Собирательный Вихрь

19 Февраля 2007
Сергей ГУРЧЕНКО.

Алексей Ботян обыграл не одну разведку мира, но проиграл нашим бюрократам

Майор Вихрь, Лео Дворжак, Алексей Ботян — это неполный список имен нашего разведчика-нелегала, у которого Родина до сих пор в долгу

Алексея Ботяна три раза представляли к званию Героя Советского Союза и два раза - к Герою России. Но чиновники наградного отдела всякий раз упирали на то, что в деле разведчика не хватает каких-то бумаг.

10 февраля Алексею Николаевичу исполнилось 90 лет. Накануне юбилея корреспондент "РК" побывал у него в гостях. Ветеран до сих пор строен, гибок и румян, потому что привык к активному образу жизни: в пять утра — подъем, зарядка, летом велосипедная прогулка, зимой — тренировка на велотренажере.

Жена Галина (Гелена) Владимировна накрыла стол. Мы выпили за Победу, за Россию и за мир во всем мире. Всему этому Ботян прослужил — трудно представить — 70 лет.

ВЗРЫВ В ОВРУЧЕ

Будущий советский разведчик-нелегал воевать начал в 1939 году, в зенитном дивизионе... польской армии. Родился Алексей в белорусской деревне Чертовичи Вильненской губернии, которая перед войной отошла к Польше. Там его и призвали под ружье. Ботян успел сбить три "Юнкерса", когда эту территорию заняли советские войска. Перед Великой Отечественной войной бывшего зенитчика направили на учебу в диверсионно-разведывательную школу НКВД.

Летом 1943 года из Берлина в оккупированный город Овруч прибыла многочисленная группа "специалистов по борьбе с партизанами". Ботяну Москвой была поставлена задача уничтожить берлинских эмиссаров. Разведчики выяснили, что высокопоставленные каратели остановились в здании гебитско-миссариата. Самое простое решение — взорвать его вместе с гитлеровцами. Но как заложить взрывчатку? Ботяну удалось найти помощника — Якова Каплкжа, который работал там истопником. Не одну неделю Яков и его жена Мария переправляли в гебитскомиссариат 150 кг взрывчатки и закладывали ее в указанных местах. В ночь на 9 сентября 1943 года над городом взметнулся столб пламени. Более 80 фашистов погибли под руинами, в том числе сам гебитскомиссар Венцель и начальник антипартизанского центра Зиберт.

СПАСЕНИЕ КРАКОВА

За год до Победы, когда фронт уже стремительно продвигался на запад, группа лейтенанта Ботяна оказалась в районе Кракова, где предстояло подготовить базу для целого партизанского соединения.

В замке города Новы-Сонч Краковского воеводства диверсанты обнаружили большой склад взрывчатки. Похоже, гитлеровцы задумали какую-то крупную акцию. Какую? Агентурная работа дала однозначный ответ: смертоносный запас должен был уничтожить жемчужину польского градостроительства — Краков.

10 января 1945 года разведчики подбили немецкую штабную машину. В портфеле обер-лейтенанта Франца Шлигеля оказался приказ шефа жандармерии. В нем говорилось об уничтожении города, а также о завезенных в замок Новы-Сонч новейших противотанковых гранатах.

Один из агентов Ботяна сообщил, что для переноски и укладки снарядов в замке требуется рабочий. Так у немцев появился усердный грузчик, которым был польский коммунист Витольд Млынц. Ботян снабдил его английской миной в виде куска подошвы.

Взрыв в замке прогремел 18 января 1945 года в 5 часов 20 минут. Через Новы-Сонч в ту ночь двигались немецкие войска второго эшелона. У наружных стен замка скопились сотни гитлеровцев, машин, фурманок, автобусов.По свидетельству хирурга местного гарнизонного госпиталя Карла Дагельбаума, попавшего в те дни в советский плен, общее количество убитых и раненых после взрыва составило более 400 человек.

Долгое время считалось, что майор Вихрь из одноименного телесериала — это Евгений Березняк, ныне живущий в Киеве. Однако сам Березняк никогда не считал себя единоличным прототипом Вихря. "Возможно, мы кое-кого разочаруем, — писал он в книге воспоминаний, — но наша группа в день освобождения Кракова находилась далеко от города, продвигаясь по приказу командования дальше на запад. Мы не знали, да и не могли знать, сколько групп, подобных нашей, действовало в районе Кракова и причастны к его спасению".

Аналогичного мнения придерживается и Ботян. "Образ майора Вихря собирательный, - сказал мне Алексей Николаевич. — Судя по всему, Юлиан Семенов при подготовке сценария ознакомился с некоторыми документами наших разведгрупп, но не все фамилии тогда были рассекречены. Впрочем, делить нам нечего. Главный спаситель Кракова — советский солдат, в кое понятие входим и мы, разведчики".

БРАК С ИНОСТРАНКОЙ

После войны Алексей Ботян был вынужден изменить и фамилию, и судьбу. Центр приказал ему в качестве чешского репатрианта "возвратиться" из Западной Украины в Судетскую область, переданную Чехословакии. Там предстояло осесть, получить образование, сделать карьеру, чтобы в последующем внедриться в западные спецслужбы.

Под именем Лео Дворжака наш разведчик вместе с большой группой переселенцев приехал в промышленный город Аш, поступил в техникум, устроился на урановую шахту. Там вырос до мастера участка.

В Аше Лео познакомился с местной красавицей Геленой Винзель.Они полюбили друг друга. Но когда разведчик запросил Центр о разрешении на брак, то ему поначалу запретили. "Не по бардакам же ходить! ", — настаивал Лео. Аргумент, похоже, сработал, но с условием: если возникнет необходимость перебазироваться в другую страну, то семью придется бросить.

После смерти Сталина почти все руководство управления, на которое замыкался Ботян-Дворжак, было арестовано. Новые начальники, узнав, что у важного агента жена — иностранка, срочно вызвали его в Союз и уволили... "за разложение". Алексей Николаевич с помощью друзей-разведчиков нелегально вывез из Чехословакии жену и родившуюся к тому времени дочь. Только тогда Гелена и узнала, кто ее муж на самом деле. По советским документам она стала Галиной Владимировной Ботян.

Через полтора года после смерти вождя страсти улеглись, руководство управления оценило опыт нелегала и вернуло Ботяна на службу. Спецподготовку прошла и Галина Владимировна. "Чешская операция" была продолжена. Лео Дворжак внедрился в одну из западных спецслужб и стал поставлять ценнейшую информацию. Наш нелегал успешно работал в разных странах до 1985 года. Когда осел в Союзе, принимал участие в создании легендарного подразделения "Вымпел".

НЕФОРМАЛЬНЫЙ ГЕРОЙ

"Алексея Николаевича трижды представляли к званию Героя Советского Союза, - рассказали мне ветераны разведки. — Но все время мешали бюрократические причины".

В 2003 году группа ветеранов и действующих сотрудников Службы внешней разведки вышли с ходатайством о присвоении Ботяну звания Героя России. Реакция - отрицательная. В 2005 году с аналогичным ходатайством обратились в правительство РФ 200 разведчиков, военачальников, депутатов Госдумы. Тот же результат. Отговорка такая: в личном деле Ботяна отсутствуют прежние представления на награду. Но их и не может быть! В соответствии с ведомственной инструкцией неподписанные руководством секретные документы уничтожались по актам как проекты.

Сейчас группа политических деятелей, военачальников, разведчиков, бывших партизан вновь подготовила в правительство РФ коллективное ходатайство (теперь уже 400 подписей! ). Может быть, справедливость наконец восторжествует?
Источник: Русский курьер
Поделиться ссылкой
Поделиться ссылкой