ВЕДУЩИЙ: Они получали информацию из кругов, близких к президенту, а потом передавали ее в Москву с помощью антенны, замаскированной под провод от пылесоса. У легендарной семьи советских разведчиков — Михаила и Елизаветы Мукасей — в этом году двойной юбилей. Ему в августе будет 100, а ей сегодня исполнилось 95. За полвека агентурной работы они никогда не были даже близки к разоблачению, именно поэтому страна узнала о них только в 2001-м.
КОРР.: Они вместе почти 70 лет. Он также бережно держит ее за руку. Сегодня ей - 95, ему через несколько месяцев — 100 лет. Это самые успешные советские разведчики — почти четверть века в Западной Европе на нелегальной работе. Ни одной ошибки, ни одного не выполненного задания. "Зефир и Эльза" — так радистка Елизавета Мукасей подписывала шифровки, а для соседей из иностранной контрразведки она была лишь прилежной домохозяйкой.
Елизавета МУКАСЕЙ: Они видели, что я пылесосом чищу ковры, а антенна у пылесоса 12 метров, это наша антенна меня связывает с Москвой.
КОРР.: В годы второй мировой супруги Мукасей возглавляли резидентуру в Лос-Анджелесе. Они работали в консульстве под дипломатическим прикрытием, но это именно через них Рихард Зорге слал свои донесения. Этот сервиз он подарит незадолго до своего ареста в Японии. Сам Чарли Чаплин не подозревал, что является советским информатором. У него были влиятельные знакомые в правительстве США, и для Михаила и Елизаветы Мукасей великий актер стал настоящей находкой.
Елизавета МУКАСЕЙ: Кто нас выручал — это Чарли Чаплин. Он был наш самый любимый друг. Он всегда знал все наши советские праздники и песни. Всегда в праздники он к нам приходил со знаменем и кричал: "Да здравствует советская власть!".
КОРР.: Их дети — знаменитый кинооператор Анатолий Мукасей и директор многих кинофильмов Элла Болотинская — выросли, практически не видя родителей, они приезжали редко, иногда почему-то уходили через окно.
Анатолий МУКАСЕЙ, сын Елизаветы и Михаила Мукасей: Говорили, что они живут где-то в Калуге, но почему-то они приезжали из Калуги и очень плохо говорили по-русски. Я долго не понимал, что они там говорили. Тогда я уже начал догадываться, что они где-то находятся за рубежом.
Элла МУКАСЕЙ-БОЛОТИНСКАЯ, дочь Елизаветы и Михаила Мукасей: Во Внуково мы приедем, где-то в сторонке поставят машину, но мы видим, как поднимаются они по трапу самолета, и единственное прощание было, когда папа снимал шляпу. И это было прощание с нами. Тяжело вспоминать.
КОРР.: Улетали на годы. А потом, когда дети подросли, руководители разведки предложили супругам Мукасей забрать их с собой и подготовить для самостоятельной работы, но родители уже не хотели, чтобы дети повторили их судьбу, пусть, и такую героическую и увлекательную.
Елизавета МУКАСЕЙ. Страх, вечный страх, постоянное дрожание организма и вечная любовь к детям. Мы только о них и думали: живы ли, как они там без нас.
КОРР.: О многих операциях и даже о странах Мукасеи до сих пор предпочитают не
рассказывать. Известность к ним пришла только недавно, после опубликования
мемуаров, да и там почти нет деталей. Как говорит Михаил Мукасей, разведчик
обычно становится знаменит только после ареста, а с такой радисткой как "Эльза",
"Зефир" даже близко не был к провалу.