В ПАМЯТИ БОЛЬШИНСТВА ПОЛЯКОВ ОН ОСТАЛСЯ "ЛЕЙТЕНАНТОМ АЛЕШЕЙ"
Легендарному разведчику Алексею Николаевичу Ботяну исполняется 90 лет. Он по праву считается одним из лучших диверсантов Великой Отечественной войны.
Алексей Николаевич родился 10 февраля 1917 г. в крестьянской семье, проживавшей в белорусской деревне Чертовичи Виленской губернии. В марте 1921 г. эта часть Западной Белоруссии отошла к буржуазно-помещичьей Польше. В феврале 1939 г. он был призван на службу в польскую армию, в составе которой, командуя расчетом зенитного орудия, уже в сентябре участвовал в боях с гитлеровскими оккупантами и успел сбить три "Юнкерса-88".
После освобождения Красной Армией Западной Белоруссии вернулся домой и окончил педагогические курсы, работал преподавателем в начальной школе. По путевке комсомола был направлен на учебу в разведшколу НКВД, окончание которой совпало с началом Великой Отечественной войны. Великолепные физические данные и знание языка сделали его незаменимым для операций на территории оккупированной Польши.
В июле 1941 г. Ботян был зачислен в ОМСБОН, участвовал в боевых действиях по обороне Москвы, а с января 1943 г. и до конца войны находился в тылу противника в качестве помощника начальника штаба, а затем командира разведывательно-диверсионной группы партизанского отряда В.А. Карасева. Участвовал в боевых действиях на территории Украины, Белоруссии, Польши и Чехословакии. Алексей Николаевич был непосредственным организатором диверсионной акции в г. Овруче Киевской области (1943 г.). Перед подразделением Ботяна Москва поставила задачу совместно с действовавшим в этом районе партизанским отрядом уничтожить "берлинских эмиссаров".
В Овруч из Берлина прибыла спецгруппа для планирования карательных акций против партизан. Разведчики выяснили, что каратели остановились в здании хорошо охраняемого гебитскомиссариата. Приняли решение: взорвать это здание ночью вместе с гитлеровцами. И вот когда в заминированном здании шло секретное совещание, раздался взрыв. Тщательная подготовка и осуществление этой операции привели к полной ликвидации 60 фашистских офицеров, в том числе и высокого ранга, находившихся на тот момент в клубе. Алексею Николаевичу удалось спасти непосредственных исполнителей акции. Эта операция входит в качестве примера в учебники "по дисциплине "Д".
В августе 1944 г. Ботян был заброшен на территорию Польши (район Кракова) во главе разведывательно-диверсионной группы с задачей предотвращения взрывов железнодорожных и шоссейных мостов, чтобы способствовать быстрому продвижению Красной Армии. Радомское воеводство в Польше в годы войны — это что наша Брянщина. Край лесной, край партизанский. Здесь сражались отряды польского сопротивления — Армии Людовой, Армии Крайовой, воевали отряды, практически полностью состоявшие из бежавших советских военнопленных. Сюда же, под город Илжу, был направлен и диверсионно-разведывательный отряд под командованием Ботяна.
В конце 1944 г. разведчики узнали, что в замке города Новы-Сонч в Краковском воеводстве находится крупный склад боеприпасов — десятки тонн взрывчатки. Насторожило то, что запасы ее спешно пополнялись. Москва потребовала сконцентрировать все внимание на этом объекте. Разведчики долго вели наблюдение, пытаясь найти хотя бы какой-то подход к объекту. Помог случай. Во время одной операции они с помощью польских друзей захватили инженера-картографа из штаба тыловых подразделений вермахта Зигмунда Огарека. При нем были карты оборонительных сооружений. Пленный показал, что в случае приближения советских войск город Новы-Сонч должен превратиться в руины. В замке, по данным Огарека, также собрана взрывчатка для уничтожения культурных памятников Кракова.
Вскоре эти показания подтвердились. 10 января 1945 г. разведчики, устроив засаду, подорвали немецкую штабную машину. В портфеле одного из убитых, обер-лейтенанта Франца Шпигеля, среди секретных документов оказался приказ об уничтожении в час "X" города Новы-Сонч и культурных памятников Кракова. Огарека перевербовали и отпустили. Вскоре тот сообщил: для переноски и укладки снарядов в замке требуется рабочий. На следующий день у немцев появился усердный грузчик, которым был внедренный нашими разведчиками польский коммунист Витольд Млынц. Ботян снабдил его английской миной в виде куска подошвы, а Млынц сумел установить мину в нужном месте.
Взрыв в замке прогремел 18 января 1945 г. в 5 часов 20 минут. Через Новы-Сонч в ту ночь двигались немецкие войска. У наружных стен замка скопились на ночлег сотни гитлеровцев. По свидетельству хирурга местного гарнизонного госпиталя Карла Дагельбаума, попавшего в те дни в советский плен, после взрыва общее количество убитых и раненых составило более 400 человек. Замок взорвали, а город Новы-Сонч спасли. Не удалось врагу воспользоваться боеприпасами и для уничтожения исторических памятников Кракова.
Эта операция вошла в историю как первая совместная победа объединенных сил советско-польских партизан. Гарнизон города разгромили ночью внезапным ударом. Были освобождены тюрьмы, взяты трофеи оружием, продовольствием, медикаментами. В Илже сохранился памятный знак во дворе местной школы. Отсюда уходили польские и советские партизаны на захват города. На камне выбито имя и Ботяна - "лейтенанта Алеши".
После окончания войны Ботян продолжал работать в центральном аппарате внешней разведки, неоднократно привлекался для выполнения сложных и ответственных заданий за рубежом. Награжден двумя орденами Красного Знамени, орденами Трудового Красного Знамени и Отечественной войны I степени, многими медалями, а также нагрудным знаком "Почетный сотрудник госбезопасности".
Сегодня Алексей Николаевич ведет программу "Ветераны глазами детей" в Военно-патриотическом центре. У него много учеников. Ветеран на личном примере демонстрирует подросткам науку "Школы выживания": в 90 лет он играет в волейбол, поражает неутомимой энергией и жаждой жизни.
Юрий ДРОЗДОВ
генерал-майор в отставке,
начальник нелегальной разведки
Первого главного управления
КГБ СССР в 1979-1991 гг.