Чемодан секретных документов

2 Марта 2006
Александр ВИТКОВСКИЙ.

Интерес к разведчикам военной поры никогда не убывает. Один из них, практически не известный широкой публике, — бывший резидент советской разведки в Италии Николай Горшков.

С помощью своей агентуры он сумел добыть секретные чертежи первого американского стратегического бомбардировщика Б-29 "Суперфортресс". Этот самолет называли "железным монстром", "летающей крепостью". Именно Б-29, названный "Энола Гей", 6 августа 1945 года сбросил атомную бомбу на Хиросиму. Через три дня — 9 августа — другой бомбардировщик Б-29 шел курсом на Кокура (ныне Китакюсю). Но город спасла густая облачность. Самолет прошел мимо основной цели и повернул на запасную — к Нагасаки. В 11 часов дня и этот город практически был стерт с лица земли атомным смерчем.

К сожалению, Николая Михайловича уже нет среди нас. Но остались документы, воспоминания, публикации в специальных изданиях.

Свое знакомство с Италией Николай Горшков начал с Неаполя. Здесь, на освобожденной от фашистов территории, начинали действовать госучреждения и представительства зарубежных стран. В одном из них — Военно-политической средиземноморской союзнической комиссии — и работал молодой элегантный человек со щегольскими усиками.

Обстановка была сложной. Весной 1944 года фронт между освобождавшими страну англо-американскими войсками и фашистскими дивизиями проходил всего в нескольких десятках километров севернее Неаполя. Город подвергался бомбежкам. И в этих условиях, когда до окончания войны оставалось больше года, советской резидентуре приходилось не только восстанавливать связи со своими старыми, еще довоенными источниками информации, но и подбирать новых людей для трудной и важной работы. Требовался не один год, чтобы по-настоящему организовать разведывательную деятельность в стране, где еще недавно беспредельно властвовали фашисты.

Практически в это же самое время, в июне 1944 года, свой первый боевой вылет совершил и новейший стратегический бомбардировщик США Б-29. По тем временам это была невиданная машина. Ее максимальный взлётный вес составлял более 60 тонн — в два раза больше, чем у любого другого серийного бомбардировщика Второй мировой. На самолете были установлены четыре мощнейших четырёхрядных в форме звезды двигателя R-3350-23 "Дуплекс Циклон" по 2200 л. с., а также множество новейших достижений, среди которых — герметичные кабины экипажа, электродистанционная система управления стрелковым вооружением (10 крупнокалиберных пулеметов), тормозная система шасси и многое другое.

Разработку этой неприступной "летающей крепости" американцы начали еще в январе 1940 года, и результат превзошел все ожидания. Машина с невиданной для бомбардировщика скоростью 576 км/ч могла доставить бомбовый груз в девять тонн на расстояние 5230 км и была практически неуязвима для противника. Гарантированно уничтожить ее можно было только тараном или прямым попаданием нескольких зенитных снарядов. Производство этих воздушных монстров было поставлено на поток — по 10 машин в день. И хотя выпускали их немногим более года, была подготовлена целая воздушная армада — 3600 бомбардировщиков.

Естественно, что советскую разведку стали интересовать любые сведения в отношении Б-29. Особенно усилился интерес после участия этих машин в атомных бомбардировках Японии. Однако информация, которую смогли добыть советские разведчики в американских конструкторских бюро, на военных базах или в центрах самолетостроения, была отрывочной и неполной.

Дали команду на поиск таких сведений и резиденту в Италии Николаю Горшкову. Логика московского Центра была понятной — на военном аэродроме в Сицилии американцы расквартировали несколько Б-29. Однако даже самый короткий путь далеко не всегда бывает наиболее успешным. Это аксиома разведки. А у советского резидента Горшкова было еще и свое личное правило: страну пребывания нужно знать начиная с порога дома, в котором живешь. И Николай Михайлович тщательно изучал Италию, ее историю, культуру, экономику и политику. Но прежде всего он изучал ее людей — заводил огромное количество знакомств в поисках интересных с оперативной точки зрения лиц.

И вот однажды один из его приятелей, настоящий сеньор, бизнесмен средней руки, рассказал своему русскому другу, что в одной из стран Латинской Америки на авиазаводе работает его старший брат, который уехал туда еще до войны. Из простого рабочего он сумел выбиться в инженеры и сейчас занят на производстве американских бомбардировщиков.

Конечно, пройти мимо такой ситуации советский разведчик не мог. Горшков посылает информацию в Центр и ждет ответа. Москва должна не только санкционировать вербовку итальянца, но и помочь деньгами на поездку. Прошла неделя, две, три… Ответа нет. И тогда Николай Михайлович решается на беспрецедентный в условиях секретного ведомства шаг. Он вербует итальянца (в интересах конспирации мы будем называть его Синьор) и на деньги из секретной кассы резидентуры отправляет его в Южную Америку. В те годы добраться туда из Италии можно было только морским путем. Пароходы ходили редко и только через США, где нужно пересесть на другой корабль. Так что средства на разведывательный вояж требовались по тем временам немалые — около 30 тысяч долларов.

Через имеющиеся возможности резидент перепроверил полученную информацию. Все точно — и завод есть, и итальянский инженер, и Б-29. Но самое главное — Горшков доверял своему источнику. С ним были детально отработаны варианты поездки, способы связи, условные сигналы на случай успешной работы или провала. Здесь посредником была жена итальянца, которая, естественно, и не подозревала об истинной цели поездки своего мужа в Южную Америку.

Агент уехал, и для резидента потянулись томительные недели долгого ожидания. И вот наконец-то долгожданный сигнал — телефонный звонок от жены агента с условной фразой, означающей, что операция прошла нормально.

На явку Николай Михайлович выехал заранее. Наконец показался его агент. Он едва передвигал ноги, сгибаясь под тяжестью огромного чемодана.

 — Ты что, кирпичей туда навалил? — с трудом переводя дыхание, спросил он у Синьора.

 — Да нет, это чертежи бомбардировщика, — улыбаясь ответил агент. — Правда, сверху я положил всяких бумаг и буклетов, которые не имеют отношения к делу.

Вскоре все полученные материалы были направлены в Центр. Только через несколько месяцев в резидентуру пришла шифровка о том, что добытые документы являются "чрезвычайно ценными" и "имеют огромное значение".

Оперативные контакты с Синьором Николай Горшков поддерживал до 1950 года — вплоть до времени своего отъезда из Италии. А в КБ Туполева продолжали изучать добытые резидентурой документы Б-29. Прежде всего анализировали новейшие устройства бомбардировщика, затем его уязвимые места, а также разрабатывали и средства борьбы с "летающей крепостью". Благодаря этому на советских истребителях МиГ-15 были установлены 37-миллиметровые пушки, которые стреляли фугасными снарядами. Во время войны в Северной Корее в бою над рекой Ялунцзян был положен конец мифу о неуязвимости американских стратегических бомбардировщиков Б-29.

ИЗ АНКЕТЫ

Николай Михайлович Горшков родился в 1912 году в Горьковской области. На службу в органы госбезопасности призван в 1938 году. Окончил Центральную школу НКВД и школу особого назначения. Работал в Италии, Алжире. С 1944-го по 1950 год — резидент советской разведки в Италии. Затем работал в ряде европейских государств. Награжден орденом Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, нагрудным знаком "Почетный сотрудник госбезопасности" и многими медалями.


Источник: Парламентская газета
Поделиться ссылкой
Поделиться ссылкой