Портрет Героя

16 Февраля 2012
Михаил МОРОЗОВ
10 февраля исполнилось 95 лет Герою России Алексею Николаевичу БОТЯНУ.
Теперь уже это имя широко известно, что в принципе не характерно для профессии разведчика. Ведь мы узнаем о таких людях нечасто: либо после провала, либо благодаря их выдающимся заслугам, многие годы спустя. Последнее касается как раз необыкновенной судьбы и подвигов Ботяна. Ведь именно он стал прототипом знаменитого майора Вихря, спасшего от полного разрушения польский Краков. Другие его подвиги, возможно, и сейчас остаются "за кадром". К званию Героя Советского Союза Алексей Ботян представлялся трижды — в 1945, 1965 и 1974 годах. Но справедливость восторжествовала лишь к его 90–летию, в 2007–м. Тогда Звезду Героя России разведчику вручил лично Владимир Путин.
И вот на 95–летний юбилей герой получил подарок иного свойства, который, впрочем, также сохранит его имя в истории. Народный художник СССР Александр Шилов завершил работу над портретом Алексея Ботяна и представил произведение публике. Директор пресс–бюро СВР Сергей Иванов раскрыл секрет: работа над портретом поначалу не складывалась. Художник не сразу начал проникаться образом героя своего будущего произведения. Мастера можно понять: несмотря на закрытость профессии, лицо Ботяна постоянно озаряет широкая улыбка добродушного и открытого человека. И вот, на очередной встрече Ботян вдруг погрузился в свои мысли, взгляд его сосредоточился, стал жестким. Таким его и написал Шилов.
Когда смотришь на таких людей, как Ботян, невольно возникает вопрос: чем объяснить феномен разведчиков–долгожителей? Тем более что среди известных нелегалов их немало. Взять хотя бы Героя России Гоар Левоновну Вартанян, которая не утратила красоты и обаяния, хотя ее жизнь в разведке продолжается уже почти 70 лет! Или другого Героя России Алексея Михайловича Козлова, который, впрочем, гораздо моложе Ботяна. 86 стран, почти полвека за границей, тюрьма и пытки. А он в свои 77 выглядит задорнее, чем иные молодые.
Вроде бы многослойная жизнь, опасность, стрессы должны сокращать отпущенный срок. А получается наоборот. Один из возможных ответов в том, что они, живя на чужбине, как бы все время ждут возвращения из командировки длиной в десятилетия. Отложенная жизнь наверстывает свое только после встречи с Родиной. Так и герои–фронтовики, прошедшие огонь и воду, израненные и искалеченные, живут дольше простых смертных, не испытавших ужасов войны. Порой на теле разведчиков нет боевых шрамов, но душа отогревается и возвращается к обычной жизни многие годы. Чтобы понять этот феномен, надо немного: почувствовать себя своим среди чужих и чужим среди своих. При этом так же, как они, беззаветно и порою безответно любить Отечество. Ведь, уходя "на холод", разведчики такого масштаба не знают, когда вернутся, и вернутся ли. Но верят всегда.
Другое объяснение в том, что делать такую работу можно только в ладах с собой, обладая самыми светлыми человеческими качествами, будучи начисто лишенным тщеславия, думая только о долге, чести, осознавая всю важность миссии. О том, какие качества разглядел в Герое Художник, каждый может судить сам.
 
Источник: Трибуна
Поделиться ссылкой
Поделиться ссылкой