Уважаемые коллеги!
Нынешний этап борьбы с терроризмом проходит на фоне объективных процессов завершения эпохи моноцентричного мироустройства. Во имя удержания превосходства одной супердержавы в ключевых регионах мира создается так называемый регулируемый хаос. Постоянно нарушается принцип верховенства права в международных делах. Развертывается неприкрытая борьба за влияние и обладание природными ресурсами. В качестве средства давления на конкурентов в ход идут торговые и санкционные войны, попытки сменить неугодные правительства, вмешательство под различными предлогами в дела суверенных стран. Становятся реальностью еще немыслимые недавно полномасштабные конфликты с участием крупных региональных государств.
Повсеместный рост нестабильности и радикализма становится питательной средой для террористических организаций. Попытки ряда государств возродить блоковое мышление времен "холодной войны" крайне негативно сказываются на коллективных усилиях по преодолению теругрозы. Формируется атмосфера недоверия и непредсказуемости, в которой участникам глобального антитеррористического фронта становится все сложнее находить общий язык.
Источником роста взаимного недоверия служит, в частности, вызывающее использование отдельными странами двойных стандартов. Так например, государства, смакующие на страницах мировых СМИ свои подозрения относительно якобы вмешательства в их выборы, на системной основе ведут работу по воздействию на избирательные процессы в третьих странах. Об активном наращивании соответствующего потенциала Соединенными Штатами, в частности, несколько лет назад предупреждал бывший сотрудник АНБ США Эдвард Сноуден.
О том, что такая практика продолжается, Россия знает не понаслышке. Соответствующие службы фиксируют многочисленные попытки кибератак на информационные ресурсы высших органов государственной власти России, в том числе в период проведения президентских и региональных выборов. Мы рассматриваем подобную деятельность как нарушение базового демократического права российского народа на свободное волеизъявление, а также как попытку создать препятствие функционированию государственных институтов. Россия, однако, не намерена по примеру известных государств устраивать из этого политическое шоу, а будет отвечать адекватно - своевременным выявлением и нейтрализацией подобных угроз.
Практика использования двойных стандартов, увы, не обходит стороной и глобальную борьбу с терроризмом. Приходится констатировать, что мы с вами переживаем период безответственной политизации антитеррористической деятельности. Борьба с терроризмом все чаще подчиняется сиюминутным политическим интересам отдельных государств. Мы видим, как попытки прочертить на Ближнем Востоке новые разграничительные линии вопреки воле народов, навязать им чуждые модели развития породили небывалый всплеск терроризма. В том числе в тех регионах, где его никогда не было. Это обернулось злом фантастического масштаба. Мы стали свидетелями формирования полноценного террористического государства с набором органов управления, системой социального распределения и эмиссарами джихадизма в качестве послов за рубежом.
Какие уроки были извлечены? Государства-зачинщики перекройки Ближнего Востока решили еще жестче доказывать миру свою абсолютную правоту и превосходство, якобы дающие им право беспрепятственного наказания непокорных.
До сих пор, исходя из корыстных расчетов, одни группировки боевиков признаются террористическими, другие - оппозиционными или повстанческими. Ярлык "спонсоров терроризма" бездоказательно навешивается на целые страны, часто как предлог для вмешательства в их внутренние дела.
Некогда монолитное, ясное всем понятие "терроризм" распадается под натиском альтернативных концепций. Так, сторонники концепции "насильственного экстремизма" пытаются возложить значительную долю ответственности за террористические преступления на так называемые авторитарные режимы. Доходит до разработки глобальных документов в области антитеррора, где международное сотрудничество предлагается поставить в прямую зависимость от соблюдения государством прав человека. Хочется ответить на это встречным предложением - покажите хоть одну страну, где эти универсальные права не нарушаются в той или иной степени.
Последствия политизации борьбы с терроризмом оплачиваются жизнями граждан различных стран. Попытки Запада создать для себя островки безопасности оказались иллюзорными. Спровоцированная хаосом на Ближнем Востоке и в Африке неконтролируемая волна миграции давно пробила бреши в крепостных стенах Европы. Попрание странами - так называемыми борцами за демократию всего набора правовых норм вызывает растущую растерянность в обществах. Это играет на руку проповедникам джихада. Они активно используют возросшие возможности рекрутировать новых боевиков и распространять идеи построения халифата по всему миру.
Сегодня от тератак не защищена ни одна страна. Террористическая угроза достигла такого уровня, что справиться с ней можно только сообща. Однако противостояние в военно-политической сфере перекидывается и на борьбу с терроризмом.
Важный симптом размывания единого фронта противодействия терроризму - принижение роли и значения ООН в этой сфере. Очевидно, что, несмотря на наличие ряда проблем, данная организация обладает колоссальным опытом и широким инструментарием противодействия терроризму на основе норм международного права. Однако принятые в ООН стандарты равноправного диалога непригодны для тех, кто стремится прежде всего навязать свой подход остальным.
В результате осуществляются попытки вынести основополагающие вопросы в области терроризма на параллельные ООН площадки. Туда, где конструктивное взаимодействие с самостоятельно мыслящими партнерами признано невозможным по определению. Не принимается во внимание даже их реальный или потенциально возможный существенный вклад в борьбу с терроризмом.
Очевидно, что такой "клубный тип" взаимодействия пригоден лишь для решения узконаправленных внешнеполитических задач отдельной группы стран. За скобками её деятельности остаются наиболее сущностные вопросы, а именно: В чем причины повсеместного роста исламского радикализма? Какие выводы следует сделать, зная причинно-следственную связь между разрушением в стране традиционных политических институтов и всплеском в ней терроризма? Как реально обуздать терроризм?
Человечество стоит на сложном переломном этапе своего развития. Выбор может быть сделан как в пользу безопасности и благополучия, так и новых масштабных потрясений. Во многом от нашей совместной работы зависит, по какому пути пойдет мир.
Спасибо за внимание!
Публикации за Ноябрь 2018