«Хорошо сложен, имеет военную выправку и серые хитрые глаза» — так описывали Юрия Дроздова зарубежные СМИ, называя «живой легендой среди шпионов». Его по-настоящему уважали даже противники.
Он был резидентом в США и Китае. Находясь в Нью-Йорке, Юрий Дроздов получил поздравительное — к юбилею — письмо от Мао Цзэдуна, в котором отмечался его «личный неоценимый» вклад в развитие советско-китайских отношений. Он возглавлял Управление «С» (нелегальная разведка). Он участвовал в обмене Фишера (Абеля). Он руководил операцией по взятию дворца Амина в Кабуле. Он был одним из создателей спецподразделения «Вымпел»…
19 сентября исполнилось бы 100 лет начальнику нелегальной разведки Юрию Дроздову. В канун юбилея обозреватель «МК» собрала воспоминания о нем и составила его «правила жизни».
Публикации о разведчиках часто сопровождаются оговоркой о том, что большая часть документов по теме остается засекреченной. В этом смысле биографию Юрия Ивановича можно считать удачным исключением — о его жизни известно немало.
ИЗ ДОСЬЕ "МК"
Юрий Дроздов родился в Минске в 1925 году. Окончил школу в Харькове. Мечтал попасть на фронт. В 1944 году завершил курс подготовки в 1-м Ленинградском артиллерийском училище. Успел принять участие в Великой Отечественной войне, штурмовал Берлин. После войны служил в группе советских войск в Германии. Потом военный институт иностранных языков и оперативная карьера в КГБ.
— Гений разведки, — отозвался о нем на одном из мероприятий ветеран СВР России. Мы были там вместе, и он, увидев Дроздова, тихо, чтобы никто, кроме меня, не слышал, дал ему такую характеристику. Уже потом я услышала от других, что Дроздов не просто талантливый, но невероятно упертый — все задачи, которые он ставил, обязательно решались. В этом смысле он был очень результативным начальником нелегальной разведки.
Но живой легендой генерал Дроздов стал не только благодаря послужному списку. Юрий Иванович был по-настоящему незаурядной личностью, обладал редким набором качеств, уникальных даже для профессионалов.
Позволю себе описать «нелегала №1», которого не раз встречала в Пресс-бюро СВР. Итак, статный (его идеальная осанка не изменилась с возрастом, что прибавляло ему какое-то особое достоинство), с легкой улыбкой. А фирменный взгляд Дроздова можно ощутить даже через фотографии и записи интервью, глаза пронизывающие, изучающие, в то же время корректные и привлекающие. Глазами Дроздов мог порой выразить больше, чем словами. Хотя речью владел прекрасно. Говорил тихо, спокойно, никогда не повышал голос. Но собеседник сразу чувствовал — перед ним настоящий командир и лидер. В целом Юрий Иванович умел с первых секунд расположить к себе любого. Вот как описывала Дроздова разведчица-нелегал Людмила Ивановна Нуйкина: «Он запомнился мне человеком с улыбкой, но улыбка была с хитриночкой. Всегда он был в настроении, и с ним было приятно общаться. Он мог выслушать и сразу дать совет».
Открытость Юрия Ивановича отмечали многие, особенно подчиненные, даже на доклад к нему нередко попадали без записи. Посетителя генерал-майор встречал тепло, без надменности, просто выходил из-за стола и крепко жал руку. Лично беседовал с кандидатами на службу в нелегальную разведку и новоприбывшими сотрудниками управления «С».
Правила жизни Дроздова можно найти в его словах.
Правило 1. «Если вы все правильно сделали — значит, у нас получится. Если нет, накажут меня».
Дроздов не боялся брать ответственность на себя.
— С вечно юным азартом принимать рискованное решение, — вспоминает один из ветеранов. — Такого принципа придерживался Юрий Иванович. Верный ему коллектив твердо знал: начальник никогда не подставит. Дроздов очень уважал в людях решительность и храбрость.
А еще он на дух не переносил трусов, лицемеров, лентяев и подхалимов. Подобные кадры в его команде если случайно и оказывались, то надолго точно не задерживались.
Правило 2. «Главное — установление личных отношений. Предельная честность».
Однажды в интервью он раскрыл секрет привлечения людей к сотрудничеству — честность по отношению к ним. Это звучало неожиданно. Вроде как разведчики ведь имеют по нескольку имен, проживают несколько жизней. Какая тут честность? Но, даже живя в чужой стране под чужим именем, можно проявлять искренний интерес к человеку — он эту честность почувствует.
Дроздов был честен с собой и даже с руководством страны. Он прямо говорил и противнику, что о нем думает. Он призывал не обманываться и видеть искренние намерения противника, который руководствуется только одной целью — пользой для своей (а не другой) страны, ради которой пойдет на все, включая предательство соглашений, устранение политических лидеров и т.д.
Дроздов был искренне любопытным и широко эрудированным. Постоянно читал, обязательно делал пометки на полях, много писал сам, имел отличную память, которая поражала даже прошедших спецподготовку офицеров. Бывает, сотрудник, заняв руководящую должность, начинает мыслить стратегически, а работу с деталями делегирует исполнителям. Дроздов помнил и учитывал все. Он был блестящим аналитиком, обладал способностью проникать в саму суть процессов. Этими качествами, к слову, он пользовался не только для решения рабочих задач.
Правило 3. «Помни добро».
Дроздов не забывал добрые поступки. Он никогда не скупился на благодарности и поощрения. А «спасибо» от Дроздова значило многое.
Правило 4. «Живи, пользуйся, люби, но помни о взятых на себя обязательствах».
Профессия для Юрия Ивановича была смыслом жизни, нелегальная разведка — страстью. Но ключевое место в его сердце занимала жена Людмила Александровна. Их отношения строились не просто на супружеской любви, но и на глубокой привязанности, дружбе и взаимном уважении. Они были единомышленниками. Знакомые с четой Дроздовых вспоминали, что даже в преклонном возрасте для них было характерно стремление никого не обременять. Независимость, самостоятельность, уважение к пространству других — эти качества они сумели передать своим детям и внукам.
...100 лет прошло со дня рождения Юрия Ивановича, 8 лет с момента его ухода, но Дроздов, как сейчас модно говорить, «актуален». Его мысли, стиль работы, опыт до сих пор полезны разведке, а образ и жизненный путь — достойные ориентиры для любого из нас. К одной из своих книг он опубликовал предисловие — строчки Омара Хайяма: «Все, что видим мы, — видимость только одна. Далеко от поверхности моря до дна. Полагай несущественным явное в мире, ибо тайная сущность вещей — не видна».
Публикации за Сентябрь 2025