Служба внешней разведки Российской ФедерацииПубликацииПубликации в СМИРАБОТЫ ХВАТИТ НА ВЕЧНОСТЬ. 20 ДЕКАБРЯ МЫ ОТМЕЧАЕМ ДЕНЬ ОРГАНОВ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

РАБОТЫ ХВАТИТ НА ВЕЧНОСТЬ. 20 ДЕКАБРЯ МЫ ОТМЕЧАЕМ ДЕНЬ ОРГАНОВ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

18 Декабря 2008

Беседу вел Рафаэль ГУСЕЙНОВ

Работы хватит на вечность. 20 декабря мы отмечаем День работника органов безопасности России 

На вопросы "Трибуны" отвечает писатель, историк разведки Николай ДОЛГОПОЛОВ. 

 — Находясь недавно на одном из официальных мероприятий, я был поражен, какое количество бывших и действующих работников спецслужб возглавляет в России государственные, правительственные, хозяйственные, международные и культурные структуры. Как вы считаете — это дань корпоративной солидарности с премьер-министром В. Путиным или трезвая оценка деловых и профессиональных качеств офицеров, способных эффективно управлять страной в непростой момент? 

 — А что вас удивляет? Я бы хотел сказать о том, что большинство офицеров спецслужб, в том числе и бывших, получили прекрасное образование. Многие из них пришли в разведку и контрразведку после окончания гражданского и военного вузов. У некоторых богатый и плодотворный опыт работы в зарубежье. И не просто приятное времяпрепровождение где-нибудь в Альпах или на Лазурном Берегу, а серьезная работа, порой рискованная и всегда исключительно ответственная. Люди негромких профессий свою образованность не выпячивают, они ее используют. Поэтому коллеги Владимира Путина, как правило, организованны, дисциплинированны. Они в полной мере обладают навыками командной игры. Это деликатное, но очень важное в политике качество. Скажем, мне трудно представить зампреда Кабинета министров Сергея Иванова, дослужившегося в свое время в СВР до генерал-лейтенанта, в оппозиции к сегодняшнему премьеру. Силовики аккуратно расселись по своим местам, и кажется мне, что это всерьез и надолго. Возможно, кому-то это не нравится. Пусть тогда попробуют сравнить нынешнюю ситуацию с кадровой чехардой при Ельцине. Кстати, в США ситуация, в принципе, похожая. После выхода в отставку люди из ЦРУ остаются на госслужбе, занимают выборные должности, работают советниками и консультантами крупнейших корпораций. Тот же Джордж Буш-старший пришел в президенты, поработав до этого директором ЦРУ. При нем ЦРУ работало весьма четко. 

 — Мой добрый приятель, много лет специализировавшийся на контрпропаганде, недавно стал доставать с далеких полок заброшенные туда труды по "холодной войне". После событий в Южной Осетии массивная дезинформация, обрушившаяся на западного обывателя, ставит всерьез вопрос: не возвращаемся ли мы к временам "холодной войны", и какой может быть в этой ситуации роль спецслужб? 

 — По большому счету "холодная война" никогда не прекращалась. Но соглашусь с вами, что мы наблюдаем сегодня ее крайнее обострение. Cегодня в первых рядах крестоносцев не Черчилль с его фултонской речью, а наши бывшие братья из социалистического лагеря. Даже заслуженным западным ветеранам этих войн кажутся неуместным перебором агрессивные выходки братьев Качиньских из Польши. Особое место в этой странной кампании занимает президент Украины Виктор Ющенко. Не пристало президенту страны вести такую оголтелую антироссийскую пропаганду, поднимать на щит пособников оккупантов, топтавших Украину. Сквозь их страшные лики проглядывают костры, свастики, миллионные жертвы, которые понес и народ, поднявший самого господина Ющенко. 

 — На советскую, российскую разведку за всю их историю работало немало иностранцев. Шандор Радо, Клаус Фукс, кембриджская пятерка во главе с Кимом Филби, наконец, Олдридж Эймс. Кто-то из них умер в своей постели, а кто-то, как Эймс, отбывает пожизнен- ный срок в тюрьме. Насколько велик вклад этих людей, и насколько мы смогли быть им благодарны? 

 — Кембриджская пятерка, а точнее, два ее члена, Кернкросс и Берджесс, независимо и параллельно друг от друга дали Советам знать о новой вселенской угрозе — атомной. Страшно предположить, что могло произойти, если бы два сигнала из Британии не были получены. Клаус Фукс фактически передал СССР технические материалы, которые и ускорили работу над созданием атомной бомбы. Вклад Эймса — совершенно особая статья. Мне как историку никогда и нигде не приходилось слышать о столь результативном агенте. Идут споры, сколько предателей выдал нам Эймс. Но не в этом дело. Его работа помогла избежать таких исторических осложнений и провалов, последствия которых отозвались бы в мире еще погромче падения Берлинской стены. Эймс, отбывающий пожизненный срок, знает, что в России его не забыли. Убежден, придет время, и самого важного агента в современной российской истории, быть может, и удастся вызволить на свободу. Хотелось бы верить, что человеком, дарующим помилование, может оказаться Барак Обама. Но ведь вот что интересно. Все из вами названных, кроме Эймса, даже Радо, сидевший и у немцев, и у Сталина, умерли в своих кроватях. Как рассказывал мне несколько лет назад один из руководителей российской разведки, никто из его подчиненных не отбывает срока, не томится на нарах. Даже экс-разведчики, задержанные за свои бывшие дела, уже после окончания службы вышли на свободу. А так — обмен, часто на 11, иногда 14 чужих. К примеру, Абеля, он же Вильям Фишер, обменяли на трех шпионов. Никита Хрущев разрешил и это. Тут важно не бросать своих в беде. Люди должны знать — и знают: они под защитой. 

 — Безопасность страны — это не только разведка, но и контрразведка. Здесь есть немало достижений, о которых все знают, но были и серьезные просчеты. Достаточно вспомнить генерала ГРУ Полякова, полковника Пеньковского (впоследствии расстрелянных), Гордиевского и Резуна (успевших сбежать) и других. Все они довольно долго служили иностранным разведкам, Поляков, так тот вообще 17 лет. Эти люди нанесли тяжелый удар обороноспособности страны. Насколько сегодня контрразведывательные возможности России позволяют нам надеяться на защиту наших интересов? 

 — Эти люди — изменники Родины. Легендарный Владимир Борисович Барковский, Герой России и атомный разведчик, завербовавший важнейший источник, чье имя и роль никогда не будут раскрыты, считал всех перечисленных вами лиц негодяями, не имеющими права на прощение. Я встречался со многими коллегами Барковского. С некоторыми поддерживаю отношения и сегодня. О них написаны мои книги, сняты фильмы. Ни Герой Советского Союза Геворк Вартанян, ни Герой России Алексей Козлов не нашли для них ни единого слова сочувствия. Алексей Михайлович Козлов был арестован и сидел в камере смертников в ЮАР из-за предательства Гордиевского. Видели бы вы его лицо, когда он говорил о предателе. Сейчас, насколько я знаю, "кротов" осматривают с еще большей тщательностью. Все же я не стал бы сравнивать Гордиевского и того же Резуна. Разные по масштабу фигуры. Резун — Суворов известен лишь несколькими книгами. Еще тот "писатель" Гордиевский отправил в тюрьмы немало разведчиков и агентов. Мне кажется, его роль особенно зловеща Гордиевский в начале 90-х пытался выдавать себя за идейного борца с режимом. В интервью с ним немало моих коллег по перу с туповатой покорностью принимали эту игру. Наверное, Гордиевский и сам удивлялся, читая хвалу в свой адрес. Его нынешние опекуны из британских спецслужб не выказывали ему такой сердечной признательности. Участь предателя не только опасна. Не об этом сейчас разговор. Она скучна, это — будто судьба обреченного на пожизненные каторжные работы. Страх, и заслуженный, за свою жизнь, переплетается с презрительным отношением окружающих. 

 — Недавно прочитал только что вышедшую книгу экс-директора ЦРУ Джорджа Тенета Внутри шторма". Понятно, что руководитель такой структуры никогда не скажет всей правды. Тем не менее ясно, что никаких особых контактов у американцев с российскими спецслужбами все последние годы не было. Работаем ли мы сегодня в одиночку, или есть ситуации, где совместные усилия складываются в общий итог? 

 — Я полагаю, что взаимный обмен информацией все же происходит. Это могут быть контакты по поводу угроз жизни руководителей государств, совместные усилия по борьбе с наркокартелями. А общий итог — что вы называете итогом? В разведке, в спецслужбах, по-моему, итоги всегда промежуточные Что бы ни менялось в мире, где-нибудь в Ясеневе или в Лэнгли неведомые миру люди будут по-прежнему корпеть над сводками, донесениями... У них работы хватит на вечность.

Поделиться ссылкой
Поделиться ссылкой