Завтра в 13.50 на Первом канале состоится премьера художественно-документального фильма "Две жизни полковника Рыбкиной". Эта лента десятая по счёту из телевизионного цикла "Поединки", посвящённого 90–летию Службы внешней разведки Российской Федерации. Картины создавались студией "Артель" в творческом содружестве с пресс–бюро СВР России. На Первом канале с успехом прошли киноленты о разведчиках Алексее Ботяне, Рудольфе Абеле, Алексее Козлове, супружеской паре Геворке и Гоар Вартанян, Владимире Барковском, Джордже Блейке, Александре Короткове, Африке де Лас Эрас, Дмитрии Быстролетове, в чём немалая личная заслуга сотрудников пресс–бюро СВР.
ЭТОТ же фильм посвящён женщине, которую все мы, и прежде всего старшее поколение, знали как талантливую детскую писательницу Зою Воскресенскую. Её произведения, адресованные подрастающему поколению, изучали в школе, по ним ставили фильмы и спектакли. За литературное творчество Зоя Ивановна была удостоена Государственной премии. И лишь не так давно стало известно, что всю свою дописательскую жизнь она отдала службе во внешней разведке, а за исполнение в течение многих лет секретной миссии за рубежом получила куда больше наград, чем за литературный труд.
Фильм, как было сказано, художественно-документальный. Слово "документальный" в качестве определения его жанра употреблён не потому, что в него вошли кадры кинохроники о встречах писательницы Зои Воскресенской с главными своими читателями — детьми.
Уже в конце жизни (а прожила она почти 85 лет), будучи тяжело больной и узнав, что её "рассекретили", а многое из некогда тайного стало явным, Зоя Ивановна пишет книгу "Теперь я могу сказать правду. Из воспоминаний разведчицы". Эти воспоминания, сигнальный экземпляр которых автор, к великому сожалению, не успела получить, и легли в основу сценария, написанного известной писательницей Марией Арбатовой.
Документальность фильму придаёт ещё и закадровый текст от первого лица, который читает Людмила Чурсина — она же исполнительница "возрастной" роли главной героини. А всё, что происходит на телеэкране в течение двух серий, — это как бы иллюстрация происшедшего в реальной жизни.
А почему же тогда "полковник Рыбкина", если картина о Зое Воскресенской? Воскресенская, оказывается, даже не псевдоним, а девичья фамилия писательницы–разведчицы. К ней Зоя Ивановна вернулась, чтобы "легализоваться", когда занялась литературным трудом. Рыбкина — это фамилия по мужу.
В конце 1930–х под "крышей" советского консула резидентом разведки НКВД в Финляндию прибыл Борис Рыбкин. В качестве заместителя к нему в подчинение поступила хельсинский "старожил" Зоя Воскресенская, официально представлявшая "Интурист". Поначалу она не могла сработаться с новым шефом и даже просила отозвать её. Но "через полгода, — вспоминала Воскресенская, — мы обратились в Центр уже с другой просьбой — разрешить пожениться". И Зоя Ивановна — фильм тому подтверждение — свою любовь к мужу, погибшему в 1947 году, пронесла через всю жизнь.
Смотришь картину, и невольно выстраивается параллель с классикой — "Семнадцатью мгновениями весны": та же тема, почти такой же несущий дополнительную информацию закадровый текст. Но если Татьяне Лиозновой потребовалось 12 серий, чтобы рассказать всего о нескольких месяцах работы советского разведчика в нацистском логове, то её коллеге Леониду Белозоровичу, режиссёру "Двух жизней...", предстояло втиснуть в две короткие серии несколько десятков лет жизни своей героини. Оттого фильм может показаться конспективным.
Но всё на место ставит жанр картины — художественно–документальная. Не исключено, что создателями фильма всё было так и задумано. В контексте "Двух жизней..." вряд ли бы воспринимались как документ некоторые "затянутые" сцены из "Семнадцати мгновений...", хотя там они выглядели органично и зрителями принимались восторженно.
"Две жизни полковника Рыбкиной", как и остальные фильмы серии "Поединки", следует отнести к числу удавшихся, чем картина во многом обязана удачному выбору исполнительницы главной роли. Это актриса Московского художественного театра Юлия Галкина. Несмотря на молодость она успела сказать своё слово и в театре, и в кино. "Вишнёвый сад", "Обломов", "Тартюф", "Женитьба", "С любимыми не расставайтесь" — это лишь некоторые из спектаклей, где она занята. Кинодебют её состоялся в 2008 году — и сразу в пяти картинах. Но первой работой в кино, заслуживающей внимания, актриса считает "Поцелуй падших ангелов".
НЕ ХОТЕЛОСЬ бы пересказывать содержание фильма. Лучше его посмотреть. Есть эпизоды, которые не просто любопытны. Трактовка отображаемых в них событий заставляет по–новому взглянуть на роль и место в истории отдельных их участников.
Но не удержаться, чтобы не сказать, хотя бы вкратце, о жизни замечательной женщины, посвятившей лучшие годы своей жизни далеко не женской работе.
В иностранном отделе ОГПУ Зоя Ивановна начала работать в конце 20–х годов. Китай, Прибалтика, Германия, Австрия, Финляндия — таков географический диапазон её предвоенных загранкомандировок. Перед самой войной Воскресенская работает в центральном аппарате разведки в Москве. Именно она на основании полученных агентурных данных составила аналитическую записку для руководства страны, сделав вывод, что Германия начнёт войну в июне 1941 года.
С первых дней Великой Отечественной войны Воскресенская в особой группе НКВД занимается заброской в тыл врага диверсионно-разведывательных отрядов. Затем под видом дипломатического сотрудника в посольстве СССР в Швеции тесно взаимодействует с послом Александрой Коллонтай. Неоценима заслуга двух этих женщин в выходе Финляндии из войны. Зое Ивановне удалось сообщить в Центр о готовящемся вывозе гитлеровцами с норвежских заводов оборудования и материалов для производства "тяжёлой воды" — одного из компонентов при создании ядерного оружия. Паромы, предназначенные для перевозки сверхсекретного груза, были уничтожены.
После смерти Сталина в судьбе полковника Рыбкиной неожиданный поворот: её после 25 лет работы в разведке отправляют в Воркуту начальником спецчасти лагеря для особо опасных преступников и политзаключённых. Работая там, она добивается вызволения из ГУЛАГА немалого числа несправедливо осуждённых людей.
Вот так две жизни — отважной разведчицы и детской писательницы — вместились в одну жизнь полковника Зои Ивановны Вознесенской–Рыбкиной.