Текст: Николай Долгополов Ушел великий нелегал, Герой России Алексей Михайлович Козлов 1934 года рождения.
Алексей Михайлович Козлов был не просто разведчиком-нелегалом. Он работал в странах, с которыми Советский Союз не имел дипломатических отношений.
И все это под видом торговца оборудования для химчисток. Получив "чистые" документы немецкого подданного, сжег изготовленный в Москве паспорт и обосновался в Италии, откуда и совершал свои поездки по миру. Как рассказывал мне сам Алексей Михайлович, интересы разведки, совсем не торговые, заставили его посетить около 100 стран. И среди них были в 1960-1980-е такие, названия которых привести права не имею. Его первая жена, тоже разведчица, умерла во многом от страшного перенапряжения, и он, оставив двоих маленьких детей в московском интернате, колесил по миру. Очень интересовала разведку ЮАР, с этой страной апартеида СССР не поддерживал никаких связей. Путем хитроумных махинаций, тонко задуманных и умело воплощенных легенд Козлов проник и туда, узнав тяжелую для Советского Союза правду: в ЮАР есть своя атомная бомба, и, даже больше того, проведены ее успешные испытания. В те годы это могло означать что угодно - и войну тоже.
Вскоре из-за предательства Олега Гордиевского Козлов был арестован в Претории. Два с лишним года он провел в камере смертников. Козлов перенес пытки, о которых не то что говорить, - и писать больно. Так истязали людей только в гестапо. А каждую пятницу Козлова водили на казни. Но Алексей Михайлович не сказал ни слова.
Внешняя разведка отыскала его. Обмен произошел в ГДР. За советского полковника-нелегала на ту сторону отдали целый автобус с двенадцатью шпионами и одним офицером армии ЮАР, плененным в Анголе.
Но эпопея нелегала Козлова на этом не закончилась. Проработав несколько лет в Москве, он добился немыслимого. Полковник был снова отправлен на семь лет в нелегальную разведку. Где он работал и что делал - пока опустим для ясности. Но за все свои подвиги Алексей Михайлович был удостоен звания Героя России. Он был искренне уважаем. Однажды, когда в огромнейшем переполненном зале мелькнули кадры награждения Козлова, несколько тысяч заслуженных людей, его коллег, дружно встали. Вот она высшая степень уважения!
Мы были хорошо знакомы. Алексей Михайлович не был легким собеседником. Но, раз признав кого-то своим, он откровенно рассказывал о жизни, о странствиях, о работе, на которой он, порой, годами не встречался с соотечественниками. Таков был железный принцип нелегала Козлова.