Служба внешней разведки Российской ФедерацииПубликацииПубликации в СМИ О разведке с любовью. Посвящается тем, чья жизнь прошла под грифом "секретно"

О разведке с любовью. Посвящается тем, чья жизнь прошла под грифом "секретно"

12 Марта 2008
Ульяна БЕЗГРОМОВА


В феврале в Центральном Доме журналиста прошла выставка картин заслуженного работника культуры, художника-портретиста, ветерана внешней разведки Павла Георгиевича Громушкина под названием "Портреты, люди, судьбы". Выставка была приурочена к двум знаменательным датам — это 95-летие художника и 70-летие его службы во внешней разведке.

Кому посвятил свое творчество Павел Георгиевич? О ком и о чем он писал с такой любовью? Вопросы, по сути, риторические. На его картинах лица тех, чьи подвиги лежат под грифом "совершенно секретно", тех, кто не имел и не имеет право на ошибку, тех, для кого высшая награда безвестность! Он посвятил свои картины целой плеяде звезд, которые связали свои судьбы со службой во внешней разведке. Благодаря его творческим заслугам периода Второй мировой войны, а он "рисовал" документы нашим разведчикам — нелегалам, бойцы невидимого фронта могли быть абсолютно спокойны, аусвайсы проходили даже самую кропотливую проверку в высших инстанциях, в спецслужбах в т.ч. и в Гестапо. Есть у художника и прекрасные пейзажи, и портреты известных людей — политиков, писателей, поэтов, людей, которые были интересны самому автору.

Павел Георгиевич Громушкин, или П.Г., как называли его впоследствии друзья-коллеги, пришел во внешнюю разведку в 1938 году. На тот момент юноше, трудившемуся в издательстве газеты "Правда", было 25. Предварительное собеседование в 1937 году с молодым человеком провел не кто иной, как товарищ Берия. Художник о поступлении на службу в НКВД-ИНО и о своей работе в разведке практически не говорит. Да и незачем, если талантливый человек может разговаривать с нами посредством своего творчества. Он общался со многими. В его списке Николай Кузнецов — Пауль Зиберт, Рудольф Абель (Вильям Фишер), чета Коэнов — Крогеров, агент нашей разведки — англичанин, глава Кембриджской пятерки Ким Филби. В этот список входят такие замечательные люди, как Конон Молодый — Лонсдейл, его история отчасти положена в основу сюжета фильма "Мертвый сезон", очаровательная и очень теплая пара, входившая в группу "легкая кавалерия", которая помогла предотвратить покушение немцев на "большую тройку" — Сталина, Черчилля, Рузвельта во время проведения Тегеранской конференции в 1943 году — Геворк Андреевич и Гоар Левоновна Вартаняны, Василий Пудин, Дмитрий Быстролетов. Это те имена, которые по ряду причин уже можно называть. А сколько еще портретов, сколько судеб, сколько лиц в арсенале этого удивительного человека.

Итак, 1938 год, Громушкин в штате, направлен в отдел по изготовлению паспортов для наших разведчиков-нелегалов. Его документы всегда выдерживали любую проверку. Так совпало, что в тоже время в этом отделе трудился Вильям Фишер, он же Рудольф Абель. Знаменит этот нелегал тем, что помогал обрести нашему Отечеству ядерное равновесие с Западом.

Безусловно, были и другие заслуги и подвиги. Разведчик, который, вероятно так и остался бы неизвестен, если бы не чудовищное предательство пьяницы Вика Хейхенена — связника-радиста Фишера в США. Фишер "появился на публике" под именем Рудольфа Абеля после своего ареста ФБР. Взяв имя, умершего к тому моменту товарища по службе, резидент давал понять Центру: я арестован, я молчу!

На выставке посетители могли ознакомиться с портретом этого знаменитого разведчика. Кстати, один из портретов Абеля-Фишера побывал благодаря космонавту Юрию Батурину на Международной космической станции. Лицо — умнейшие глаза, пронизывающий взгляд — в нем благородство, глубокий интеллект, риск, отвага, печаль и внутренняя нерушимость. Судьба — тяжелейшая работа нелегала, трагический поворот в судьбе, предательство, арест, тюрьма, известность, обмен на американского летчика Пауэрса и двух шпионов в 1962 году, и… слава. Директор ЦРУ Ален Даллес писал: "Я бы хотел, чтобы мы имели трех-четырех человек, как Абель в Москве". Над судьбой Вилли Фишера, еще висит секретность, которая является необходимостью для обеспечения безопасности тех, кто продолжает его дело. Кстати, Фишер был человеком исключительно талантливым и в живописи. Многим известны прекрасные работы Эндрю Кайотиса. Под этим псевдонимом Фишер начинал работать в США.

Но, вернемся к герою нашей публикации. В январе 1941 года молодой человек 28 лет был отправлен в Болгарию в качестве сотрудника советского посольства для выполнения особого задания.Информация была крайне необходима для принятия важных стратегических решений в Москве. Вернувшись в 1942 году, включается в работу по изготовлению немецких документов для партизан. После войны, выполняя различного рода задания Громушкин много "путешествует" по миру. Сейчас Почетный сотрудник госбезопасности на пенсии, награжден орденами и медалями, творит, рисует, причем не только коллег по службе. У него в арсенале много портретов известных людей: Юрий Гагарин, Юрий Никулин, граф Лев Николаевич Толстой, Александр Пушкин, Че Гевара, украденный на одной из выставок. Сам Павел Георгиевич в своей книге "Разведка: портреты, люди, судьбы" о героях своих картин говорит, что они представляют собой "частицу ушедшего века".

"Мне бы очень хотелось, — пишет он в своей книге, — увековечить черты своего поколения. Лицо конкретного человека и лицо истории сливаются воедино". А быть может не только черты? Может быть, память и пример для потомков? Лица, судьбы, поколения, история….. Чем они так близки ветерану внешней разведки с глубокими, ясными и добрыми глазами? Что их объединяет? Верность и огромная любовь к своему Отечеству, преданность своему делу — делу всей жизни, жизни без права на ошибку!
Источник: Москва
Поделиться ссылкой
Поделиться ссылкой