Артур Христианович Артузов провел даже больше тайных разведопераций, чем считалось до недавнего времени
На этот раз книга "Артузов" из молодогвардейской серии "ЖЗЛ" читается, как детектив. Впрочем, это и есть своеобразный документально-биографический детектив в отличном исполнении писателя - мастера разведжанра Теодора Гладкова. О вроде бы и хорошо известном советском разведчике Артузове — он же гражданин Швейцарии — Артуре Евгении Леонарде Фраучи, рассказывается столько нового, что только диву даешься.
Меня, признаться, с самого начала сразил поразительный в российском представлении факт. Дом, принадлежавший отцу Артура, Христиану Фраучи, покинувшего родину еще во второй половине XIX века, до сих пор мирно стоит нетронутым и заколоченным в часе езды от Берна. Живут в деревне и дальние родственники нашего героя, помнят об уехавшем в Россию Христиане. Только вот дому вряд ли дождаться хозяев...
Артур Фраучи, взявший имя Артузов, даже свой настоящий паспорт N11/208, полученный 4 сентября 1917 г. в швейцарском консульстве Петрограда, отдал на дело святой для него разведки. Словно раз и навсегда отрезал от себя собственное прошлое. Этим подлинным, а потому бесценным документом впоследствии пользовались наши разведчики-нелегалы. А в графе "национальность" Артузов, заполняя еще до 1917-го тюремную анкету, гордо написал: "Сын швейцарского эмигранта, мать — латышка... Я себя считаю русским".
Неожиданно из книги Гладкова выяснилось, что с будущим сталинским палачом Ягодой он встречался не раз, и отношения между ними сразу не сложились. Интеллигент и прирожденный разведчик высочайшего класса, Артузов терпеть не мог "любителей" вроде Ягоды, выдававших себя за профессионалов. Впрочем, однажды с помощью Артура Христиановича троюродному брату Якова Свердлова, а тогда вконец обносившемуся Ягоде, были сшиты прекрасные по тому времени штаны. Но все равно два антипода оставались сугубо на "вы". А Ягода, кстати, второй раз породнился со Свердловым, женившись на его племяннице Иде Авербах. Брат Иды, литературный критик Леопольд Авербах, возглавлял печально известную Российскую ассоциацию пролетарских писателей, нанесшую огромный вред, даже ущерб русской литературе.
Вообще интересно, как Гладков прослеживает родственные связи тех уже далеких времен. Выясняется, что многие известные персонажи начала советской эпохи, причем иногда находившиеся по разные стороны баррикад, были связаны между собою родственными узами. А вот с Романом Пиляром Артузов дружил долгие годы. Настоящая фамилия многолетнего помощника Артузова Пиляр фон Пильхау — он из знаменитого рода прибалтийских баронов. Но самое интересное то, что Пиляр приходился двоюродным племянником Дзержинскому. Вот они, парадоксы Гражданской войны.
В книге подробно рассказывается и о действительно небывалой в практике спецслужб операции. Под руководством Артузова и при непосредственном участии Феликса Дзержинского были полностью перевербованы руководители польской разведки. В конце концов они перешли на сторону Советов не только формально. Даже работали в ЧК, правда, сменив фамилии. Во времена сталинских чисток это дало повод объявить Артузова шпионом. Не известно, как бы сложилась и судьба Дзержинского, будь он жив: в середине 30-х начали поговаривать и о его мнимом предательстве.
Новые данные приводит Гладков и о, казалось бы, вдоль и поперек изученной и ставшей классической операции "Трест", когда чекисты несколько лет дурачили противника, подставив ему в качестве действующей антисоветской организации своих собственных сотрудников. Но мало кто знает, что одним из авторов идеи операции "Трест" стал бывший шеф Отдельного корпуса жандармов, генерал-лейтенант старой армии Владимир Джунковский. Связь Владимира Федоровича с ЧК была строжайшим образом засекречена. И только теперь благодаря Теодору Гладкову открыта новая, совсем неизвестная страничка в работе Артузова и его товарищей.
Нашим читателям будет любопытно узнать, что фактически и вся операция "Трест" началась с раскрытия подпольных организаций, действовавших на территории Беларуси в районе Гомеля.
Мы прочитаем и о последних трагических днях жизни Артура Христиановича Артузова. Остается только позавидовать автору книги, сумевшему открыть столько нового в биографии Артузова. Хотя надо не завидовать, а отдать должное Теодору Кирилловичу Гладкову, установившему помимо всего прочего, даже имена палачей одного из основателей советской разведки.
Отличная книга! И абсолютно точно выпущенная именно в серии "ЖЗЛ". У
истории еще немало загадок. Быть им разгаданными, если за дело берутся
такие писатели, как Теодор Гладков.
Источник: Российская газета. СОЮЗ. Беларусь — Россия