Владимир Щербаков
Новая книга ветерана внешней разведки проливает свет на малоизвестные эпизоды сражений на тайном фронте
После распада Советского Союза о разведке КГБ издано множество книг, и, пожалуй, новых сенсационных откровений от ветеранов этой некогда могущественной спецслужбы ожидать сегодня не приходится. И все же время от времени появляются воспоминания, заслуживающие особого внимания. Среди таких книг – документальная повесть ветерана советской внешней разведки Георгия Санникова «Их закалила война…».
Уйдя с фронта тайной войны в запас, Георгий Захарович продолжает сражаться, но уже за правду истории. Его перу принадлежит целый ряд интересных книг об операциях КГБ. Новое же его произведение – это рассказ о судьбе двух подростков, несовершеннолетними попавших на фронты Великой Отечественной. Со временем Виталию Короткову и Федору Хилько было суждено стать сотрудниками советской внешней разведки…
Известно, что удел удачливого разведчика – даже после ухода на заслуженный отдых оставаться «в тени». Достоянием гласности в основном становятся фамилии сотрудников, установленных в силу разного рода обстоятельств иностранными спецслужбами. Но есть и исключения – и Виталий Викторович Коротков, и Федор Ильич Хилько работали в Европе весьма успешно и оказались «расшифрованными» не из-за собственных ошибок.
В случае Хилько «отличилась» Служба безопасности Украины, которая спустя пару лет после смерти Федора Ильича (он умер в 1999-м) и раскрыла сам факт его работы в особых условиях за границей, и «запустила» в Интернет совершенно секретные детали его служебной деятельности.
К числу достоинств книги Георгия Санникова можно отнести то, что он не только рассказывает о двух талантливых и смелых разведчиках, но и повествует об их учителях и наставниках, друзьях и учениках и, конечно, об их работе, наполненной необыкновенными событиями.
«Описание жизненного пути моих героев, особенно фронтового периода, основывается на имеющихся в моем распоряжении документальных свидетельствах, – отмечает автор книги. – Многое, разумеется, остается за кадром, так как я не имею права нарушать инструкции нашей службы».
Ценность повести, в которой автор постарался в максимальном объеме описать свои ощущения от долгой совместной работы с героями книги на германском направлении, еще и в том, что в ней идет речь не просто о работе советской разведки в Германии, но и об исторической судьбе этой страны. Увы, в 1930-е годы Германия стала полем жестокого социального эксперимента, последствия которого дают знать о себе и сегодня. К числу немцев, осознавших трагическую ошибку своей национальной элиты, позволившей взрасти ядовитым семенам нацистской идеологии, принадлежал, несомненно, и легендарный агент Первого главного управления КГБ СССР Хайнц Фельфе (оперативный псевдоним Курт), куратором которого долгие годы был Виталий Коротков.
Фельфе родился в Дрездене в 1918 году в семье чиновника криминальной полиции. Мать по происхождению была сорбкой, то есть принадлежала к немногочисленной ветви западных славян, уцелевших в Саксонии. В 1943 году Фельфе стал офицером внешней разведки Главного имперского управления безопасности. Кстати, многие подробности о сепаратных переговорах американского резидента в Швейцарии Аллена Даллеса с обергруппенфюрером СС Карлом Вольфом стали известны советской разведке в 1950-е годы благодаря Фельфе. Находясь в английском плену, он одно время содержался вместе с Вольфом, и тот рассказал ему о том, что немцы сумели подвести к Даллесу своего агента, выведавшего у того многое о подлинных планах американцев относительного будущего Германии и СССР.
Эта информация в будущем послужит основой для решения Фельфе в 1951 году пойти на сотрудничество с советской разведкой. Именно в ее интересах он устроился на службу в «Организацию Гелена», на базе которой и возникла позднее Федеральная разведывательная служба (Bundesnachrichtendienst – сокращенно BND). Руководимое Фельфе подразделение БНД взаимодействовало с органами разведки и контрразведки бундесвера, ведомством по охране Конституции, а также координировало свою работу с берлинской резидентурой ЦРУ.
Интерес читателей вызовут, несомненно, приведенные в повести размышления Виталия Короткова о причинах ареста Курта. Последнее важное задание, которое успел выполнить Курт, было передано ему в конце лета 1961 года и не было связано напрямую с его служебной деятельностью. В Западный Берлин бежал Богдан Сташинский, ликвидировавший ранее ряд лидеров украинских националистов. Выявить, где скрывается предатель, Центр поручил Фельфе. И Курт сумел выяснить, что Сташинский находится у американцев. По убеждению Виталия Короткова, Курту не следовало давать такое задание, так как это могло вызвать у противника подозрение. Санников приводит мнение Короткова: «Я чувствовал интуитивно какую-то возню около группы Курта со стороны».
Виталий Коротков тогда работал в Центре, в отделе внешней контрразведки, и вел дело агентурной группы Курта. Встревоженный рядом сигналов из Германии, он в марте 1961 года написал рапорт начальнику внешней разведки с аргументированным предложением немедленно законсервировать работу группы Фельфе. Но руководство в Берлине это предложение не поддержало, сославшись на отсутствие каких-либо подозрений. И напрасно…
Много интересных фактов приведено в повести Санникова и о деятельности двух учителей Виталия Короткова – его однофамильца Александра Михайловича Короткова и Ивана Ивановича Агаянца, создавшего в службе новое спецподразделение, ответственное за то, что в разведке именуют «активными мероприятиями». Очень познавательны отрывки из автобиографических заметок Федора Хилько, касающиеся его встреч с генерал-майором Александром Коротковым.
Георгий Санников, блестящий знаток «германского вопроса», не раз поднимает в книге тему судьбы «первого на немецкой земле государства рабочих и крестьян», осторожными намеками пытается обозначить пути поиска причин произошедшего в ноябре 1989 года. Он утверждает, что генерал Коротков еще в 1961 году предвидел прогрессирующий процесс разрушения ГДР в 80-е годы. Поэтому им была предложена Москве новая стратегическая концепция действий в Восточной Германии. «Москва согласилась, – пишет автор. – Внезапный уход из жизни генерала Короткова, я уверен, «закрыл» этот вопрос. Федор Ильич сказал по этому поводу: «Кому-то очень не захотелось сходить с накатанной дорожки...»
Словом, в новой книге Георгия Санникова немало смелых суждений, подталкивающих к переосмыслению сути известных, как нам привычно кажется, событий. Поэтому она найдет своего читателя – и не только из круга сотрудников и ветеранов спецслужб.