Академия тайной войны

15 Декабря 2000
Николай Плотников

Число желающих поступить в это единственное в своем роде российское учебное заведение растет год от года
Одной из важнейших составляющих "силового сообщества" России является Служба внешней разведки (СВР).
Как самостоятельный федеральный орган она была создана 18 декабря 1991 г. на базе Первого Главного управления (ПГУ) КГБ СССР, унаследовав от ПГУ кадры, оперативную и материально-техническую базу и богатые традиции, накопленные за многие десятилетия советскими разведчиками. В ведение СВР перешло и единственное в нашей стране учебное заведение по подготовке людей этой профессии.
Основано оно в октябре 1938 г. К этому времени в результате массовых незаконных репрессий, в ходе которых пострадали и сотрудники разведки НКВД, резко сократилось поступление важной и секретной военно-политической и технической информации из-за рубежа.
Между тем международная обстановка накалялась едва ли не с каждым месяцем. Стремительно набирала силу фашистская Германия. Все это заставило Сталина и Берию в срочном порядке принимать необходимые меры. Среди них создание Школы особого назначения (ШОН) для срочного пополнения рядов "бойцов невидимого фронта". И оно с этой задачей справилось.
В годы Великой Отечественной войны, например, ее выпускники провели десятки блестящих операций, вскрывших замыслы командования вермахта, позволивших проникнуть в германские разведслужбы, вести радиоигры дезинформационного характера с Абвером и Гестапо.
Так, в ходе операции "Школа" удалось перевербовать начальника паспортного бюро одного из учебных центров Абвера. Он сообщил установочные данные более чем 200 немецких агентов, заброшенных в наши тылы. Все они были либо уничтожены, либо начали работать на советские спецслужбы, исправно сообщая своим бывшим хозяевам то, что считала необходимым довести до их сведения Москва.
Стратегическая дезинформационная радиоигра "Монастырь" не имела аналогов и шла на протяжении всей войны. Не случайно до сих пор ее непременно штудируют в учебных заведениях многих спецслужб мира.
В 1943 г. ШОН переименовали в Разведывательную школу (РАШ) 1-го Управления Народного комиссариата государственной безопасности СССР.
В самый разгар холодной войны, когда обострилась и тайная борьба враждебных блоков, РАШ подверглась серьезной реформе: были изменены, в частности, учебные планы и программы, появились новые кафедры и дисциплины. Иным стало и ее название.
С сентября 1948 г. РАШ переименовали в Высшую разведывательную школу (ВРШ). В переписке в системе КГБ и в обиходе ее еще называли 101-й школой.
19 декабря 1967 г. за вклад воспитанников ВРШ в обеспечение безопасности государства ее наградили орденом Красного Знамени. А еще через год Высшую разведывательную школу преобразовали в Краснознаменный институт (КИ) КГБ СССР с правами высшего учебного заведения. После смерти Юрия Андропова КИ присвоили его имя.
Последняя крупная реорганизация, после которой альма-матер "штирлицев" назвали Академией внешней разведки (АВР), произошла в конце 1994 г.За 62 года ШОН-РАШ-КИ-АВР подготовила сотни профессионалов разведки.
Сегодня имена некоторых из них знает вся страна. Среди них Герои России Барковский, Феклисов, Квасников, Яцков. В чрезвычайно сложных условиях они сумели добыть информацию, которая позволила ускорить создание ядерного щита государства. Некоторым разведчикам за мужество и героизм в целях конспирации порой вручались сугубо мирные награды. Например, Анатолий Яцков за участие в одной из успешных операций, связанной с риском для жизни, был отмечен орденом Трудового Красного Знамени.
О достижениях питомцев АВР станет известно не скоро. Отчеты большинства из них так и будут храниться в особых архивах с лаконичной надписью: "Без снятия грифа секретности". Профессионалов нисколько не удивит случай, когда с досье одного из высокопоставленных шведских агентов русская разведка ознакомила широкую публику через... 400 лет после происходивших событий.
Несмотря на такую закрытость, во все времена желающих посвятить свою жизнь разведке было предостаточно. Правда, те, кто думает, что служба там — сплошь стрельба, драки, автомобильные гонки и прочие приключения в духе Джеймса Бонда, как правило, долго не задерживаются в спецслужбе. Труд разведчика — это каждодневные большие психологические нагрузки, непрерывный поиск решения задач, поставленных руководством, готовность к самоограничению и самопожертвованию.
Настоящим асом на подобном поприще может стать только тот, кто с первого до последнего дня службы в СВР руководствуется принципом: "Разведка — это не профессия, а образ жизни".
Попасть в святая святых — Академию внешней разведки нелегко было и раньше, и теперь. Мало блестяще владеть иностранными языками, иметь разносторонние знания и крепкое здоровье. Главное при отборе будущих слушателей АВР — установление мотивации поступления на службу в СВР. Результаты тестирований и социологических опросов показывают, что сейчас в основном абитуриентов влечет в академию стремление реализовать свои возможности. Далее идут желание послужить Родине и стабильность СВР как особого рода государственной организации.
Источник: Независимая военное обозрение
Поделиться ссылкой
Поделиться ссылкой