Сергей МАСЛОВ.
Академик Евгений Примаков в своей новой книге, только что вышедшей в издательстве "Молодая гвардия", благодарит судьбу за то, что водила его по жизни. Вела, как подчеркивает автор, "отводя в сторону от различных капканов и западней". С этой фразы, собственно, и начинается повествование.
Может, она могла бы стать его камертоном. Только вот не становится. Ну не похож Евгений Максимович на баловня судьбы. Я не уверен, что такого рода "счастливчики" вообще существуют в политике. А Примаков пишет про "Минное поле политики" — так озаглавлена книга. Что же касается умения не роптать на судьбу, так это просто качество сильного, мужественного человека. Мы как-то все забываем присовокупить эту личностную ипостась Примакова к веренице других — послужных.
Вот, кстати, их далеко не полный ряд: журналист, академик, руководитель двух крупнейших научных центров, глава Службы внешней разведки, министр иностранных дел, председатель правительства Российской Федерации. В книге Евгений Примаков -ныне президент Торгово-промышленной палаты страны — посвятил наиболее важным отрезкам своего жизненного пути отдельные главы. Скажу сразу: читать записки политического "тяжеловеса" необычайно легко. Конечно, во многом это объясняется характером материала. Но при прочтении книги чувствуются не утраченные академиком журналистские навыки. Мы давно привыкли к тому, что журналистику называют историей современности. А ведь именно так, пожалуй, можно было бы определить жанр книги, не похожей на обычную мемуаристику. Ведь и сам автор предупреждает, что книга не задумывалась как автобиография. Примаков поясняет, что хотел показать многослойность российской политической и общественной жизни. По его убеждению, "однозначные оценки происшедшего и происходящего в России неточны, а значит — неприемлемы".
А потому оценки Примакова взвешены. И при этом не вызывают впечатления некой закругленности. В главах, посвященных ельцинской эпохе, становится предельно ясным ответ на вопрос: кто есть кто? Каким бывал Ельцин во время своего президентства? А он бывал разным, как и любой человек. Но что в нем преобладало и что, в конце концов, взяло верх? И, главное, по какой причине? Почему его былая прямота в поступках и мыслях с течением времени превратилась в некую изощренно византийскую модель поведения? Чем "прежнее" окружение Ельцина - Коржаков, Барсуков, Сосковец — отличалось от последующего, получившего прозвище Семья? Из первых рук мы получаем основанную на документах информацию о том, как руководитель администрации президента Волошин исподтишка дирижировал травлей председателя правительства в карманных СМИ олигархов. Автор предъявляет и другую, основанную на данных силовых ведомств документацию о том, какими методами и в каких масштабах разворовывалась страна. Попытка начать борьбу против этого зла, несомненно, была одной из главных причин, по которой Семья продавила решение президента об отставке премьера. Да, собственно говоря, Примаков, спасший своими действиями (а ведь мог бы и одним авторитетом) общество от того, чтобы страна сорвалась в пропасть во время тяжелейшего экономического кризиса, Семье был уже не нужен: он выполнил свою функцию пожарного...
Что дальше? Вот это-то всегда самое любопытное. "Что дальше?" — так называется заключительная глава книги. Будем надеяться, что читатель ознакомится с ней самостоятельно.
Публикации за Ноябрь 2006