Не стало режиссера Евгения Ташкова, из фильмов которого, задолго до "Семнадцати мгновений весны", советский зритель узнал, что наши разведчики могут иметь благородные черты лица, хорошие манеры и отличное чувство юмора. "Отец" майора Вихря и адъютанта его превосходительства Павла Кольцова Евгений Иванович Ташков скончался на 86–м году жизни. Но остались его фильмы, которые по–прежнему с интересом смотрятся и сейчас, спустя много лет. Пленки, как и рукописи, не горят. Для каждого кинорежиссера большой удачей является, если хотя бы одна из его картин любима зрителями. Значит, труд многих людей и его, в первую очередь, не был потрачен напрасно. У Евгения Ташкова таких "народных" фильмов было как минимум три. И все они, что интересно, были сняты на документальной основе. Так, комедийная лента "Приходите завтра" (1963 года), про бойкую провинциальную девушку Фросю Бурлакову, приехавшую в Москву поступать в институт имени Гнесиных, была снята Ташковым во многом по биографии собственной жены. В итоге чудаковатая, но милая Фрося стала лучшей ролью в послужном списке актрисы Екатерины Савиновой, чьим уникальным голосом в три октавы благодаря фильму мы можем наслаждаться до сих пор. В военной драме "Майор Вихрь" (1967) был увековечен другой замечательный актер, рано ушедший из жизни – Вадим Бероев, сыгравший командира группы советских разведчиков, спасших в конце войны Краков от разрушения нацистами. Надо отметить, что одним из прототипов Вихря послужил Герой Украины Евгений Березняк, командовавший во время войны группой разведчиков под кодовым названием "Голос", а другим стал Герой России Алексей Ботян, сотрудник разведывательно–диверсионной группы 4–го управления НКВД. Высокие награды нашли обоих (пусть и спустя много лет) во многом благодаря художественному фильму Ташкова. В отличие от многих советских лент про разведчиков, "Майор Вихрь" получился психологически достоверным. Война показывалась как всеобщая трагедия, а враги — как живые люди, а не ходульные персонажи. Тем интереснее зрителю было следить за резкими поворотами сюжета. Однако самым популярным у аудитории стал другой фильм Ташкова – "Адъютант его превосходительства" (1969), тоже о разведчике, действующем в тылу Добровольческой армии белых. И снова точное попадание с исполнителем главной роли капитана Кольцова, которая навсегда стала визитной карточкой актера Юрия Соломина. Тогда Ташков собрал целый ансамбль великолепных артистов. Это и Владислав Стржельчик, играющий "его превосходительство" (прототипом послужил командующий Добровольческой армией генерал Май–Маевский), и Анатолий Папанов, представший в образе лихого батьки Ангела, и Борис Новиков, исполнивший неожиданную для себя роль ювелира Исаака Либерзона, и многие другие.
Задолго до появления Штирлица массовый зритель узнал, что наши разведчики имеют благородные черты лица, острый глубокий ум, хорошие манеры и отличное чувство юмора. Во всяком случае, на вопрос мальчика "Скажите, Павел Андреевич, вы шпион?", капитан Кольцов отвечает: "Видишь ли, Юра…" Прочно вошли в повседневную жизнь и другие фразы из фильма: "Хочу над вами экскремент произвести! Ты смотри, опять смешливые попались", "Бей белых, пока не покраснеют, бей красных, пока не побелеют!" Мало кто знает, что реальный прототип Кольцова, Павел Макаров, не был внешне похож на интеллигентного Соломина, не подвергался расстрелу, а прожил много лет после своих приключений у белых. Во время Великой Отечественной войны возглавил партизанский отряд и даже успел застать фильм Ташкова, скончавшись в конце 1970 года. Надо отметить, что сам Ташков, родившийся в 1927 году, чуть–чуть не успел на войну. Оттого, может быть, в его творчестве было немало картин о войне. Причем незаслуженно забытых. Как, например, фильм "Жажда" (1959), поставленный по автобиографической прозе поэта Григория Поженяна. Речь идет о малоизвестном эпизоде из обороны Одессы в 1941–м, когда специальная группа матросов–диверсантов проникла в тыл врага и, захватив насосную станцию, почти вся погибла. Любопытно, что главную роль, молодого лейтенанта Олега Безбородько, сыграл будущий Штирлиц, актер Вячеслав Тихонов. Ташков не подражал иным коллегам, которых видишь чуть ли не ежечасно на экране телевизора, где они выступают по самым разным поводам. А чаще, без него. Он был непубличным человеком, справедливо полагая, что режиссер должен, прежде всего, снимать фильмы и ставить спектакли.