Наташа НИКОЛАЕВА
"Красная звезда" уже рассказывала о легендарном разведчике Герое России Алексее Ботяне. Недавно еженедельная независимая газета "Русская Германия" опубликовала интервью с Алексеем Николаевичем. Думается, что оно представляет интерес и для российского читателя.
— Алексей Николаевич, вы являетесь одним из прототипов главного героя замечательного фильма "Майор Вихрь". Насколько отличается фабула романа Юлиана Семенова от реальных исторических событий по спасению Кракова?
— В фильме майора и его радистку арестовывают сотрудники абвера, потом нашим разведчикам удается бежать, но под конец они все же погибают, пытаясь вместе с польскими подпольщиками не допустить подрыва по главному кабелю. В действительности реальные события по спасению Кракова развивались по иному сценарию.
— Ваш отряд планировал физическое уничтожение гауляйтера Польши Ханса Франка. Как вам удалось завербовать камердинера гауляйтера Юзефа Путо?
— Нам помог один из наших польских товарищей, Болеслав Вроньский, который был знаком с камердинером гауляйтера Юзефом Путо. Болеслав знал, что Юзеф ненавидит фашистов, а у Франка работает по принуждению, поэтому предложил Путо совершить акт возмездия. Камердинер не сразу дал согласие, его волновало, что будет с семьей. Когда же Болеслав ответил, что семью партизаны вывезут в надежное место, сразу согласился. Ему передали пистолет с глушителем и мину. Но накануне запланированного покушения советские войска прорвали фронт, и Франк спешно бежал.
— Правда, что план спасения Кракова возник не сам по себе, а для того, чтобы обеспечить в первую очередь беспрепятственное продвижение советских войск по территории Польши?
— В 1944 году в Польшу забрасывались советские разведывательно-диверсионные отряды в целях предотвращения взрывов железнодорожных и шоссейных мостов на пути продвижения Красной Армии. Когда же советскому командованию стало известно о планах гитлеровцев уничтожить Краков вместе со всеми жителями, некоторые из этих разведывательных групп получили приказ командования воспрепятствовать планам гитлеровцев.
— Вы лично разрабатывали план спасения города? Уничтожение Ягеллонского замка, древней резиденции польских королей, в которой немцы создали огромный склад боеприпасов, — это ваша идея?
— В 1944 году нам стало известно, что немцы приступили к подготовке уничтожения Кракова. Местом для складирования боеприпасов они избрали Ягеллонский замок. Мы получили приказ из Москвы сосредоточить все внимание на этом объекте и не допустить, чтобы фашисты смогли реализовать план по уничтожению города. Долго вели наблюдение, чтобы найти какой-нибудь подход к замку. Во время одной операции разведчики из моего отряда с помощью польских друзей захватили инженера-картографа из штаба тыловых подразделений вермахта Зигмунда Огарека. Мы привлекли его к сотрудничеству, а вскоре он сообщил, что для переноски и укладки снарядов в замке требуется рабочий. Под видом грузчика в замок был внедрен поляк Витольд Млынц. Я снабдил его английской миной, которую он установил в нужном месте. В результате 18 января 1945 года прогремел взрыв.
Мне часто задают вопрос: "Не жалко было уничтожать историческое здание?" Жалко... Жалко, что фашисты для склада взрывчатки выбрали именно это историческое здание. Но шла война, и счет велся не на количество спасенных зданий, а на количество спасенных человеческих жизней. Мы вынуждены были пойти на эту жертву, чтобы спасти несколько десятков тысяч жизней поляков, чтобы сохранить один из прекраснейших городов Восточной Европы! Город, в который сейчас приезжают сотни туристов из разных стран мира. Летом прошлого года я тоже был в Кракове, бродил по улицам, наслаждался красотой и величием этого замечательного города, вспоминал те далекие годы и своих польских товарищей, с которыми мы шли рука об руку в той страшной войне.
— Несмотря на ваши военные заслуги, вы так и не были тогда удостоены высшей награды — звания Героя Советского Союза. Почему?
— Меня представляли к Звезде еще в 1943 году. Летом того года мой отряд получил задание уничтожить берлинских эмиссаров, которые обосновались в здании гебитскомиссариата в г. Овруч. Было решено взорвать гебитскомиссариат вместе с гитлеровцами. Для осуществления этого плана мы привлекли Якова Каплюка, который работал там истопником. Яков и его жена Мария переправляли в гебитскомиссариат взрывчатку и закладывали ее в указанных местах этого здания. В результате взрыва погибло более 80 матерых фашистов. Когда встал вопрос о награде, в Москве что-то не сложилось. В итоге дали орден Красного Знамени. Второй раз меня представляли к званию Героя, но опять наградили лишь орденом Красного Знамени. Чиновников смутило то, что в 1939 году я был унтер-офицером в армии Пилсудского. Но вы же понимаете, что воевали мы не ради наград.
И все же не скрою, что было очень приятно и волнительно, когда получал Звезду Героя из рук Президента Владимира Владимировича Путина накануне Дня Победы, в мае 2007 года.
— Поляки понимают, что вы сделали для спасения Кракова? У вас есть польские награды?
— Конечно, понимают. Летом 2008 года вместе со съемочной группой, которая снимала фильм "Счастье разведчика", я был в Польше. Когда на улице простые поляки узнавали, что я имею прямое отношение к спасению Кракова, подходили ко мне, пожимали руку, говорили слова благодарности. И польские награды, конечно, у меня есть. Например, польский орден Virtuti Militari я получил за спасение этого города.
— Почему сейчас столь негативно отношение Польши к России? Короткая историческая память или, наоборот, обиды времен Екатерины II?
— К сожалению, сейчас отношение к России со стороны государств Восточной Европы не самое дружественное. В данной ситуации мне хочется напомнить, что именно Советский Союз спас восточноевропейские страны, в том числе и Польшу, от фашизма. Политика нацистов в отношении поляков по генеральному плану "Ост" заключалась в быстрой и полной их германизации. Поляков, непригодных для этих целей, а также евреев предполагалось постепенно уничтожить, а на их место поселить чистокровных немцев. Политика германизации не только уничтожала польскую государственность, лишала людей их культуры и традиций, образования и просвещения, она превращала жителей оккупированных территорий в бесправных рабов.
Представитель фюрера в Польше Ханс Франк неоднократно заявлял, что будет уважать традиции и нужды подчиненной ему территории. А между тем в концлагерь были отправлены профессора и преподаватели Ягеллонского университета. В 1940 г. были расстреляны видные политические деятели, которые могли начать антифашистскую пропаганду среди населения. Закрывались высшие и средние учебные заведения, была запрещена деятельность различных общественных организаций. В 1941-1942 годах в Польше были созданы шесть лагерей смерти для уничтожения евреев. Польша стала местом, где в концлагерях уничтожали не только польских евреев, но и евреев со всей Европы. Здесь холокост достиг особенно большого размаха. Думаю, что никакой свободной и независимой Польши сегодня не было бы, если бы не наша победа. Мы положили тысячи жизней наших солдат за освобождение этого государства от фашизма.
— При создании фильма "Счастье разведчика" съемочной бригаде активно помогала Служба внешней разведки. Правда, что специально для картины были рассекречены некоторые документы?
— Служба внешней разведки рассекретила ряд эпизодов военных операций, проведенных в годы Великой Отечественной войны. В фильме "Счастье разведчика", который снял Первый канал российского телевидения, рассказывается о нескольких из них, в том числе и по спасению польского города Кракова. Главную роль сыграл молодой и талантливый актер Александр Олешко. Кстати, я тоже принял участие в создании этой картины. В фильме я знакомлю телезрителей с теми местами, где действовала моя разведгруппа, рассказываю о совместной борьбе советских разведчиков и польских патриотов против нацистов. На мой взгляд, фильм получился хороший. Отличительной особенностью его является то, что впервые в отечественном кино экранизируется реальная работа разведчика. Факты, которые показаны в фильме, были реальными.
Первый канал сделал мне своего рода подарок, премьера фильма состоялась 10 февраля, в день моего рождения. По традиции отмечать я начал на волейбольной площадке. Стараюсь два раза в неделю играть, чтобы поддерживать спортивную форму. А уже потом, после тренировки, в кругу семьи и друзей вместе смотрели этот фильм.
— Вам исполнилось 92 года. Нет обиды на то, что о вас так широко узнали только сейчас?
— Какая может быть обида? Я выполнял свой долг перед страной.
— Вы считаете главным делом своей жизни именно спасение Кракова или то, что вам выпала честь воевать за Родину?
— Спасение Кракова — одно из многочисленных заданий, которые мне доводилось выполнять. А главным делом своей жизни я, конечно, считаю службу Родине.
Наша справка. Алексей Николаевич Ботян родился 10 февраля 1917 года. Вырос в крестьянской семье, проживавшей на территории Западной Белоруссии, которая в марте 1921 года отошла к Польше. После окончания школы был призван в польскую армию, в составе которой, командуя расчетом зенитного орудия, в сентябре 1939 года участвовал в боях с гитлеровскими оккупантами. После воссоединения Белоруссии стал гражданином СССР, работал школьным учителем. Затем был направлен на учебу в разведшколу НКВД. Во время ВОВ его неоднократно забрасывали за линию фронта для ведения разведки, уничтожения коммуникаций и линий связи противника. В составе крупного партизанского отряда Ботян участвовал в боевых действиях на территории Украины, Белоруссии, Польши и Чехословакии, пройдя путь от рядового бойца до заместителя командира партизанского соединения.
После окончания войны работал в центральном аппарате внешней разведки, привлекался для выполнения сложных и ответственных заданий за рубежом. Награжден двумя орденами Красного Знамени, орденами Трудового Красного Знамени и Отечественной войны I степени, многими медалями.
За мужество и героизм, проявленные в операции по освобождению Кракова в годы Великой Отечественной войны и за предотвращение его уничтожения немецко-фашистскими захватчиками, легендарному разведчику Алексею Ботяну в мае 2007 года было присвоено звание Героя Российской Федерации.
Публикации за Апрель 2009