Владимир Нахабцев, режиссер-постановщик фильма «Испытание смертью»:
Мы живём. Все по-разному и для разного… Для любимых, для детей, для Родины, для совершенствования, для людей, для самих себя, просто живем… Для того, чтобы жить нужно ответить на вопросы - зачем и для чего я живу? Рано или поздно эти вопросы встают. Мучительно и неотвратимо. И как только эти вопросы возникли, дальнейшая жизнь становится попыткой ответить на них. На небе есть звезды, они точно приведут тебя, если ты знаешь, куда тебе. И есть маяки. Они помогут сориентироваться в пространстве. Они стоят на тверди. Они осветят твой путь, вселят Надежду, помогут найти свою гавань. В жизни мало бывает таких маяков. Алексей Михайлович Козлов - один из них в моей. Честь и Слава ему!
Доктор Абдулла Исса, продюсер фильма «Испытание Смертью» с сирийской стороны:
Мне удалось работать продюсером над фильмом по мотивам жизни Алексея Козлова, полковник в отставке Службы внешней разведки Российской Федерации. Не устаю восхищаться его мужеству, патриотизму, несгибаемой воли, очень сильному характеру. Он преодолел тяжелейшие испытания и остался верным своей Родине и профессиональному долгу. Я благодарен судьбе, что смог помочь снять фильм об этом Великом человеке. В Дамаске съемки фильма сопровождались определенными трудностями, но сейчас не об этом. Встреча с разведчиком была для меня волнительной. Он первым посмотрел фильм. Было заметно как нелегко вспоминать Алексею Михайловичу события того времени. Гордый взгляд и легкое дыхание говорило о том, что фильм очень ему понравился. Я почувствовал, как будто его мысли нежно охватили прошлое, когда мы говорили с ним о Дамаске. Ведь он именно в Дамаске передал ценнейшую информацию в Москву. Помню его слова, ту энергию и силу, которые передаются из поколения в поколения разведчиков, дают пример, как быть патриотом и спасать человечество от силы зла. Нельзя забывать его ответ на вопрос, если вернуть время назад, какую профессию выбрали бы Вы: «Конечно, только разведку, и больше я ничего не знаю и знать не хочу. Почему? Да потому что это была моя жизнь, и жизнь исключительно интересная, очень напряженная. Надеюсь, сумел принести достаточно пользы моему Отечеству, моему народу!».
Людмила Романенко, автор цикла документальных фильмов о разведке ВГТРК:
Узнала об уходе великого разведчика - Алексея Михайловича Козлова.
Вся наша Служба документального кино телеканала "Россия" искренне соболезнует его родным и коллегам. Великий был человек и великие дела за ним. Дай Бог, чтобы мы смогли еще и еще раз рассказать о нем миллионам наших соотечественников и показать, какие гиганты были рядом с ними. Царствие ему Небесное!
Александр Иванкин, Майя Тоидзе, создатели цикла телефильмов о разведке «Поединки»
… Ушел из жизни Алексей Михайлович Козлов. Умирают все, даже самые великие. Но ему несказанно повезло дожить до старости. Он мог бы погибнуть гораздо раньше. В его жизни бывали ситуации, когда его смерть была совсем рядом, в одном шаге и в нескольких секундах. И это случалось не один раз. Казалось, вот ему-то есть, на склоне лет, о чем рассказать журналистам, которые жаждали получить от него, хоть какие-то сведения о его жизни. Но даже свои, коллеги считали его жизнь и судьбу – уникальной. Интерес к нему со стороны средств массовой информации был огромен. Но он очень не любил встречаться ни с журналистами, ни с кинематографистами. Это мы знаем по собственному опыту. Ему просто нечего было рассказать им о себе. Да, был нелегалом более пятидесяти лет. Да, работал за это время почти в восьмидесяти странах мира. Во многие из них путь советским представителям был заказан. Но ему приходилось бывать, представляться, где немцем, где итальянцем, еще кем-нибудь. Да, узнавал секреты, докладывал о них руководству в Москву. Да, его арестовывали, приговорили к смертной казни. Имитировали казнь многократно. То через повешение, то расстреливали. Но тщетно. Козлов молчал. Кроме этого рассказать о себе и о своей работе он больше ничего не мог. Для него, принцип секретности входил в самые «азы» его работы. И это не обсуждалось. Поэтому, он был не просто трудным, а совершенно невозможным собеседником для людей других профессий. К девяностолетию образования советской разведки мы делали телевизионный сериал «Поединки» состоящий из десяти фильмов, о выдающихся советских разведчиках, известных, уже рассекреченных за давностью прошедших лет или раскрытых спецслужбами других стран. Фамилия Козлов Алексей Михайлович в списках тех, о ком можно и необходимо было рассказать, была в числе самых первых. Нам предстояло знакомство с ним.
Козлов выглядел человеком, высеченным из камня. Мощный, угловатый, слегка угрюмый. И лицо и фигура. Ему явно не нравилось быть героем будущего фильма. Зная, что он один сплошной «секрет», ему заранее не нравилось быть его главным действующим лицом и, что-то там, рассказывать о себе и своей работе. Он заранее знал, что правдой это быть не может. И не видел для себя возможности стать соучастником мифотоворчества. Он, сразу же заявил, что все, что он может рассказать о себе, уже существует в официальном пресс-релизе СВР, выпущенном по случаю вручения ему звания Героя России. Но «вода камень точит». В конце концов, он все же смог рассказать нам малую толику того, что позволило нам сделать фильм об эпизоде из его работы в ЮАР. Во время каждой встречи с нами, он производил тщательный отбор слов сказанных нам, просеивал информацию через мелкое «сито», каждый раз приговаривая как заклинание: все, что он говорит не должно принести ущерба стране и Службе. В результате, нам сказали, что фильмом он остался доволен. Там было приемлемое соотношение правды и выдумки, позволяющее ему не стыдиться своего участия в нем. Надо ли говорить, что и мы были весьма рады результату, потому что, наши с ним мнения совпали.
Он был выдающимся разведчиком и выдающейся личностью. В жизни ему довелось «сыграть» множество ролей, которые принесли много реальной пользы стране и без преувеличения способствовали выживанию мира. Жизнь, все же не театральные подмостки: у него не было ни зрителей, ни аплодисментов. Но он никогда не терял вдохновения. И это позволило ему выживать и чувствовать себя человеком в нечеловеческих обстоятельствах. Пусть земля ему будет пухом!
Мария Арбатова автор сценария к фильму «Испытание смертью» и одноименной книги
Сценарий о легендарном разведчике Алексее Михайловиче Козлове был для меня работой в незнакомом жанре. Посоветовали - познакомься, пообщайся, и только после этого соглашайся или отказывайся. Прочитав его невероятную биографию, ожидала увидеть сверхчеловека с горящим глазом, железной осанкой и закрученным усом, а встретила абсолютно мягкого, расслабленного, спокойного и уютного собеседника, по которому ни секунды не читалось его прошлое. Наверное, таким и должен быть разведчик. Тем более, великий разведчик. Он дежурно отвечал на вопросы, балагурил и вежливо давал понять, что слабо верит в успех проекта. А ещё скромничал : «Кто я такой, чтобы снимать фильм?
Это только в кино разведчик дерется и прыгает с небоскрёба, в реальности его работа скучная и монотонная. Можно год охотиться за крупицей информации, но так и не получить её. Так что не выдумывайте, пожалуйста, в сценарии роковых романов и погонь со стрельбой…» И я ушла, недоумевая, как этот совершенно обыкновенный, даже простецкий, человек обводил вокруг пальца представителей элит 85 стран? Как он выдержал два года изощрённейших пыток шестью ведущими разведками мира и остался после этого чутким, терпимым и добродушным? И как носит в голове компьютер, набитый сложнейшей информацией на разных языках о своей работе, то включая, то отключая его по мере надобности? Алексей Михайлович обаял и заворожил меня как человек-загадка. Ее разгадыванию и складыванию пазла в сценарий и книгу под названием «Испытание смертью или Железный филателист» мы с мужем-соавтором - Шумитом Датта Гупта - посвятили несколько лет, пройдя шаг за шагом каждое слово из рассекреченной части биографии полковника Козлова.
Алексею Михайловичу понравилась наша работа, а книгу он даже подписывал для поклонников. Но всё это малая толика восхищения человеком, отдавшим жизнь великой и азартной работе, благодаря которой не только пал режим апартеида в ЮАР, но и остановилась гонка ядерного вооружения. Определяющими геополитику кажутся президенты и премьеры, хотя на самом деле они стоят на плечах разведчиков-нелегалов, без результатов работы которых не могут принять ни одного решения. И я благодарна судьбе, позволившей прикоснуться к биографии Алексея Михайловича Козлова, разглядеть сквозь её призму и во многом переоценить особенности большой политики прошлого века. Сложно сосчитать, сколько жизней спасли талант и мужество скромнейшего полковника Козлова, невозможно вознаградить за это. Тем более, что как все великие разведчики, он был бессребреником. И мог победить в себе всё - любую усталость, любое сомнение, любую болезнь. Не мог победить только одну страсть - филателию. И, мне кажется, в России должна выйти марка памяти «железного филателиста» - Алексея Михайловича Козлова.