А вы подайте какой-нибудь знак.

Захаров снял фуражку, и Лазаренко спросил в микрофон:

 — Что вы видите?

Дал послушать ответ генералу:

 — Товарищ генерал снял фуражку.

Захаров сделал еще несколько жестов и услышал:

 — Товарищ генерал поднял руку, опустил руку.

Захаров повернулся к Лазаренко:

 — Да где же они?

 — Вы практически стоите на блиндаже, который оборудовали разведчики. Все они там и находятся. Только не говорите командиру корпуса, а то попадет ребятам за необнаружение схрона. 

На этих же учениях зампреду и многим руководителям управлений была впервые продемонстрирована эффективность спецоружия. Бочки с горючим на расстоянии 300 метров эффектно взрывались от невидимых и неслышимых выстрелов. Это работала "Буря". Еще не "Винторез" (бесшумная снайперская винтовка), который появился позднее, но "Буря" уже 30 лет назад была весьма современной "игрушкой". Тогда же была продемонстрирована и "Гроза" (более известна как МПС) — малогабаритный двуствольный пистолет с эффектом гашения звука выстрела в самих спецпатронах. 

Большое внимание на курсах уделялось психологической подготовке слушателей в условиях больших физических нагрузок во время горной, воздушно-десантной подготовки и на учениях. Практически все преподаватели проходили воздушно-десантную и горную подготовку и наравне со слушателями участвовали в тактических комплексных занятиях и учениях. Вся работа строилась под руководством, при активной помощи и непосредственном участии отдела "В" при ПГУ, а затем 8-го отдела Управления "С". Когда же возникла необходимость участия в боевой спецоперации за рубежом, на вопрос представителя центра: "Кто готов выполнить задание?" — все преподаватели ответили согласием. 

Созданный 19 августа 1981 года Отдельный учебный центр (ОУЦ) КГБ СССР (он же — группа специального назначения КГБ СССР "Вымпел") также дислоцировался на базе КУОС. Многие выпускники курсов были зачислены в штат спецподразделения "Вымпел". Обучающимся в ОУЦ к учебным программам КУОС были добавлены иностранные языки, страноведение, легководолазная подготовка. Первым начальником ОУЦ был Герой Советского Союза капитан 1-го ранга Эвальд Козлов. 

Распространяться об обучении на курсах среди выпускников было не принято. Даже в территориальных управлениях КГБ СССР о прохождении сотрудниками куосовских наук знали лишь начальники управлений и их замы по кадрам. Для всех остальных оперативник находился в командировке. 

Для одного из выпускников КУОС эта профессиональная традиция обернулась неприятностью. 

После второго покушения на президента Грузии Шеварднадзе 9 февраля 1998 года (первое было совершено 29 августа 1995 года) организатором обоих покушений был объявлен шеф госбезопасности Грузии генерал-лейтенант Игорь Гиоргадзе. Главным аргументом обвинения был неизвестный ранее факт из биографии Гиоргадзе. В свое время он окончил КУОС. Возмущение преподавателей КУОС было настолько велико, что они даже согласились встретиться с представителями СМИ и перед теле- и фотокамерами прокомментировать ситуацию. 

Старший преподаватель КУОС по тактико-специальной подготовке, выживанию и топографии, участник афганской войны полковник Анатолий Набатов заявил перед телекамерой: "Возмущает не то, что Игоря обвинили в покушении на главу государства, а то, что его обвиняют в некомпетентности в подготовке таких акций. Игорь был одним из лучших на курсах. Если бы к планированию, подготовке и реализации операции по ликвидации главы Грузии Гиоргадзе был причастен, то Эдуард Амвросиевич остался бы сегодня только в наших воспоминаниях. Более того, никто бы никогда и не подумал, что Игорь имеет к этому какое-то отношение". 

Игорь Гиоргадзе так прокомментировал слова своего бывшего учителя: "Любой из тех, кто прошел подготовку, аналогичную моей, мои однокурсники, тех, кто окончил КУОС до или после меня, скажет, что первых лиц государства путем дистанционного подрыва профессионалы не убирают. Для этого есть тысячи других способов. 

Нам давали такую подготовку, чтобы человек был в состоянии выполнить задание в любой точке земного шара. Начиная от вывода из строя пусковой установки стратегической ядерной ракеты и заканчивая похищением особо важного лица и его дальнейшей переправкой в Советский Союз".

Поделиться ссылкой
Поделиться ссылкой