Служба внешней разведки Российской ФедерацииПубликацииПубликации в СМИМы-то знаем, что это наш гражданин

Мы-то знаем, что это наш гражданин

11 Октября 2006
Евгения ЗУБЧЕНКО.

Депутаты хотят, чтобы в разведку ходили только с российским паспортом

На этой неделе в Госдуме во втором чтении будут рассматриваться поправки в закон "О внешней разведке". Депутаты хотят уточнить статус сотрудников внешней разведки, добавив, что гражданин РФ не может идти на службу в органы, имея двойное гражданство. А как же тогда разведчики, работающие за рубежом? Эксперты успокаивают: на методах работы поправка никак не отразится. Зато от "опеки" СВР законом защищены сенаторы, депутаты и священнослужители.

Депутаты собираются внести ряд изменений в статью 17 закона "О внешней разведке" и добавить в этот пункт положение о том, что сотрудником может стать только гражданин РФ, не имеющий иностранного гражданства. Разработчики говорят, что главные задачи внешней разведки — это защита государственных секретов и защита национальной безопасности, поэтому уточнение "уместное". А как же быть сотрудникам спецслужб, работающим за рубежом, которым порой "по служебной необходимости" приходится менять гражданство?

Один из авторов законопроекта, депутат Госдумы Николай Леонов, в свое время сам работавший во внешней разведке, так описал "НИ" суть поправки: "Одни сотрудники работают под легальными прикрытиями: дипломаты, журналисты, бизнесмены и все они граждане России. Другое дело "нелегалы", они тоже граждане России, но они временно, на период исполнения служебных обязанностей, приобретают другое гражданство. Но мы, то есть российская власть знает, что это наш гражданин. В ходе разведывательной деятельности по решению руководства разведки он может поменять гражданство, не переставая при этом быть гражданином России". Кстати, согласно 23 статье закона "О внешней разведке" иностранец, оказывающий "конфиденциальное содействие" внешней разведке, может по собственному "ходатайству" получить гражданство РФ.

В законе не забыты и некоторые преференции для бойцов невидимого фронта. Так, в поправке депутатов говорится, что на служащих разведки распространяется действие трудового законодательства, а, кроме того, разведчикам могут устанавливаться особые "условия оплаты труда, дополнительные социальные гарантии и преимущества". "Гарантии, безусловно, предусмотрены, — объясняет Николай Леонов. — В законе все не может быть прописано, потому что существует положение о разведке, которое утверждает президент страны. Документ секретный, и что-то такое, чего, скажем, не бывает для обычных граждан, там должно быть прописано".

Авторы поправок также предлагают запретить сотрудникам внешней разведки состоять в общественных объединениях, "преследующих политические цели". Гражданскому персоналу СВР поправки запрещают эти самые объединения создавать. Зато согласно нынешней редакции закона для выполнения своих функциональных обязанностей разведчики могут без раскрытия их принадлежности к органам (получается, что тайно) занимать должности в федеральных органах исполнительной власти, на предприятиях, учреждениях и в организациях. При этом руководители этих ведомств несут ответственность за разглашение такой информации. В то же время разведчикам запрещается принимать "негласное" участие в деятельности органов законодательной или судебной власти, а также общественных объединений и религиозных организаций "с целью оказать влияние на характер их деятельности". От вербовки внешней разведкой законом застрахованы сенаторы, депутаты всех уровней, судьи и прокуроры, а также священнослужители. Но статус разведчика не освобождает человека, совершившего преступление, от ответственности перед законом. Правда, г-н Леонов говорит, что на самом деле за совершенное преступление разведчик будет нести более суровое наказание, потому что ему оказывается больше доверия, чем обычному гражданину.

Депутатские поправки не коснулись самой профессиональной деятельности российских разведчиков. Как и прежде, они имеют право применять "гласные" и "не гласные" методы и средства. Однако эти методы не должны причинять вред жизни и здоровью людей, а заодно и наносить ущерб окружающей среде. То есть по идее разведчик не может сам устранить террориста, разыскиваемого российскими властями. Но в марте этого года был принят закон "О противодействии терроризму", согласно которому Вооруженные силы РФ могут применяться для пресечения международной террористической деятельности за пределами страны. Ранее ни в одном законе, связанном с силовыми ведомствами, таких правовых оснований не было. Законом "О внешней разведке" также предусмотрено, что государство обязано содействовать освобождению разведчика и членов его семьи, арестованных за пределами России в связи с осуществлением разведывательной деятельности.

По традиции не забыта и пресса. Закон рекомендует журналистам, пишущим о СВР, перед публикацией статей "обратиться в соответствующий орган внешней разведки, который и установит наличие либо отсутствие" в материале секретных сведений. Там же прессу предупреждают и об ответственности за разглашение государственной тайны.
Источник: Новые Известия

Публикации за Октябрь 2006

Поделиться ссылкой
Поделиться ссылкой