Москва. 2 апреля. ИНТЕРФАКС — Служба внешней разведки (СВР) России рассекретила документальные дела о сотрудничестве с советской разведкой эмигранта из России, который длительное время работал на британскую разведывательную службу.
Как сообщило в понедельник пресс-бюро СВР, речь идет о русском эмигранте Викторе Богомольце, находившемуся на службе британской Сикрет интеллидженс сервис (СИС).
Накануне Второй мировой войны Богомолец, выполняя задания СИС, сотрудничал с польскими и румынскими спецслужбами. Однако, в 1945 году он, осознав бессмысленность борьбы против своей Родины, предложил услуги советской разведке, говорится в сообщении пресс-бюро.
Начальник Первого управления НКГБ Павел Фитин санкционирует его конфиденциальное сотрудничество с внешней разведкой, отмечает пресс-бюро СВР. Так в каирской резидентуре появился источник "Бритт", который предоставил исчерпывающие сведения о своем сотрудничестве с иностранными спецслужбами и включился в оперативную работу в интересах СССР.
"Поступавшие от него разведданные использовались при подготовке записок по самой высокой разметке: Сталину и Молотову, — говорится в сообщении. - "Бритт" внес значительный вклад в понимание оперативных устремлений его многолетнего куратора из СИС полковника Г.Гибсона, деятельность которого весьма интересовали органы госбезопасности СССР".
Тридцать лет этот специалист британской разведки по России был в поле зрения советской внешней разведки, вплоть до самой кончины Гибсона в 1960 году, отмечает пресс-служба СВР.
В нем подчеркивается, что уникальные материалы, касающиеся агентурной разработки "Бритт", легли в основу книги генерал-майора СВР РФ Льва Соцкова "Код операции - "Тарантелла", которая готовится к выходу в свет в издательстве "Молодая гвардия". "При написании книги использованы: оперативная переписка Центра и резидентур, информационные сообщения политическому руководству страны, переводы документов иностранных спецслужб, а также фотоматериалы, отложившиеся в архивных делах", — отмечается в сообщении.
В нем говорится, что "сюжет документального романа начинает разворачиваться в 1930 году, когда Иностранный отдел ОГПУ по инициативе его начальника Артур Артузова приступил к осуществлению масштабной операции "Тарантелла".
"Изначально операция была нацелена на вскрытие каналов связи английской разведки со своей агентурой в СССР, однако последующее развитие операции в значительной степени превзошло первоначальный замысел, — отмечается в сообщении. — В результате серии оперативных мероприятий удалось "подставить" СИС агентуру, которую англичане считали своими надежными источниками в Московском комитете ВКП/б/, Всесоюзном совете народного хозяйства (ВСНХ) и авиационном институте ЦАГИ".
На самом деле, указывает пресс-бюро, "все они работали под контролем органов госбезопасности, а сконструированный на Лубянке канал использовался для продвижения в британские руководящие круги направленной информации по широкому кругу внешнеполитических, экономических и военно-технических проблем".
Проводя эту масштабную операцию, руководство разведки преследовало цель содействовать вовлечению Великобритании в более тесное экономическое сотрудничество с Советским Союзом и обозначить пути поиска договоренностей по обеспечению коллективной безопасности с участием других стран.
Ключевыми фигурами этой уникальной оперативной игры стали русские эмигранты, служившие во время Гражданской войны в контрразведке армии генерала Деникина, Борис Лаго и В.Богомолец. Первый был кадровым сотрудником разведки и был "подставлен" Богомольцу, находившемуся на службе британской СИС, говорится в сообщении.
"Горестно сознавать, что те, кто разработал и осуществлял эту операцию: начальник советской разведки, другие работники в Центре и за рубежом, в их числе и сам Б.Лаго стали жертвами репрессий конца тридцатых годов. Но даже после их ухода, оперативная игра продолжалась", — подчеркивает пресс-бюро СВР.
Публикации за Апрель 2007