Правдивость новой истории майора Вихря гарантирует СВР
7 Февраля 2009
Этих людей знали в лицо, но очень немногие
Боевик советских времен «Майор Вихрь» стал такой же классикой «кино про разведчиков», как и вышедший чуть позднее сериал «Семнадцать мгновений весны».
Никто из смотревших тогда «Майора…» ни на секунду не усомнился, что человек, которого писатель-сценарист Юлиан Семенов назвал «Вихрем», существовал на самом деле, и его подвиги – реальность, скрупулезно описанная автором и снятая режиссером. Только сейчас мы узнаем: в старом советском «боевике» выдумкой было все, кроме двух моментов. Во-первых, такой разведчик действительно существовал и, во-вторых, именно он помешал немцам уничтожить красивейший город Европы - Краков.
Самое интересное, мы узнаем не скоро
Имя легендарного разведчика, послужившего прототипом майора Вихря, долгие годы было засекречено. Но даже когда героя рассекретили и представили миру, он не имел ни малейшего права рассказывать о себе или о своей прошлой работе. Таковы правила этой серьезной игры – разведчик не бывает бывшим… А настоящее имя «Вихря» - Алексей Николаевич Ботян.
В мае 2007 года президент Владимир Путин повесил на грудь разведчика Золотую Звезду Героя России. Но даже это, по словам Ботяна, не дало ему право на откровения. Лишь на малую толику информации, связанной с годами Великой Отечественной войны. Но и по этим крупицам, как по верхушке айсберга, можно судить, что скрытое «под водой» - огромно.
Да одной операции из его прошлого - операции в Кракове - хватило бы десятерым, чтобы оправдать собственное существование. А для Алексея Ботяна – это лишь эпизод. Правда, помнит он его до деталей. Да и как не помнить, если разведчик на исходе Великой Отечественной помешал фашистам уничтожить целый город, который отступавшие под натиском советских войск гитлеровцы планировали просто затопить вместе со всеми жителями. И наверняка сделали это, если бы не Ботян со своей группой.
Вихрь, по версии авторов старого фильма, в финале погибает, выполнив задание, в реальности же руководитель диверсионной группы в Кракове Алексей Ботян не просто остался жив, но и скоро отметит свое 92-летие.
Счастье полковника
При содействии Службы внешней разведки России, предоставившей засекреченные доселе материалы съемочной группе, Первый канал создал новый фильм о краковских событиях 1944 года - художественно-публицистическую картину «Счастье полковника Ботяна». И вот в ней - все как в жизни.
6 февраля, СВР, съемочная группа, сам Алексей Ботян представили фильм журналистам. Впрочем, в зале находилась не только пишущая братия, нельзя было не заметить довольно многочисленную группу серьезных мужчин в штатском, которые к герою картины, 92-летнему Алексею Николаевичу Ботяну, обращались просто: «Леша…» О их профессии, званиях и прошлом можно было лишь догадываться…
Снял фильм режиссер Александр Иванкин, а роль разведчика Ботяна сыграл актер Александр Олешко,
- Конечно, «Майор Вихрь» - героическая лента, и на ней выросло не одно поколение пацанов Советского Союза, - сказал корреспонденту «СП» глава пресс-бюро Службы внешней разведки РФ Сергей Иванов. - Но все же, сюжет ее во многом отражал художественный вымысел писателя Юлиана Семенова... В основу же нашей новой картины легли подлинные архивные документы разведки, которые позволят зрителям увидеть, понять и оценить истинные масштабы операции и познакомиться с настоящими именами разведчиков, участвовавших в операциях Великой Отечественной… Алексей Николаевич – главный герой фильма, он рассказывает о том, участником и организатором чего являлся лично. А столь долгое нахождение Ботяна на нелегальном положение связано с тем, что после войны он, как кадровый разведчик, выполнял ответственные задания за рубежом, рассекретить которые еще не наступило время, - пояснил Сергей Иванов.
10 февраля, в день рождения Ботяна, Первый канал планирует премьерный показ «Счастья полковника Ботяна».
Будет продолжение
-
Это лишь первый фильм из большого цикла о советских разведчиках, которую мы планируем снять в течение ближайших полутора лет, - рассказала Светлана Колосова, директор Дирекции документального кино Первого канала. – Остальные фильмы сериала будут посвящены Дмитрию Быстролетову, Рудольфу Абелю, Геворку и Гоар Вартанянам и других. Но должна сказать, не все герои будущих фильмов сейчас известны, нам обещали рассекретить еще ряд имен и детали абсолютно уникальных операций, осуществленных этими людьми.
- Жанр фильма не совсем привычен для российского зрителя, он - художественно-публицистический, - пояснил режиссер Александр Иванкин, - кстати, в США подобный жанр существует давно, его называют еще «докудрам», то есть - документально-драматический. Это симбиоз, когда на экране соседствуют художественные эпизоды и документальные кадры. Дело в том, что просто документальная работа, посвященная, например, таким людям, как Алексей Ботян, выглядит весьма убого: идет закадровый текст, а на экране зритель видит приблизительно подобранный по теме киноматериал, который к тому, о чем говорит диктор, имеет очень отдаленное отношение. В нашем фильме все эпизоды, в которых участвовал разведчик, сняты в жанре художественного фильма, но эти кадры перебивает публицистика, военная хроника, современные съемки Ботяна.
- Безусловно, факты, отраженные в художественном виде, переданы без искажений и имели место, - сказал корреспонденту «СП» Алексей Ботян. - Может быть, в мелких деталях что-то не совпадает. Но тут у меня нет нареканий.
…Корреспонденту «СП» случайно довелось посмотреть фильм «Счастье полковника Ботяна», сидя в первом ряду между Ботяном и актером Олешко, играющим молодого Ботяна. Весь фильм я украдкой подсматривал за обоими. Полковник, глядя на экран, весь фильм чему-то хитро улыбался, а актер наоборот - тяжело вздыхал.
Из досье «СП»
Алексей Николаевич Ботян родился 10 февраля 1917 года в крестьянской семье на территории Западной Белоруссии.
Работал учителем. Потом в НКВД.
После окончания войны выполнял ответственные задания за рубежом.
Награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Красного Знамени и Отечественной войны I степени, медалями и нагрудным знаком «Почетный сотрудник госбезопасности».