СУДЬБА ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ

16 Февраля 2007

И. ГРИШИНА

Алексей БОТЯН, полковник, герой Великой Отечественной войны. 

10 февраля исполнилось 90 лет легендарному человеку, герою Великой Отечественной войны Алексею Николаевичу Ботяну. И для многих, поверьте, это уже не просто фамилия… Это живая история нашей страны, это пример служения Отечеству и наша совесть. Этот человек вызывает истинное восхищение у всех, кому довелось с ним общаться, и глубокое уважение у профессионалов. Прототип героя знаменитого фильма "Майор Вихрь", легендарный Алеша, партизан Великой Отечественной — он защищал Москву, участвовал в рейдах от Старой Руссы до Кракова в составе диверсионных групп, громил врага на оккупированных территориях, проявляя героизм и мужество, стойкость и преданность, смелость и безграничную отвагу… Нам удалось встретиться с Алексеем Николаевичем накануне его юбилея и еще раз убедиться в его фантастической душевной щедрости и жизнелюбии. Мы от имени всей нашей многочисленной читательской аудитории поздравили юбиляра и задали ему несколько вопросов. 

В июле 1941 г. был зачислен в ОМСБОН. Вместе с другими чекистами он неоднократно забрасывался за линию фронта для ведения разведки, уничтожения коммуникаций и линий связи противника. В составе крупного партизанского отряда участвовал в боевых действиях на территории Украины, Белоруссии, Польши и Чехословакии, пройдя путь от рядового бойца до заместителя командира партизанского соединения по разведке. После окончания войны А. Н. Ботян работал в центральном аппарате внешней разведки, неоднократно привлекался для выполнения сложных и ответственных заданий за рубежом. Награжден двумя орденами Красного Знамени, орденами Трудового Красного Знамени и Отечественной войны 1-й степени, многими медалями, а также нагрудным знаком "Почетный сотрудник госбезопасности" (информация с сайта службы внешней разведки Российской Федерации).

 — Алексей Николаевич, сама ваша фамилия Ботян, какое имеет происхождение? 

 — Когда я жил в Польше, моя фамилия звучала как Бочан, в переводе с польского — "аист". В дальнейшем она подверглась искажениям, изменениям. В Белоруссии такая фамилия пишется Боцян. А в России уже стала писаться Ботян. 

 — Вы родились в Белоруссии, которая входила тогда в состав Польши. Даже служили в польской армии. Скажите, почему сейчас так непросто складываются наши отношения с Польской Республикой? 

 — Простить не могут того, что, по их мнению, в разделе Польши виновата Россия. Начиная еще с 1872 г... Они видят в нас единственных виновников раздела Польши при Екатерине II. Но на самом деле — историю не перепишешь. У всех народов есть потери и приобретения по мере развития государства и во время ведения войн. К примеру, Польша могла потерять и Варшаву в свое время… Но при этом после окончания Второй мировой войны приобрела в своем составе часть немецких земель, таких как Нижняя Силезия. Правда, сейчас все предпочитают об этом умалчивать или не вспоминать… 

Очень непростые вопросы возникали у нас во время выполнения спецзаданий в период Великой Отечественной на территориях Львовской и Тернопольской областей. Когда мы проходили на операции по Киевской или Винницкой областям, мы практически не несли потерь. Передвигались группами по 5-6 человек и в целом ни разу не сорвали поставленной задачи. Но когда шли в Западную Украину, даже отрядами по 30-40 человек, проблем было огромное количество. Трудно было полагаться даже на самые проверенные источники... Наверное, было ошибкой отдать Львов австрийцам. Может быть, если бы этот город остался в свое время в Российской империи, все сегодня было бы по-другому… История пишется долго, часто — это политика. Но могу сказать совершенно точно, что мы много работали в период войны с польскими товарищами, проводили серьезные операции — это надежные и честные люди. Народ не всегда согласен с теми мнениями, которые насаждаются политиками. Поэтому это вопросы не наши с вами, они так или иначе разъяснятся. Россия сейчас возрождается, и это многим может не нравиться. 

"…Война для Алексея Ботяна началась в 1939 г. Белорус Ботян родился на территории Польши и попал служить в армию Пилсудского. Когда напали немцы, командовал зенитным расчетом. Под Варшавой сбил три "Юнкерса". А потом вместе с польскими частями отступал на восток, где сдался Красной армии. Из лагеря Ботян бежал, добрался до своей Вильненской губернии, где уже установилась советская власть. Работал учителем, вступил в комсомол. По комсомольской путевке Ботяна направили в школу НКГБ. Великолепные физические данные и знание языка сделали его незаменимым в операциях на территории оккупированной Польши. Радомское воеводство в Польше в годы войны — все равно что наша Брянщина. Край лесной, край партизанский. Здесь под стенами средневековых замков сражались отряды польского сопротивления — Армии людовой, Армии крайовой. Здесь воевали отряды, практически полностью состоявшие из бежавших советских военнопленных. Сюда же, под город Илжу, был направлен и диверсионно-разведывательный отряд под командованием Алексея Ботяна. В Илже сохранился памятный знак во дворе местной школы. Отсюда уходили польские и советские партизаны на захват города. На камне выбито имя и Ботяна — "лейтенанта Алеши". В 1970-е гг. за помощь польским партизанам Ботяну присвоили звание почетного гражданина города Илжи…"

 — Скажите, а как получилось, что вы участвовали в операции в городе Илже? 

 — Илжа — районный городишко, совсем небольшой. Там располагался немецкий гарнизон. Люди из Армии людовой попросили нас помочь освободить сидевших в местной тюрьме подпольщиков. Командир подразделения лично обратился ко мне с просьбой оказать помощь в налете на Илжу (позже эта операция вошла в историю как первая совместная победа объединенных сил советско-польских партизан — авт.). 

Перед нашей группой стояла основная задача — выйти к Кракову без потерь. Останавливаться означало потерю времени и, возможно, потерю сил. Провели разведку, обрезали немцам телефонную связь и вошли в город с наступлением ночи. Пулеметным огнем мы заперли гитлеровцев в казарме. Поляки вытаскивали своих товарищей из тюрьмы, громили почту, банк, опустошали склады. Целую ночь город был в руках восставших. Наутро мы "заглянули" в немецкую аптеку, запаслись медикаментами, перевязочным материалом и снялись с места. Наш отряд выдвинулся на Ченстохов. Операция, конечно, не самая серьезная, но на войне каждая человеческая жизнь ценится по-другому. Мы могли помочь, все рассчитали, спасли человеческие жизни. 

"…В ноябре 1941 г. Ботян был переброшен за линию фронта в составе спецгруппы, которая вела разведывательно-диверсионную работу в тылу врага совместно с партизанскими соединениями Белоруссии и Украины. Летом 1943 г. фашисты решили организовать мощный антипартизанский центр. Из Берлина в город Овруч прибыла многочисленная группа "специалистов по борьбе с партизанами". Перед подразделением Алексея Ботяна Москва поставила задачу: совместно с действовавшим в этом районе партизанским отрядом уничтожить "берлинских эмиссаров". Разведчики выяснили, что каратели остановились в здании хорошо охраняемого гебитскомиссариата. Приняли решение: взорвать это здание ночью вместе с гитлеровцами. Ботяну удалось найти помощника — Якова Каплюка, который работал в гебитскомиссариате истопником. В течение нескольких недель Яков и его жена Мария переправили в гебитскомиссариат 150 кг взрывчатки и заложили ее в указанных подрывниками местах. В ночь на 9 сентября 1943 г. в Овруче прозвучал взрыв. Более 80 фашистов погибло под руинами, в том числе гебитскомиссар Венцель, начальник антипартизанского центра Зиберт. 

За успешную операцию Алексей Ботян, Яков и Мария Каплюки были награждены орденами Красного Знамени. Бойцы сегодняшнего спецназа в курсе, что операция Ботяна по уничтожению гитлеровцев в Овруче признана классикой разведывательно-диверсионной работы советских спецслужб. Эта операция входит в качестве хрестоматийного примера в учебники по дисциплине "Д"… Этот факт из книги-альбома "От осназа до "Вымпела"". Что касается осназа и Ботяна... Без него история осназа неполная. В составе ОМСБОНа (отдельной мотострелковой бригады особого назначения) НКГБ Алексей Ботян еще в 1941 г. громил гитлеровцев под Москвой… 

Но самым главным маршрутом в жизни разведчика и диверсанта оказался путь, пролегавший по захваченной врагом территории от Старой Руссы до Кракова. Эта дорога и определила основной вектор его судьбы. Судьбы особого назначения!.. 

 — Самая громкая операция, в которой вы участвовали, — это спасение Кракова. Об этом много говорили и говорят. Снят фильм "Майор Вихрь" по мотивам повести Юлиана Семенова. Расскажите подробнее об этой операции и о работе над фильмом. 

 — Фильм сняли прекрасный. Учитывая, что Семенов писал книгу по материалам Главного разведуправления Генштаба, а я служил в 4-м управлении НКВД, то в консультанты по фильму я приглашен не был. Но всем было понятно, что майор Вихрь — образ собирательный. В спасении Кракова участвовало несколько групп. Группа Евгения Березняка, моя и другие. Перед нами стояла главная задача — обеспечить беспрепятственное наступление Красной армии и быстрое продвижение к Кракову советских войск. Каждый день мы проводили диверсии: нападали на немцев, устраивали засады, взрывали поезда везде, где только можно — южнее и восточнее Кракова. Большую помощь нам оказывали польские партизаны. В конце 1944 г. моя группа случайно захватила инженера-картографа из штаба тыловых подразделений вермахта — поляка Зигмунда Огарека. При нем были карты оборонительных сооружений Новы-Сонча. 

Оказалось, что в здешнем Ягелонском замке, древней резиденции польских королей, немцы устроили огромный склад боеприпасов. Завозили туда вагонами взрывчатку, снаряды, фаустпатроны. Это, прежде всего, делалось для того, чтобы заминировать мосты через реку Дунаец, Рожновскую плотину и культурные памятники Кракова. И при отступлении предполагалось все это достояние взорвать. В результате все в округе было бы затоплено, и Красная армия не смогла бы прежними темпами двигаться дальше. 

И тогда пришла идея взорвать этот замок. Мы прекрасно понимали, что это — исторический памятник. Но на войне не всегда есть выбор... 

Перевербованный нами Огарек нашел польского коммуниста, который под видом грузчика внес в замок мину и вложил ее в штабеля со снарядами. В 5 часов 20 минут 18 января 1945 г. прогремел взрыв. Гитлеровцев погибло много, потери исчислялись сотнями. По уцелевшим мостам, по незатопленной местности Красная армия беспрепятственно вошла в Краков. Позже я участвовал в других операциях, но эта оказалась одной из самых известных в моей биографии. Война — это боль и потери, уходят из жизни лучшие... Я помню всех, с кем воевал. Вот только из своего отряда только я один остался... 

 — А чем вы сейчас занимаетесь? 

 — Из органов я уволился в 1983 г. До 1989 г. помогал, сотрудничал с органами. Мог бы работать консультантом… Но в то время пенсии на жизнь вполне хватало. Работал с молодежью. Занимался спортом. Когда играл в волейбол с молодыми, то меня ставили только к сетке — как нападающего. Я всегда был очень прыгучим. Помню, в 1940 г. на соревнованиях при росте 167 см на метр сорок в высоту прыгнул — в сапогах! А сейчас вот в волейбол играю только два раза в неделю. Но закалка сохранилась. 

До сих пор встречаюсь с молодежью, что называется, передаю опыт… Понятно, что не профессиональный. Но умение жить для страны, быть истинным патриотом необходимо воспитывать, чтобы не было хотя бы таких инцидентов, как в Эстонии с памятником советскому солдату… К сожалению, мы — ветераны той великой войны — уже в возрасте и не можем собраться и поехать на защиту этого монумента, памяти наших погибших товарищей. Но те, кто сейчас растет в окружении подобной информации, которая иногда подменяет и искажает нашу историю, оскорбляет наших Героев и их подвиги, должны знать правду. И мы можем им ее рассказать. Так что надо жить и жить честно… 

"…В Военно-патриотическом Центре (ВПЦ) "Вымпел" Алексей Николаевич Ботян ведет программу "Ветераны глазами детей". У него множество учеников. Это человек, к которому можно обратиться за помощью в трудную минуту, и он не откажет никогда. Алексей Николаевич на личном примере демонстрирует подросткам всю гамму наук "Школы выживания". Он поражает своих учеников неутомимой энергией и жаждой жизни. Он настоящий герой, завоевавший души и сердца юного поколения, с достоинством и честью несущий эстафету памяти в будущее нашей Великой Родины..." 

Последняя история, о которой рассказал на нашей встрече Алексей Николаевич, показалась мне наиболее ярко отражающей его характер и жизнестойкость, его открытость к жизни и в то же время величайшее мастерство маскировки… 

 — Когда после войны я "работал" за границей, то по легенде устроился слесарем на завод в стране пребывания. А при заводе были 2-х и 3-х годичные учебные курсы. Обучали на более квалифицированные профессии. И я загорелся! Очень хотелось учиться, а потом и язык я знал не досконально… 

Подошел к мастеру посоветоваться, но документов-то об образовании у меня нет? Мастер отпустил меня в столицу в управление образования, чтобы походатайствовать о зачислении на курсы. 

Приехал, а там неприемный день. Я со слезами на глазах взмолился вахтеру, мол, ну очень надо, и мастер не отпустит больше с работы! Помоги… Хороший человек оказался, помог. Вызвал менеджера, и тот, поверив в то, что все документы у меня сгорели — война! — выдал разрешение на учебу. Окрыленный, ехал я на завод. Меня приняли на курсы, и я сразу же стал готовиться к учебе — купил учебники по физике, математике. Учился честно и старательно… 

Вы знаете, можно, конечно, и не высовываться и не стараться, это не всегда требуется для выполнения основного задания... Но надо не только жить правильно, но и стараться делать все для страны, в которой ты родился. Однако при этом и для той, в которой приходится жить… Иначе — неправильно! Очень важно всегда и везде приносить пользу. 

Может быть, именно этот жизненный принцип и помогает Алексею Николаевичу выживать в любых обстоятельствах и жить полной жизнью, не оглядываясь и не жалуясь.

Поделиться ссылкой
Поделиться ссылкой