Служба внешней разведки Российской ФедерацииПубликацииПубликации в СМИВыступление Директора СВР России на XVIII Совещании руководителей специальных служб иностранных государств-партнеров ФСБ России в г. Сочи 16 октября 2019г.

Выступление Директора СВР России на XVIII Совещании руководителей специальных служб иностранных государств-партнеров ФСБ России в г. Сочи 16 октября 2019г.

18 Октября 2019

Уважаемые коллеги!

Как уже отмечалось в прозвучавших выступлениях, угроза тер­роризма в современном мире не только не исчезает, но становится все более масштабной, а действия террористов - все более изощренными. Мы видим, как идеи ИГИЛ и "Аль-Каиды" расползаются вместе с их боевиками по континентам и странам, которые раньше не были под­вержены влиянию радикальной идеологии. Теракты в Берлине, Сток­гольме, Манчестере, на Манхэттене показывают, что даже люди, не входящие в террористические сети, под воздействием дистанционной пропаганды способны к осуществлению крупных атак.

Мы наблюдаем тенденцию к распространению радикальных идей, причем не только исламистских, на регионы Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока. Растет число жертв вооруженных бандг­рупп на африканском континенте. При этом их активность с каждым годом смещается из традиционных районов Сахаро-Сахельской зоны на юг Африки. 

Нейтрализация указанных угроз требует совместных усилий и реализации скоординированных мер, способных нанести реальный ущерб террористическим структурам. Все государства признают опасность, которую представляет собой терроризм. Проявляют го­товность дать ему решительный и бесповоротный отпор.

Однако на деле мировому сообществу до сих пор не удалось прийти даже к единому международно-правовому определению тер­роризма. Россия давно выступает за принятие Всеобъемлющей кон­венции ООН по борьбе с этим злом. Но наши призывы не получают никакого вразумительного ответа со стороны наших западных парт­неров, которые по-прежнему придерживаются двойных стандартов. Как говорится в одной русской пословице, "Богу молятся, а с чертом водятся".

Примеры подобной политики можно перечислять долго. Взять хотя бы афганских моджахедов, которых Запад долгое время под­держивал как борцов за национальное освобождение от советского влияния. Кстати, до сих пор остается актуальным вопрос, случилась бы атака 11 сентября в Нью-Йорке, если бы Штаты не поощряли вой­ну исламистских организаций против СССР в Афганистане. Не менее одиозная ситуация складывалась вокруг боевиков на юге России в Чечне. Даже в момент совершения ими бесчеловечных актов с сотня­ми жертв в Буденновске и Москве западные СМИ продолжали назы­вать их "повстанцами", сражающимися за свободу.

Вспомним момент, когда тергруппировка ИГИЛ впервые вышла на авансцену мировой политики. Буквально через несколько дней по­сле переизбрания сирийского президента Башара Асада вооруженные до зубов боевики на сотнях новеньких бронированных джипов атако­вали Сирию и Ирак и провозгласили создание на их территории ис­ламского халифата. Интересно, откуда у местечковой банды обор­ванцев появились такие амбиции и такая экипировка? Сейчас уже хо­рошо известно, что автомобили, системы связи и вооружение, по крайней мере их значительная часть, поступили игиловцам от сил так называемой умеренной сирийской оппозиции. А те в свою очередь получили их от властей США и Великобритании. Фактически амери­канские и британские налогоплательщики своими деньгами оплатили укрепление могущества организации, члены которой впоследствии взрывали их города.

Когда в сентябре 2015 года президент России Владимир Путин открыто, с трибуны ООН, призвал к созданию широкой меж­дународной коалиции по борьбе с терроризмом, западное сообщество встретило это предложение глухим недоброжелательным молчанием. Столкнувшись с такой позицией, Россия была, по сути, вынуждена взять бремя нормализации обстановки на Ближнем Востоке на себя - разумеется, с согласия законного сирийского правительства и при поддержке региональных партнеров в лице, прежде всего, Ирана и Турции. Когда же нам удалось добиться существенных успехов на этом поприще, американцы засыпали Москву требованиями не бом­бить так называемую умеренную оппозицию, в поддержку которой Вашингтоном были вложены миллиарды долларов. Сарказм ситуации в том, что мы бессчетное количество раз обращались к нашим запад­ным коллегам с призывом четко отделить в Сирии умеренные фор­мирования от террористических - и неизменно наталкивались на от­каз.

 Сейчас, например, США вслух заговорили о том, что "Хейят Тахрир аш-Шам", в ряды которой влилась неразрывно связанная с "Аль-Каидой" "Джабхат ан-Нусра”, - это вполне "нормальная" струк­тура, и с ней можно иметь дело. Более того, как показали недавние дискуссии по Идлибу, Вашингтон пытается навязать эту неприемле­мую логику другим членам Совета Безопасности ООН. Что это, если не попытка вывести террористов - аль-каидовцев из-под удара?!

Надо отдать должное нашим западным партнерам - в последнее время слова у них меньше расходятся с делом. Маски сброшены, и они практически открыто - без демагогической риторики и сложных схем - наносят удары по тем, кто борется с террористами. Достаточно привести в пример недавнее решение американцев о внесении в тер­рористические списки иранского Корпуса стражей исламской рево­люции - той самой структуры, которая внесла огромный вклад в борьбу с ИГИЛ на территории Сирии и Ирака!

Буквально на днях администрация США расширила антироссийские "черные списки" под предлогом нарушения нами американ­ского одностороннего режима санкций в отношении Сирии. Причем под эмбарго попали люди и организации, участвовавшие в поставках авиационного топлива для ВКС России - самой эффективной струк­туры по уничтожению тер. группировок. То есть вместо того, чтобы признать и приветствовать успехи России в борьбе с международным терроризмом, Вашингтон старается побольнее "уколоть” нас и пред­принимает, по сути, действия в поддержку террористов.

Хочу предостеречь: заигрывать с терроризмом в современном, тесно взаимозависимом мире смертельно опасно. Последствия такого подхода оплачиваются жизнями людей по всему миру, не исключая и страны Запада. Мощная волна миграции с территории Ближнего Вос­тока и Северной Африки, спровоцированная так называемой полити­кой гуманитарных интервенций, давно пробила бреши в крепостных стенах Европы. С развитием же кибертехнологий проповедники джи­хада все чаще дотягиваются и до своих целей в Северной Америке.

Сегодня ни один регион, ни одна страна более не могут считать­ся "островком благополучия" и не застрахованы от массовых терак­тов. При этом приходится констатировать, что вместо поиска эффек­тивных ответов на эти вызовы спецслужбы ряда стран нередко не мо­гут устоять перед искушением использовать проблематику ан­титеррора как повод для установления тотальной слежки за населе­нием как собственных государств, так и других стран. Активное на­ращивание соответствующего потенциала, в частности, несколько лет назад придал широкой огласке бывший сотрудник АНБ США Эдвард Сноуден.

Уважаемые коллеги!

Несмотря на все сказанное, борьба с международным террориз­мом продолжается. Наша сегодняшняя встреча проходит на фоне разнонаправленных событий на Ближнем Востоке. Сирийские прави­тельственные войска, опираясь на помощь России, Ирана и Турции, нанесли решительное поражение террористам. Можно сказать, что фаза внутрисирийского вооруженного противостояния приближается к завершению. При решающем вкладе Москвы, Анкары и Тегерана как гарантов Астанинского формата завершено формирование кон­ституционного комитета, на повестке дня - постконфликтное восста­новление Сирийской арабской республики, создание условий для возвращения в страну беженцев.

Очевидно, однако, что для окончательной и бесповоротной по­беды над террором всем участникам мирового сообщества необходи­мо преодолеть эгоистические устремления и отказаться от соблазна использовать терроризм в качестве политического инструмента. Важ­но перестать "жонглировать" понятиями и прекратить, наконец, де­лить террористов на "плохих" и "хороших", "своих" и "чужих". В со­временных условиях нужно идти по пути не разрушения, а укрепле­ния глобальных и региональных форматов, совершенствуя и транс­формируя их в интересах укрепления стабильности и безопасности на планете. Если группе западных стран недостает зрелости и мораль­ных сил, чтобы двигаться в указанном направлении, ответственность за это возьмут на себя остальные центры силы. На пространстве Ев­разии фактически уже действует широкий антитеррористический альянс в составе России, наших партнеров по ОДКБ, СНГ, ШОС и в составе участников нарождающегося "Большого евразийского парт­нерства". Этот альянс основан на принципах добросовестного и взаимоуважительного сотрудничества, признании центральной коор­динирующей роли ООН в архитектуре глобального мира и безопас­ности. Уверен, вместе у нас хватит моральных и материальных сил, чтобы, наконец, искоренить причины и проявления международного терроризма.

Спасибо за внимание!




Поделиться ссылкой
Поделиться ссылкой