Служба внешней разведки Российской ФедерацииПубликацииПубликации в СМИПрототип Штирлица первым сообщил Сталину, когда Гитлер нападет на СССР

Прототип Штирлица первым сообщил Сталину, когда Гитлер нападет на СССР

11 Августа 2018

45 лет назад (11 августа 1973 года) на телеэкраны вышел легендарный сериал "Семнадцать мгновений весны"

В соответствии с названием телеэпопею о подвигах советского разведчика Штирлица в нацистском логове планировали показать весной. Но в мае 1973-го состоялся первый официальный визит Леонида Брежнева в ФРГ. По политическим соображениям премьеру перенесли на 11 августа. Успех был оглушительный. Уже через три месяца двенадцать серий показали вновь. Сериал до сих пор регулярно собирает у телеэкранов миллионы зрителей. Штирлиц стал главным нашим киноразведчиком, героем многочисленных анекдотов. Анекдоты, как известно, народ слагает о любимых персонажах.

КТО ВЫ, ПОЛКОВНИК ИСАЕВ?

- «Семнадцать мгновений весны» по-прежнему любят и ветераны разведки и действующие сотрудники, - говорит руководитель пресс-бюро СВР (Службы внешней разведки России ) Сергей ИВАНОВ. - Здесь реально показана наша основная работа: сбор, анализ секретных материалов, передача их в Центр.

- В этом наш Штирлиц отличается от главного западного киноразведчика Джеймса Бонда, который постоянно стреляет, взрывает, пьет, спит с роковыми красотками.

- Как пел Высоцкий в шуточной песенке про Агента 007:

«То ходит в чьей-то шкуре, то в пепельнице спит,

А то на абажуре кого-то соблазнит.»

Здесь заслуга Юлиана Семенова, написавшего сценарий по своему одноименному роману. И, конечно же, режиссера Татьяны Лиозновой, снявшей гениальную картину. Наши сотрудники консультировали съемочную группу, но в титрах указаны их псевдонимы. По понятным причинам. Один эпизод могу рассекретить. Во время родов в Германии радистка Штирлица Кэт могла закричать по-русски, выдать себя. Актрису Екатерину Градову консультировала на сей счет майор в отставке Анна Федоровна Камаева. Вместе с мужем, полковником разведки Михаилом Филоненко, она много лет была на нелегальном положении в Латинской Америке, родила там сына и дочь.

Фото: Майор Анна Камаева была консультантом сериала "Семнадцать мгновений весны". Вместе с мужем, полковником Михаилом Филоненко, она много лет провела на нелегальном положении в Латинской Америке, родила там сына и дочь

Вячеслав Тихонов был лично знаком со знаменитым разведчиком Кононом Молодым, о котором снят фильм «Мертвый сезон». Что-то взял для образа Штирлица у Конона Трофимовича, работавшего в Англии.

- Главный вопрос, волнующий народ до сих пор - кто из наших разведчиков был прототипом Максима Максимовича Исаева – Штирлица?

- Это собирательный образ, что не раз подчеркивал сам Юлиан Семенов.

Фото: Первые главы романа «Семнадцать мгновений весны» Юлиан Семенов опубликовал в «Комсомолке». Фото: Wojtek LASKI/EAST NEWS

- Поэтому журналисты записывают в «Штирлицы» десяток знаменитых и мало известных героев «невидимого фронта». Но ты, Сергей, по долгу сегодняшней службы знаешь куда больше. А по долгу совместной работы в 90-х в международном отделе "Комсомольской правды" (ты был собкором газеты в США, я – в Чехии) хотя бы намекни родной газете, кто ближе всех стоял к штандартенфюреру СС Штирлицу…

- Гауптштурмфюрер СС Вильгельм Леман. Оперативные псевдонимы "Брайтенбах", А-201. Это был разведчик высочайшего класса. В архивах СВР находится 28 томов документов по делу "Брайтенбаха". Рассекречена лишь незначительная часть.

УЧИЛСЯ НА СТОЛЯРА, СТАЛ АРТИЛЛЕРИСТОМ

- Что можешь рассказать о Лемане?

- Родился он в 1884 году в семье учителя под Лейпцигом. Учился на столяра. Но в 17 лет добровольно ушел служить на флот артиллеристом. Спустя 10 лет уволился в чине фельдфебеля. Поступил в полицию. Долго занимался банальным криминалом, потом - контрразведкой. Следил, между прочим, за нашими дипломатами в Берлине. И в 1929 году по идейным соображениям предложил свои услуги советской разведке. Подчеркиваю, по идейным. Распускали слухи, будто Вилли банально продался русским ради денег. А то и вовсе из-за карточного долга, который оплатил советский резидент, подцепив тем самым полицая на крючок. Жена Лемана получила тогда в наследство гостиницу с рестораном для туристов. Так что доходы у супругов имелись. Детей у них не было, жили скромно, азартными играми Вилли не увлекался. Просто он понял опасность зарождающегося в Германии нацизма, реваншизма. И после ужасов Первой мировой не хотел новой войны с Россией.

Москва сразу оценила возможности капитана политической полиции. В сентябре 1929 года Центр отправил в берлинскую резидентуру шифрограмму:

«Ваш новый источник А-201 нас очень заинтересовал. Единственное наше опасение заключается в том, что вы забрались в одно из самых опасных мест, где малейшая неосторожность со стороны А-201 или А-70 может привести к многочисленным бедам. Считаем необходимым проработать вопрос о специальных условиях связи с А-201».

Фото: Гауптштурмфюрер СС Вилли Леман, наш человек в гестапо. Фото: Wikimedia Commons

- Что за А-70?

- Бывший сослуживец Лемана по берлинской полиции Эрнст Кур, к тому времени безработный. Через него Вилли первое время держал связь с нашей разведкой, чтоб самому не светиться. Конспиратор! Кур как раз и нуждался в деньгах. Благодаря другу Вилли стал зарабатывать на передаче секретных сведений. Но много пил, мог проболтаться. Наша резидентура помогла ему перебраться в Швецию, открыть молочную лавку. А с Леманом начали контактировать напрямую.

После прихода Гитлера к власти Вилли стал приближенным самого Германа Геринга, занял серьезное положение в гестапо, вступил в СС. Он отвечал за секретность военных предприятий нацистской Германии.

- Это ж бесценный кладезь информации!

- Несомненно. От Лемана Москва узнала, например, о разработке и первых испытаниях чудо-оружия «Фау-1» и «Фау-2». Информацию доложили самому Сталину, по его приказу наши ученые всерьез занялись боевыми ракетами. Леман передавал чрезвычайно ценную информацию о новых типах дальнобойных орудий, минометов, истребителей, бомбардировщиков, танков... Сообщил про новинку – бронетранспортер, разработку нацистами химического оружия, огнеметов, синтетического бензина для армии. А также про закладку на 18 судоверфях 70 подлодок. Дал координаты пяти секретных испытательных полигонов, которые позже, уже в войну, разбомбила наша авиация.

«Брайтенбах» предотвратил арест двух наших разведчиков - Арнольда Дейча и Эриха Такке. Позже Дейч в Англии организовал «Кембриджскую пятерку» суперразведчиков: Филби, Маклин, Блант, Берджес, Кернкросс.

Также Леман сообщил Москве радио и телеграфные шифры гестапо, передал досье на многих гестаповцев.

В 1941-м он регулярно предупреждал Центр о надвигающейся войне. А 19 июня, в четверг, рискуя жизнью, вызвал в Берлине на внеочередную встречу связника Бориса Журавлева. Только и сказал: «Война начнется в воскресенье, в три часа утра. Прощай, товарищ…» В тот же день руководитель советской внешней разведки Павел Фитин передал его донесение Сталину. Это было первое точное сообщение о конкретном времени нападения гитлеровской Германии на СССР.

- Извини, Сергей, но война началась в 4 часа утра.

- По московскому времени. В Берлине было 3 часа.

Еще не настало время рассказать о всех делах Вилли Лемана за 13 лет сотрудничества с советской разведкой.

- 13 – роковое число. Выходит, Леман погиб?

- Да. Но провалился «Брайтенбах» не по своей вине.

Первый раз он попал «под колпак» коллег из гестапо в 30-х. Быстро вычислил «наружку», принял меры предосторожности. Вскоре коллеги извинились перед Вилли. Ошибочка вышла! Оказывается, некая дамочка, Елизавета Дильтей, приревновав любовника, решила ему отомстить. Написала донос, что сотрудник спецслужб Леман – советский шпион. Оказалось, ее любовник Леман – однофамилец Вилли, да и шпионом не был. Зато руководство гестапо во время слежки удостоверилось, что Вилли – благонадежный сотрудник, в связях с иностранными разведками не замечен.

Беда случилась в 1942-м. Нацисты «раскололи» несколько наших шифров. Из перехваченной радиограммы узнали про «Брайтенбаха». Гиммлер и Геринг были в шоке: в гестапо целых 13 лет действовал советский агент такого масштаба! Гитлеру про изменника сообщать не стали, боясь взбучки. Лемана расстреляли без суда и следствия декабре 1942-го, чтобы скрыть все следы. Жене сообщили, что Вилли отправлен в длительную командировку. Вдову трогать не стали, дабы не привлекать внимания к факту исчезновения высокопоставленного гестаповца.

Фото: Сергей Иванов, руководитель пресс-бюро СВР. Фото: СВР России

ЗАПИСКА ОТ НЕИЗВЕСТНОГО

- Штирлиц, как известно, был чемпионом Берлина по теннису. Среди наших разведчиков профессионально теннисом занимался Александр Коротков. На этом основании его тоже записывают в главные прототипы героя «Семнадцати мгновений весны».

- Александр Михайлович? Это легенда разведки. В органы госбезопасности пришел в 1928-м. Ему было тогда всего 19. Многие годы выполнял ответственные задания за рубежом в качестве разведчика-нелегала. В совершенстве владел немецким языком,

Это Александр Михайлович восстановил связь Лемана с Москвой.

- Восстановил?

- Увы, есть печальная страница в истории нашей разведки. В конце 30-х многие сотрудники были необоснованно репрессированы. В том числе кураторы Лемана. Связь с ним была прервана. Москва забыла про «Брайтенбаха». В 1939 году он подбросил в полпредство СССР в Берлине завуалированную записку: «Как раз тогда, когда я готов был заключать хорошие сделки, тамошняя фирма совершенно непонятным образом перестала интересоваться деловой связью со мной». Однако на связь с ним не вышли. В июне 1940 –го Леман в отчаянии подбросил в советское полпредство новую записку. Где прямым текстом предлагал восстановить связь, давал пароль для телефонного звонка, место и время встреч. «Если это не будет сделано, то моя работа в гестапо потеряет всякий смысл». Записка неизвестного срочно ушла в Москву. Сначала она попала к руководству разведки Красной Армии. Но у военных агента в гестапо не было. Записку переправили в НКВД. Ею занялся замначальника внешней разведки Павел Судоплатов. Во всем аппарате НКВД нашелся лишь один человек, который догадался, кто подбросил записку в Берлине. Василий Михайлович Зарубин. Работавший резидентом нелегальной разведки в Германии в 1934-37 годах.

Фото: Генерал –майор разведки Василий Зарубин. В 30-х годах он был нелегальным резидентом в Берлине, курировал Лемана

Руководству НКВД срочно составили справку. «За время сотрудничества с нами с 1929 г. без перерыва до весны 1939 г. Брайтенбах передал нам чрезвычайно обильное количество подлинных документов и личных сообщений, освещающих структуру, кадры и деятельность политической полиции (впоследствии гестапо), а также военной разведки Германии. Брайтенбах предупреждал о готовящихся арестах и провокациях в отношении нелегальных и легальных сотрудников резидентуры в Берлине… Сообщал сведения о лицах, «разрабатываемых» в гестапо, которые нас интересовали».

Москва отправила в Берлин нового зама резидента Александра Короткова (по официальным документам - Владимир Петрович Коротких, специалист по обслуживанию советских выставок в Германии). Задание – восстановить связь с Леманом и еще десятком ценных агентов.

Коротков установил наружное наблюдение за «Брайтенбахом», изучил распорядок дня гестаповца, потом позвонил по телефону, назвал пароль. Соблюдая конспирацию, они встретились, восстановили контакт. О чем Коротков тут же сообщил в Москву. 9 сентября из Центра пришла шифровка за подписью наркома НКВД Берия: «Никаких специальных заданий Брайтенбаху давать не следует. Нужно брать все, что находится в непосредственных его возможностях и, кроме того, что будет знать о работе против СССР различных разведок в виде документов и личных докладов источника».

На следующую встречу Леман принес Короткову очень важные документы. Затем связь с «Брайтенбахом» поддерживал наш разведчик Борис Журавлев (псевдоним «Николай»), работавший под крышей советского консульства. Ему-то и сообщил позже Леман о точной дате и времени начала войны.

А Коротков переключился на руководство группой немецких подпольщиков-антифашистов, которая вошла позже в историю как "Красная капелла". У него на связи были руководители "Красной капеллы" Арвид Харнак ("Корсиканец") и Харро Шульце -Бойзен ("Старшина»").

Александр Михайлович ориентировал их на получение сведений о военных приготовлениях и планах гитлеровского режима в отношении нашей страны. В июне 1941 года от "Старшины" поступило сообщение: "Все военные мероприятия Германии по подготовке вооруженного выступления против СССР полностью закончены и удар можно ожидать в любое время". "Корсиканец" сообщил, что на собрании хозяйственников министерства хозяйства, предназначенных для "оккупированных территорий СССР", Розенберг заявил: "понятие Советский Союз должно быть стерто с географической карты".

Фото: Генерал-майор Александр Коротков. В 1940-м он восстановил в Берлине утерянную связь с Вилли Леманом

В первые дни войны здание советского посольства в Берлине заблокировали гестаповцы. Коротков, рискуя жизнью, несколько раз выходил в город для встречи с агентурой, передал рацию и батареи к ней. Он же ориентировал "Старшину" и "Корсиканца" на ведение подпольной борьбы с фашистами.

Во время войны организовывал связи с агентурой внешней разведки в Германии, руководил подготовкой и забросом на территорию фашист агентов-нелегалов.

В мае 1945-го Александр Михайлович встретился в Берлине с вдовой Лемана Маргарет, передал золотые часы от нашего руководства, помогал ей материально. В 1946-м стал заместителем начальника внешней разведки. Потом работал представителем КГБ при Министерстве госбезопасности ГДР. Награжден орденом Ленина, шестью орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды, многими медалями, Умер в 1961-м в собственной постели. Сердце! Хотя перед войной мог угодить под каток репрессий, поскольку не боялся возражать самому Берия.

- Легендарная личность!

- Несмотря на такую впечатляющую биографию, работу в берлинской резидентуре, Александр Михайлович не был прототипом Штирлица.

- А Рихард Зорге, Николай Кузнецов?

- Конечно, оба были великими разведчиками, прекрасно знали немецкий язык. Но ни они, ни многие другие претенденты на звание прототипа главного героя «Семнадцати мгновений весны» не стояли так высоко в иерархии гитлеровских спецслужб, не общались близко с нацистскими бонзами, как гауптштурмфюрер СС Вильгельм Леман. Он ближе других к книжно-киношному штандартенфюреру СС Максу Отто фон Штирлицу. Хотя, повторяю, образ этот собирательный. И Юлиан Семенов мог использовать в работе черты других разведчиков.

Прототип Штирлица первым сообщил Сталину, когда Гитлер нападет на СССР, Евгений ЧЕРНЫХ, «Комсомольская правда», 11.08.2018

Поделиться ссылкой
Поделиться ссылкой