Служба внешней разведки Российской ФедерацииПубликацииПубликации в СМИАлександр Шилов: "Каждый мой герой уникален по-своему"

Александр Шилов: "Каждый мой герой уникален по-своему"

13 Ноября 2012
Источник: ФСБ: за и против №5 (21)

Текст Екатерина КИСЛЯРОВА


Автопортрет, 1996 год

22 октября 2012 года Директор Федеральной службы безопасности РФ Александр Бортников подписал приказ о включении в состав Общественного совета при ФСБ Росии народного художника СССР, действительного члена (академика) Российской Академии Художеств Александра Шилова. О том, какой он видит свою работу в Общественном совете, о героях своих портретов и значении культуры для безопасности страны художник рассказал журналу "ФСБ: за и против".

Александр Максович, какими Вы видите цели и задачи своей работы в Общественном совете при ФСБ России?

Включение меня в Общественный совет - большая честь. Помню, когда в декабре 2009 года в Культурном центре ФСБ мне вручали первую премию за цикл портретов выдающихся разведчиков, пограничников, сотрудников органов безопасности, ко мне подошла группа генералов: «Мы удивлены, что Вы не член Общественного совета». Это был мимолетный разговор, о котором я вскоре забыл. Вспомнил лишь теперь, когда мне позвонили и сказали, что директор ФСБ Александр Васильевич Бортников подписал приказ, согласно которому я вошел в состав Общественного совета при Федеральной службе безопасности Российской Федерации. Относительно работы на новом поприще могу сказать, что у нас в Галерее (имеется в виду Московская государственная картинная галерея народного художника СССР Александра Шилова. - Прим. Е.К.) проводятся прекрасные экскурсии, и я уже предложил приглашать сюда курсантов Академии ФСБ и других образовательных учреждений Федеральной службы безопасности. На сегодняшний день мы организовали для учащихся Академии ФСБ и пограничных войск 27 экскурсий. Также я буду проводить творческие вечера с показом моих работ. Разумеется, мы продолжим сотрудничество с Союзом ветеранов госбезопасности, который проводит в нашей галерее патриотические вечера с участием фронтовиков, героев Советского Союза, ветеранов КГБ СССР, ФСБ России и разведчиков. О своей жизни, о том, как воевали и как защищали Родину на невидимом фронте, они рассказывают ученикам Суворовского училища, кадетам и будущим чекистам, которых мы всегда приглашаем на такие встречи.


Визит Владимира Путина в галерею Александра Шилова

Когда я рассказал об этом Владимиру Владимировичу Путину во время его визита в галерею, Президент сказал, что галерея делает важное дело, воспитывая на примерах героев новое поколение защитников Отечества. Кроме того, я намереваюсь устраивать выставки своих работ в пограничных городах и городах-героях. И, конечно, с готовностью откликнусь на предложения принять участие в организации и проведении иных мероприятий. Я с глубочайшим уважением отношусь к сотрудникам Федеральной службы безопасности и к той сложнейшей миссии, которую они выполняют. Обычные люди редко задумываются над тем, какая напряженная круглосуточная работа ведется по охране нашей Родины, предотвращению терактов, сохранению мира и покоя в нашей стране, защите ее границ. А я чем дольше живу, тем яснее понимаю, сколь велика заслуга спецслужб в том, что мы без страха ходим по улицам и крепко спим по ночам. Низкий им за это поклон!

Вы неоднократно писали портреты разведчиков, пограничников, сотрудников спецслужб. Кто из героев Ваших работ произвел на Вас наибольшее впечатление?

Мне бы не хотелось выделять кого-то особо: каждый из моих героев уникален по-своему. Они очень разные, но всех их объединяет высокое чувство патриотизма, заставляющее ставить интересы Родины выше своих личных. Я преклоняюсь перед этими людьми и счастлив, что успел написать великих разведчиков, сыгравших значительную роль в истории XX века, - таких, как недавно скончавшийся Геворк Вартанян или Джордж Блейк.


Герой России, разведчик Алексей Николаевич Ботян, 2011 год

Или, например, Герой России Алексей Ботян, которого я написал совсем недавно. Первый раз его представили к званию Героя Советского Союза после операции, которую Ботян провел в 1943-м, будучи сотрудником 4 управления НКВД (это управление занималось диверсиями и разведоперациями в тылу противника, а руководил им знаменитый Павел Судоплатов). Во время одной из вылазок Алексею Николаевичу удалось завербовать завхоза немецкого областного комиссариата и его жену. С их помощью в здание комиссариата было заложено 150 кг взрывчатки. Подрыв был совершен прямо во время секретного совещания по вопросу ликвидации партизанского движения на Житомирщине. Было убито около 80 высокопоставленных фашистских офицеров. Эту операцию до сих пор считают образцом диверсионно-разведывательной акции. Однако вместо Звезды Героя Ботяну дали орден Красного Знамени - то ли потому, что в молодости он служил унтер-офицером в армии Пилсудского (тогда Западная Белоруссия еще была частью Польши), то ли просто недооценили масштаб проведенной им операции. Но, конечно, самым известным подвигом Алексея Николаевича было спасение Кракова.

А как Вы с ним познакомились?

Знаете, когда я пишу разведчиков и сотрудников спецслужб, никогда не расспрашиваю об их работе, даже о событиях, происходивших 70 лет назад. Я ведь не знаю, о чем им можно говорить, а о чем нельзя, потому что даже в истории, получившей известность, могут оставаться засекреченные детали. Но когда эти выдающиеся люди сами начинают вспоминать прошлое, слушаю их с большим интересом. О краковской операции Ботян мне сам рассказывал. Большинству она известна по роману Юлиана Семенова «Майор Вихрь» и одноименному фильму, но Семенов писал свою версию, основываясь на материалах ГРУ. К архиву КГБ он доступа не имел, поэтому не мог знать всех обстоятельств дела. Перед отрядом Ботяна стояла задача уничтожить склад боеприпасов и взрывчатки, с помощью которых командование краковского гарнизона вермахта намеревалось задержать наступление советских войск (они собирались затопить окрестности, взорвав мосты и плотины, причем сила взрывной волны была бы такова, что не уцелел бы и город). Несколько вагонов взрывчатки и фаустпатронов немцы складировали в хорошо укрепленном Ягеллонском замке с мощными стенами. Обо всем этом Ботян узнал от инженера-картографа из штаба вермахта, которого случайно захватили его бойцы. Этого человека, поляка по национальности, Ботян перевербовал, благодаря чему был найден способ заминировать склад. Планы фашистов были сорваны, и уже на следующий день после взрыва замка в Краков вошли части Красной армии. За эту операцию Алексей Николаевич был удостоен Серебряного креста ордена «За воинскую доблесть» - самой почетной из польских военных наград. А вот свою «Золотую Звезду» Героя он получил только в 2007 году, хотя и к 20-летию, и к 30-летию Победы его пытались представить к этому званию, но безуспешно. Кстати, и после войны Ботян продолжал служить Родине, работал во внешней разведке, неоднократно выезжал в ответственные командировки за рубеж, выполнял особо важные задания. К счастью, в наши дни справедливость восторжествовала, и Алексею Николаевичу торжественно вручили давно заслуженную награду.

Цитата
Герой Советского Союза, полковник КГБ СССР Геворк Андреевич Вартанян (17.02.1924.-10.01.2012):
«Александр Максович - исключительный человек. Я был счастлив все те дни, что провел с ним, поскольку увидел в нем не только Маэстро, художника высокого класса, но и патриота, беззаветно любящего свою Родину и отдавшего ей все, что имел. В портретах Шилова, на мой взгляд, отражена история России». 

Руководитель пресс-бюро СВР Сергей Николаевич Иванов рассказал мне об этом выдающемся человеке и предложил написать его портрет. Я попросил сначала показать фотографии: мне очень важно, чтобы модель заинтересовала, чтобы я захотел отобразить этого человека на полотне. Понимаете, художник должен сердцем чувствовать того, кого он пишет. В противном случае он и зрителя не заставит остановиться и задуматься перед портретом. Одного лишь мастерства в нашей профессии мало.

Увидев выразительное лицо Ботяна на фотографиях, я понял, что с удовольствием буду работать с этим человеком. При личной встрече первое впечатление подтвердилось: Алексею Николаевичу тогда было 94 года, но выглядел он намного моложе - очень крепкий физически, с орлиным носом, с горящими глазами. Писать его было очень интересно. В течение месяца они вместе с Ивановым приезжали ко мне в мастерскую, во время сеансов мы вели оживленные беседы. 8 февраля 2012 года в Галерее состоялось представление готового портрета, на котором присутствовал и сам Ботян, и его коллеги, ветераны и сотрудники СВР. А Сергей Николаевич Иванов сказал мне: «Через ваш портрет мы его больше узнали».


Геворк Вартанян, Александр Шилов, 
Джордж (Георгий Иванович) Блейк в галерее, 2008 год

Вы сказали, что портрет Ботяна Вам предложили написать...

Да, но это одно из редких исключений. Также по просьбе директора Службы внешней разведки Сергея Николаевича Лебедева я писал Блейка и Вартаняна. А по просьбе руководителя Пограничной службы ФСБ России Владимира Егоровича Проничева - генерала Матросова и пограничника Попова. Вадим Александрович Матросов, к сожалению, к тому времени уже скончался. Я был вынужден работать по фотографиям, чего обычно не делаю, но в тот раз не смог отказать. Владимир Егорович очень интересно рассказывал об этом человеке, чрезвычайно много сделавшем для укрепления границ нашей страны. С именем Матросова связана целая эпоха, он прослужил в пограничных войсках более полувека. В Великую Отечественную, будучи курсантом Высшей пограничной школы НКВД, участвовал в обороне Москвы, затем воевал на Карельском фронте, где выполнял боевые задачи по борьбе с финскими диверсионными группами, лично участвовал в разведывательных рейдах в тыл противника (после одной из таких вылазок, когда, замаскировавшись, несколько часов провел буквально под носом у солдат противника, он полностью поседел). После войны Матросов продолжил службу. Окончил Военно-юридическую академию, затем Высшие курсы при Академии Генштаба. Работал на руководящих должностях, а в декабре 1972 года был назначен начальником Пограничных войск КГБ СССР и занимал этот пост на протяжении 17 лет - до декабря 1989 года. Это был непростой период холодной войны, когда нашу границу то и дело пытались попробовать на прочность.


Александр Шилов с Владимиром Проничевым, презентация портрета Вадима Матросова в галерее народного художника А Шилова, 2010 год

В этих сложных условиях Вадим Александрович показал себя одним из лучших начальников погранвойск за всю историю СССР и России. Его заслуги были высоко оценены как руководством страны (он первым из руководителей Пограничных войск был произведен в генералы армии, был награжден «Золотой Звездой» Героя Советского Союза и другими наградами), так и служившими под его началом солдатами и офицерами. Матросов не был «кабинетным» руководителем, он постоянно выезжал на заставы, разговаривал с людьми, всех выслушивал, вникал в их проблемы. Во время Афганской войны Матросов неоднократно лично посещал пограничные части, введенные на территорию Афганистана, участвовал в разработке боевых операций, сам руководил ими. Он был великолепным стратегом и при этом высоко ценил жизнь каждого солдата, делал все возможное, чтобы минимизировать людские потери. Многие отличившиеся бойцы получали награду из его рук. Неудивительно, что Матросова пограничники чтят до сих пор, а рассказы о встречах и даже телефонных разговорах с этим человеком передаются из уст в уста. Поэтому Владимир Егорович Проничев и попросил меня написать его портрет для Музея пограничных войск.


Портрет епископа Василия (Родзянко) 1998 год

И как проходила работа?

По рассказам Владимира Егоровича, по тем фотоматериалам, которые он мне предоставил, я старался воссоздать внешний и внутренний облик Матросова. Потому что в портретной живописи важно не только абсолютное внешнее сходство картины с моделью, но и точное отображение внутреннего мира, характера человека. Когда портрет Матросова был готов, в нашей Галерее состоялась его презентация. Приехали руководители Пограничной службы во главе с Проничевым, семья генерала Матросова, его друзья, сослуживцы, коллеги. А поскольку во время работы я свои картины никогда никому не показываю, все они впервые увидели этот портрет только на презентации. И я сказал: «Говорите все, что считаете нужным. Вы знали этого человека лично, я видел его только на фотографиях. Я исправлю в картине все, что вы скажете». И все сказали: «Нет, ничего исправлять не надо. Он был именно таким». Для меня как для художника было особенно ценно признание близких. Теперь этот портрет находится в Музее пограничных войск на Покровке.

А вот ветерана Великой Отечественной войны Василия Алексеевича Попова я писал с натуры. Он приезжал ко мне позировать из Донского монастыря, где живет уже много лет. Бравый, с окладистой бородой - таким, наверное, был Иван Сусанин (улыбается). До сих пор сохранил военную выправку, ходит строевым шагом (а ведь когда я с ним работал, ему уже 84 года было!). На презентации своего портрета сказал, что хоть сейчас пошел бы вновь служить на границу-лишь бы разрешили. Во время сеансов много рассказывал о себе, своей семье, о родных местах. Сам он с Волги, из Нижнего Новгорода. И, конечно, о войне. Василию Алексеевичу не исполнилось еще и 17 лет, когда в 1942 году его призвали в армию и направили в пограничные войска НКВД.

Я никогда не расспрашиваю своих моделей об их отношении к вере, потому что считаю неэтичным лезть человеку в душу

Он стал кавалером ордена Красной звезды, награжден орденом Великой Отечественной войны 2-й степени, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией». До конца войны он служил в Карелии, не раз бывал ранен в боях, чуть не погиб под завалами во время бомбежки. Самым тяжелым, говорит, были переправы через реки, когда приходилось плыть в ледяной воде. А потом, когда немцев с нашей территории выбили, надо было в очень трудных условиях военного и послевоенного времени заново отстраивать заставы и охранять границу - невзирая на перебои с провиантом, стройматериалами,боеприпасами.


Позировать художнику ветеран Великой Отечественной войны Василий Попов приезжал из Донского монастыря

В 1949-м Василий Алексеевич демобилизовался, работал в промысловой кооперации, потом в леспромхозе, окончил институт. А в 1979 году поехал в Троице-Сергиеву лавру и поселился там. Я никогда не расспрашиваю своих моделей об их отношении к вере, потому что считаю неэтичным лезть человеку в душу. Знаю только, что пострига Попов не принял, монахом не стал. Работал в Лавре столяром, там же познакомился с архимандритом Агафодором, будущим настоятелем Донского монастыря. Когда в 1991 году монастырь передали церкви, архимандрит попросил Попова помочь в восстановлении обители. Василий Алексеевич перебрался туда, да так и остался в Донском монастыре насельником. Его портрет был написан мною также по рекомендации генерала армии Вадимира Проничева. Конечно, я рад, что благодаря Сергею Николаевичу Лебедеву и Владимиру Егоровичу Проничеву мне довелось написать портреты этих выдающихся людей с героическими и необычными судьбами. Но, как правило, я все же сам выбираю моделей для своих картин, причем нередко из числа гостей нашей Галереи. Ведь сюда приходит много интересных и достойных людей. Например, полковник, Герой Советского Союза Геннадий Николаевич Зайцев, командир легендарной «Альфы». Когда я увидел его мужественное и волевое лицо, сразу понял: это настоящий воин, отважный, умный, решительный. И в то же время очень добрый. Сколько раз он рисковал жизнью при освобождении заложников, при ликвидации террористов! Такие люди живут не для себя, а для нас с вами и нашей Родины, они годами находятся в состоянии боевой готовности, потому что в любое время дня и ночи их могут вызвать на задание. И уходя, они никогда не знают, вернутся ли домой.


Она сражалась за Родину (участница Великой Отечественной войны, прожектористка Любовь Ивановна Клюева, 2012 год)

Особое место в Вашем творчестве занимает серия портретов ветеранов Великой Отечественной войны «Они сражались за Родину». Планируете ее продолжить?

Да, сегодня в этой серии свыше 40 работ, и она продолжает пополняться. Этим летом я ездил в деревню Малый Карай Романовского района Саратовской области. Глава местного отделения Пенсионного фонда по моей просьбе прислала мне фотографии ветеранов, я увидел лицо и глаза Любови Ивановны Клюевой, все бросил и помчался туда писать портрет этой потрясающей женщины. Во время войны она была прожектористкой, высвечивала в небе фашистские самолеты, чтобы по ним могли бить наши зенитчики. Это очень тяжелая и опасная работа: авиация вермахта прицельно расстреливала прожектористов. Любовь Ивановна прожила трудную жизнь, воспитала шестерых детей. Она принадлежит к великому поколению тех, кто отстоял нашу страну в схватке с врагом, а затем восстанавливал ее из разрухи и пепелищ. Посмотрите на ее руки: она не знала ни одного выходного дня! Загляните в ее глаза: сколько в них света, чистоты, доброты! Когда портрет был закончен, первыми его зрителями были односельчане Любови Ивановны. Одна из ее соседок, взглянув на к плакала и сказала: "Как мало внимания я уделяю своей матери! Завтра же поеду ее навестить". И я знаю, что у многих людей при виде этого портрета подобные чувства. А позже, в октябре снова ездил в ту же деревню писал другого ветерана, с которым познакомился во время работы над портретом Любови Ивановны. Очень достойный человек на фронте был войсковым разведчиком, получил контузию. После войны стал председателем колхоза.

С гибелью культуры погибает душа народа, а сам он теряет способность сопротивляться враждебному натиску

А с еще одним военным разведчиком, Иваном Александрова Черновым, мы дружим уже лет 25. Это тоже выдающийся человек, настоящий герой. Много раз ходил за линию фронта, брал "языков". Потом его контузило и он стал водителем. Форсировал Днепр, вошел в Берлин, Победу встретил в Постдаме. Кстати, он увлекается фотографией, и большинство снимков, украшающих стены лестничных пролетов Галереи, сделаны именно Иваном Александровичем. Так что его можно назвать нашим фотолетописцем.

И, конечно, Михаил Иванович Строганов, партизан войск особого назначения. Он мне рассказывал так: "Мы воевали и руками, и головой. Вот предположим, остановились в какой-нибудь избе, на чердаке засели и смотрим вниз сквозь щель в потолке. А там - офицеры высокопоставленные, которых надо взять без единого выстрела. Вот и думай, как это провернуть». Он говорит, а я смотрю на его руки - они словно из стали сделаны, да и весь он крепкий такой, как молот. И возраст ему нипочем!


Маша Шилова, 1993 год

В рамках президентской избирательной кампании 2012 года доверенным лицом Владимира Владимировича Путина, показал выставку «Они сражались за Родину» в Волгограде. Там она встретила совершенно потрясающий прием и со стороны молодого поколения (тема Великой Отечественной близка и священна для всех жителей города-героя), и со стороны самих ветеранов. Приходили люди, у которых вся грудь в орденах, смотрели, благодарили... Их оценка мне особенно дорога. Я не верю деятелям искусства, которые говорят, что работают «не для толпы, а для себя». Каждый художник хочет, чтобы его творчество было востребовано народом. И та реакция, которую я увидел в Волгограде, укрепила меня в моей давней мечте — провезти эту выставку по всем городам-героям России, Украины и Белоруссии. Конечно, столь масштабное и затратное мероприятие невозможно без поддержки властей, но я надеюсь получить ее, потому что сегодня на всех уровнях появляется, наконец, осознание того, какую важную роль в деле воспитания патриотизма играет культура. Ведь пока культура жива, будут жить и народ, и страна, и государство. С гибелью культуры погибает душа народа, а сам он теряет способность сопротивляться враждебному натиску. В истории есть примеры, когда через уничтожение культурных и духовных ценностей государства теряли суверенитет, а народы исчезали с лица земли и превращались в быдло. Люди, кстати сказать, инстинктивно чувствуют эту опасность, и чем тяжелее жизнь, тем больше они тянутся к искусству, словно глотку свежего воздуха. Но и искусство должно соответствовать, должно быть созидательным, чистым, благородным.

В преддверии праздника - Дня работника Федеральной службы безопасности Российской Федерации - от всего сердца поздравляю сотрудников ФСБ России и членов их семей. Без службы безопасности не может быть России. Сердечное вам спасибо за то, что тратите свои жизненные силы и душу на то, чтобы сохранить нашу великую Родину, Россию!
Народный художник СССР, 
академик Российской академии художеств 
Александр Шилов

Должно возвышать душу, а не опустошать ее. Выдающиеся правители всех времен понимали значение культуры для государственной безопасности. Сегодня наше руководство начинает предпринимать практические шаги в этом направлении: я с радостью узнал, например, о создании в соответствии с Указом Президента РФ от 20.10.2012 г. № 1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания» Управления по общественным проектам в структуре Администрации Президента. К сожалению, очень много времени уже упущено, поэтому необходимо как можно быстрее выработать национальную культурную политику, чтобы, уже начиная с детских садов, подрастающие поколения воспитывались на подвигах наших героев, на великом искусстве и великих традициях нашего народа.

Поделиться ссылкой
Поделиться ссылкой