Зоя Воскресенская 30 лет после смерти мужа писала ему письма
24 Августа 2012
Надежда ШУЛЬГА
Удивительная жизнь писательницы–разведчицы стала основой для фильма.
Зоя Воскресенская — знаменитая советская писательница. Автор рассказов о Ленине для детей и юношества. В 90–е, после (рассекречивания), оказалось, что Зоя Ивановна 25 лет проработала в советской разведке. Как один из лучших агентов.
Незадолго до смерти Зоя Ивановна написала автобиографическую книгу (Теперь я могу сказать правду), но, к сожалению, не увидела даже ее сигнального экземпляра. К 90–летию Службы внешней разведки России в рамках документально–художественного цикла (Поединки) про Зою Ивановну был снят фильм (Две жизни полковника Рыбкиной). Это фамилия Воскресенской по мужу.
Героиню сыграли две актрисы: молодые годы доверили восходящей звезде МХТ им А. П. Чехова Юлии Галкиной, а взрослые — опытной и знаменитой Людмиле Чурсиной. В последний съемочный день на площадке появились обе.
— Мы сели с Людмилой Алексеевной перед зеркалами, переглянулись, улыбнулись и поняли, насколько же похожи! — рассказала (Комсомолке) Юлия Галкина. — А меня, в свою очередь, утвердили, потому что, говорят, я невероятно похожа на саму Зою Воскресенскую.
— Как вы попали на роль разведчицы?
— Пригласили на кастинг, но толком не рассказали, кого предстоит сыграть. А когда рассказали, я не могла устоять. Она была настоящей красавицей. По ней пол–Европы с ума сходило. За ней ухаживали и графы, и бароны, а она всю свою жизнь любила только одного человека — своего мужа.
Разведчик Борис Рыбкин трагически погиб в 1947 году (при исполнении). По официальной версии — в автокатастрофе. Зоя Ивановна лично хотела провести расследование загадочных обстоятельств, но ей не позволили. Тридцать лет она потом писала письма своему любимому и замуж так больше не вышла. В 1956 году полковник Рыбкина была вынуждена выйти на пенсию и занялась литературной деятельностью. Ее книги выходили многомиллионными тиражами, они переведены на многие языки мира, а по (Сердцу матери) был даже снят фильм. Сценарий документальной драмы об этой удивительной женщине написала Мария Арбатова.
— Слава богу, в Школе–студии МХАТ у нас хорошая подготовка, — отчитывается Юлия. — Манерам, бальным танцам обучали еще там. А вот что я запомню на всю жизнь после съемок и буду еще внукам рассказывать, так это как я водила (Опель) 1920 года выпуска. В Праге мы должны были снимать экшен–сцену. Приехал каскадер, которому соорудили парик, и он в образе Воскресенской должен был гнаться на
— Вы поняли, как она из разведчика превратилась в писателя?
— Да вы знаете, сколько донесений они в те времена писали! Слог и стиль вырабатывались в таком режиме на раз–два. Вот только почему она, умная женщина, которая понимала, что происходит в стране, в итоге стала писать рассказы о Ленине, для меня осталось загадко
— Жизнь ее перелопатила так, что, будучи на склоне лет очень одинокой, Воскресенская нашла себя в книгах, — делится своим ощущением от образа Людмила Чурсина. — Мне выпали небольшие, но очень емкие сцены. При том что в жизни она была очень яркой, породистой, красивой женщиной, вокруг которой всегда вился рой мужиков, но по сути она была однолюбкой. И после смерти мужа ее ждало одиночество. К тому же нескладные отношения с сыном: Честно признаться, разведка — это такая профессия, в которой лично я бы работать не смогла.
"Поединки: Две жизни полковника Рыбкиной", 2 серии. Суббота, день. Первый