Подковёрные игры, международный кризис – экспозиция больше, чем просто историко-документальная выставка. Это экскурс в историю психологии принятия решений, где политический прагматизм граничит с импульсивностью. Но главное – это не просто рассказ об исторических событиях, а актуальное и наглядное пособие для современности.
Спустя 80 лет с начала Второй мировой войны прошлые противоречия ещё полностью не преодолены, и более того – они находят новое прочтение. На это обратил внимание Президент России Владимир Путин в своём приветствии организаторам и участникам выставки.
«К сожалению, в некоторых странах предпринимаются попытки пересмотреть причины и итоги Второй мировой в угоду космополитическим и экономическим интересам, искажаются исторические факты, навязываются откровенно лживые взгляды, выводы, построенные на домыслах и спекуляциях. В этой связи особое значение приобретают подлинные свидетельства той эпохи – архивные материалы. Многие из таких уникальных документов – представлены на нынешней выставке, причем часть из них – впервые», – говорится в тексте приветствия, которое в ходе церемонии открытия выставки зачитал глава Росархива Андрей Артизов.
Особое внимание на выставке уделено англо-франко-советским политическим и военным переговорам, проходившим в Москве в июне – августе 1939-го. Именно они во многом предопределили расстановку сил в Европе к началу Второй мировой войны. Экспозиция рассказывает об уклончивой позиции Великобритании и Франции в вопросе заключения с СССР равноправного военно-политического союза, а также о категорическом непринятии Польшей советских предложений по противодействию германской экспансии. В числе представленных документов, например, шифртелеграмма наркома иностранных дел СССР В. Молотова о готовности оказать Польше помощь в случае германской агрессии, датированная маем 1939 года, а также Директива Верховного главнокомандования вермахта о подготовке к войне против Польши от 3 апреля 1939-го, где уже была чётко прописана дата начала войны – 1 сентября 1939 года.
«В предвоенные годы советское руководство предприняло целый ряд политических и дипломатических шагов для того, чтобы предотвратить возможную агрессию гитлеровской Германии. В их числе и созванная по инициативе советского руководства встреча, имеющая целью заключить трёхстороннее соглашение между Советским Союзом, Великобританией и Францией о взаимопомощи, – отметил в своём выступлении Председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. – Драматические события в преддверии Второй мировой войны позволяют сделать целый ряд важных исторических выводов, главный из которых, на мой взгляд, состоит в том, что общая безопасность достижима лишь совместными усилиями государств, что невозможно обеспечить собственную безопасность за счёт других, а уж тем более выторговать безопасность у агрессора».
Вне всякого сомнения, центральный экспонат выставки – это Договор о ненападении между СССР и Германией от 23 августа 1939 года и секретный протокол к нему. Увидеть его – действительно уникальная возможность: документ был рассекречен только после распада Советского Союза, а первый и единственный раз выставлялся в подлиннике лишь в 1995 году. Договор до сих пор является предметом непримиримых споров историков из разных стран. Об этом не преминула напомнить и временный поверенный в делах ФРГ в России госпожа Беата Гжески, которая отметила, что Гитлер и Сталин достигли договоренностей «за счёт интересов третьих стран и в обход международного права». Впрочем, у этого решения были свои предпосылки, о которой в Европе лишний раз не вспоминают.
«Наивно полагая, что война обойдёт их стороной, западные державы вели двойную игру, пытались направить гитлеровскую агрессию на Восток. Ещё в 1938 году, сразу после «Мюнхенского сговора», были подписаны англо-германская и франко-германская декларации, предусматривающие неприменение силы, а аналогичный документ между Варшавой и Берлином был заключён ещё в 1934 году. В этих условиях Советскому Союзу пришлось в одиночку обеспечивать свою национальную безопасность и подписать с Германией Договор о ненападении», – заметил, в свою очередь, Министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров.
Текст документа представляет особую ценность ещё и потому, что не только даёт возможность ознакомиться с конкретными историческими фактами и формулировками, но и раскрывает внимательному посетителю ещё и внутреннюю сторону дипломатического делопроизводства, даёт возможность понять, кто и как готовил подобные соглашения.
«После того, как Литвинова сдвинули с поста министра иностранных дел, а большую часть его министерства иностранных дел отправили в лагеря, грамотность упала – там есть орфографические ошибки. Это просто поразительно, что они есть в такого рода документе. Представляете, насколько упал уровень мидовских сотрудников», – отметил научный руководитель Государственного архива Российской Федерации Сергей Мироненко.
Из документов становится понятно, что визит Риббентропа в Москву готовился в спешке, а инициатива подписания Договора о ненападении принадлежала немецкой стороне. Рискуя своим престижем, 21 августа Гитлер обратился лично к Сталину с просьбой принять в Москве своего министра не позднее 23 августа 1939 года. В тот же день Сталин ответил согласием.
«Я считаю, что при наличии намерения обоих государств вступить в новые отношения друг к другу является целесообразным не терять времени», – пишет Гитлер в своей телеграмме, полный текст которой представлен в экспозиции.
На выставке также впервые представлены копии зарубежных трофейных документов, многие из которых до сих пор засекречены в других странах. Кроме того, любой желающий может ознакомиться и с электронной версией экспозиции.
Для всех, кто захочет увидеть подлинники своими глазами, выставка будет работать до 10 ноября 2019 года по адресу: Москва, ул. Большая Пироговская, д. 17.
Публикации за Август 2019