Так выглядел в жизни прототип майора Вихря. Иллюстрация из книги
В 1939 году народные собрания восточных областей Польши обратились в Верховный Совет СССР, Верховные Советы Украинской и Белорусской ССР с просьбой включить их территории в состав Советского Союза. Польские спецслужбы уже давно вели подрывную деятельность против Союза. В архиве Службы внешней разведки автору этой книги удалось найти этому документальные свидетельства. Поляки вербовали украинцев для убийства украинских партийных деятелей Станислава Косиора или Павла Постышева, отмечалось, что «покушение должен произвести обязательно украинец (а не галичанин) и непременно на территории Украины». Целью убийства было «поднять воодушевление среди украинских националистов в связи с тем, что… подготовляется всемирный съезд украинцев, который должен вынести резолюцию о борьбе за независимость Украины, об обращении в Лигу наций, о защите украинцев перед Москвой». Курировал террористические акты начальник главного штаба польской армии, бригадный генерал Януш Гонсиоровский.
Обширное предисловие о взаимоотношениях государств-соседей, Польши и СССР, понадобилось автору потому, что его герой, Алексей Ботян, родился на территории, недавно присоединенной к Польше, в Виленском воеводстве, служил польским учителем, а затем унтер-офицером польской армии. Он был сыном лесничего, представителя сельской интеллигенции, с детства говорил на украинском, польском, белорусском и русском. В 1935-м окончил педагогическое училище и остался бы преподавать в сельской школе, но в 22 года был призван в польскую армию, в школу «подофицеров» – сержантов. В составе зенитного дивизиона в 1939-м отбивал атаки люфтваффе. Когда стало известно, что в Польшу вошла Красная армия, под Львовом прорывался сквозь немецкие сухопутные части и сдался красноармейцам. Чего только не случалось при проклятом советском тоталитаризме! Ботян не скрывался в подполе, его не арестовали, не сослали навсегда в Сибирь. В мае 1941 года, после того как он прошел курсы советских учителей, стал директором школы, проруководил ею полный учебный год, Ботяна вызывали в Минск, в НКВД. Он попал на службу в ОМСБОН – отдельную мотострелковую бригаду особого назначения. Бригада была создана в начале войны – до 1941 года НКВД не располагал собственной диверсионной службой. В 1942 году Ботян был отправлен с одним из «профессиональных» партизанских отрядов, состоявших из кадровых сотрудников НКВД, на Волынь.
Повествование Александра Бондаренко не лишено журналистской живости, особенно когда автор передает личные беседы с Ботяном. Чтобы обезвредить бандеровцев, переодетых партизанами и совершавших зверства от имени красных, Ботян переодел своих людей власовцами. Ему достаточно было лишь ненадолго показаться в одном из хуторов, как слух о власовцах дошел до украинских националистов, и те сами напросились на самогонку…
Тем временем между командованием вермахта и Украинской повстанческой армией (УПА) были достигнуты следующие договоренности: «1. Члены УПА не будут совершать нападения на немецкие воинские части… 2. При встрече германских воинских частей с частями УПА последние дают себя опознать условным знаком – вытянутая левая рука перед лицом. Такие части не подвергать нападению даже в случае открытия огня с их стороны. 3. Со стороны УПА заявлена жалоба о том, что германские полицейские и воинские части систематически проводят самовольные реквизиции, особенно домашней птицы…»
В 1944 году в Польше Алексей Ботян получил небольшой отряд под собственное непосредственное командование. Ему даже удалось проникнуть в группу аристократов, пытавшихся руководить польской Армией Крайовой из курортного местечка Шавница – в нее входили князь Чарторыйский под псевдонимом Шпак, граф Тышкевич и несколько помещиков и интеллигентов.
Что же до сенсаций, то вот главная. Планов по уничтожению Кракова, о которых мы знаем в основном по роману Юлиана Семенова «Майор Вихрь», у гитлеровцев не было. Впрочем, и в романе Гитлер вопрошает: «Сколько миллионов марок это будет стоить?» Здесь «это» – уничтожение одного из центров славянства. Однако заминировать и взорвать большинство значимых объектов большого города – дорого и очень сложно. Но на реке Дунаец в Карпатах, в городке Новый Сонч, находится плотина. Краков заняли советские войска – а это штабы 1-го Украинского фронта, 59-й, 60-й и 2-й воздушных армий, сухопутных корпусов, дивизий, их госпитали, разведывательные и контрразведывательные службы, тылы и сами части. Если бы плотина в горах была взорвана, город, конечно, подвергся бы сильному удару волны, но целью гитлеровцев были не славянские древности, а Красная армия. Ботян завербовал немецкого капитана, поляка по национальности, и организовал взрыв склада взрывчатки – и немцы не смогли взорвать уже ничего.