Служба внешней разведки Российской ФедерацииПубликацииПубликации в СМИБезруков снова примерил пластический грим

Безруков снова примерил пластический грим

7 Января 2012
Фото Евгения ИВАНОВАФото Евгения ИВАНОВА
Илона ЕГИАЗАРОВА

Работа над фильмом "Охота на крокодилов" сильно секретилась. Однако нам удалось попасть аж на первый съемочный день и увидеть нечто удивительное.
"Волос был чернее смоли — стал седым"
Стояли последние дни осени. Подмосковье утопало в ворохе листвы. Завидев грим—вагон, мы привычно рванули ручку и поднялись по ступенькам. Навстречу вышел старик. Сгорбленный, с глубокими морщинами, седой шевелюрой и шаркающей походкой. Старик приблизился, взглянул тусклыми глазами и… рассмеялся молодым знакомым смехом.
 — Не узнали? В этом гриме Сергея Безрукова действительно узнать с первого взгляда непросто. И дело не только в гриме — энергетика у актера стариковская, манеры, жестикуляция…

 — Ну и везет же вам в последнее время на пластический грим: то в фильме "Спасибо, что живой" его носили, теперь здесь, — осторожно закидываем удочку мы.
 — Не комментирую фильм "Высоцкий" — это табу, — мягко отрезает Безруков.
 — Хорошо, тогда расскажите, Сергей, чем вас заинтересовала "Охота на крокодилов"?
 — Сколько себя помню, всегда хотел сыграть разведчика. В детстве очень был увлечен этой темой, играли с ребятами в "агентов". Пересматривал пацаном "17 мгновений весны", "Вариант "Омега", "Мертвый сезон", "ТАСС уполномочен заявить…" десятки раз. Даже старый, черно—белый, во многом наивный фильм "Подвиг разведчика" с Кадочниковым вызывал у меня неподдельный интерес. И вот мечта сбывается: я играю советского разведчика!
 — Готовясь к роли, встречался с легендарными нашими нелегалами, часами слушал их истории, задавал вопросы. И понял: разведка — это интерес к любой информации в защиту своей страны. Не против кого—то, а в защиту своей Родины — вот она, благородная цель.
 — Вам в этом фильме понадобятся какие—то новые умения, специальная подготовка?
 — Предстоит заговорить на испанском с аргентинским диалектом. Ну а если вы намекаете на драки, метания ножей — всего этого не будет. Истинный разведчик свои операции проворачивает в голове: добывает информацию, анализирует, передает в центр. Бесспорно, рискует, но он не Джеймс Бонд! Быть незаметным — вот его задача.
 — О каких временах идет речь в фильме?
 — В начале картины мой герой — молодой человек, участвующий в операции по ликвидации Гитлера. Но пик его карьеры приходится на времена хрущевской оттепели. Карибский кризис — мы многое об этом знаем, многое и не знаем. Третью мировую войну удалось предотвратить нескольким конкретным людям. Мой герой — один из них. Эта война могла стать катастрофой для всего мира. Люди еще не осознавали силы ядерного оружия. Не осознавал ее и Никита Сергеевич Хрущев, стремившийся догнать и перегнать Америку. В этой войне, как в любой ядерной, победителей не было бы. Спасти мир удалось в том числе и благодаря таким людям, как мой герой. Не знаю, в какой стране мы сегодня бы жили, если бы не такие люди, как он.
 — Вы сказали, что по жанру фильм не экшен. Тогда что?
 — Психологический детектив. Мне предстоит показать переживания человека, который спасает мир, свою Родину. И это не громкие слова — это поступки! Что он чувствует в этот момент? Как и чем живет? О чем думает?
 — Вас часто упрекают в излишнем пафосе и ура—патриотизме. Обижаетесь?
 — Ну а как говорить громкие слова — негромко? Я играл Есенина, Пушкина и читал их стихи об Отчизне, ничего от себя не добавляя. Просто у нас так повелось: все, что связано с любовью к своей стране, обречено на пафос. Чужую страну любить можно, свою — нет: пафосно. Да и кто упрекает—то? Народ? Простые зрители? Нет, обвиняет та часть общества, которая вообще ни во что не верит. Люди, конечно, имеют право не верить — много в нашей стране было вранья. Но ощущение Родины должно быть у всех. Я никогда не связывал это ощущение с политикой, я связываю его с моими родными и близкими, которые живут на Волге, — вот что для меня Родина.
 — Надеюсь, в "Охоте на крокодилов" будет хоть какая—то любовная линия? Или вы, как Штирлиц, будете выполнять свою секретную миссию без женщин?
 — У моего героя по сценарию есть жена, тоже разведчица, играет ее Юлия Пересильд. В фильме будет много страстей. Но главное — это умная интересная история. Разведчиков я еще не играл. Каждый раз выбираю роли, в которых пытаюсь по—новому реализоваться актерски. То милиционера играл, то бандита, недавно Ивана—дурака сыграл… В "Охоте на крокодила" меня подкупают два обстоятельства: интересный материал и временной промежуток — мне предстоит сыграть и очень молодого, и стареющего героя…

Сергея зовут на площадку. Он, ссутулившись, «погасив» блеск в глазах, медленно бредет по саду. Мы тем временем отправляемся рассматривать декорации.
В роли собаки — мировая звезда
…Дачный особняк с просторной верандой. Мебель, вазочки сталинской эпохи… Оператор Сергей Мачильский "вкусно" снимает детали.
 — Это реальная дача одного из сталинских генералов, — сообщает нам режиссер фильма Илья Макаров, — наследники пустили нас ненадолго. Здесь даже реквизита особого не понадобилось — все, что нужно, нашлось в доме. Сейчас будем снимать финальную сцену фильма: к разведчику приезжает юная журналистка брать интервью. Герой уже совсем старенький, и его опекает «нянька» — человек из Службы внешней разведки. Чтобы не сболтнул чего лишнего. А еще у нашего героя есть друг — пес. Он и придаст финальному кадру дополнительную эмоциональность.
…Сеттер возбужденно скачет по саду. Его подобрал для фильма Виктор Зуйков — директор студии "Мосфильм — КИНОлогия".
 — Вы думаете, найти собаку для исторического кино легко? Нужно ведь, чтобы сеттер был именно того, хрущевского времени, сейчас популярны другие. Вот этот по кличке Курд выглядит "правильно". Он, кстати, у нас мировая звезда: фильм с его участием даже на Каннском фестивале побывал — звягинцевская "Елена".
…Сцена отыграна. Получилась она, как и прогнозировал режиссер, действительно эмоциональной.
Покушение на Гитлера готовили люди из "17 мгновений весны"
Следующий этап съемок происходил на днях, уже зимой, в Таманской дивизии. Заснеженное Подмосковье и… немецкие танки!

Сергей Безруков (теперь подозрительно молоденький) расхаживает в фашистской форме и готовит покушение на Гитлера.

В роли фюрера — актер Дмитрий Архангельский. Ежится то ли от холода, то ли от ужаса:
 — Жутковато смотреться в зеркало. Роль у меня эпизодическая, но колоритная…
В это время пиротехники готовят к трюку машину, в которой по идее должен ехать Гитлер. Бабах! Машина красиво взрывается. Все счастливы. Только Гитлер живехонек…
Мы попытались выяснить, а есть ли у персонажа Безрукова конкретный прототип. Но и сценарист фильма Александр Бородянский, и пресс—бюро СВР утверждают, что в фильме образ получился собирательный. Впрочем, в картину попала часть реальной биографии супругов—разведчиков Михаила и Анны Филоненко (они, кстати, в свое время выступали консультантами фильма "17 мгновений весны", поскольку были прототипами Эрвина, мужа радистки Кэт, и самой Кэт).
Любопытно, что в реальной жизни Анна и Михаил Филоненко сначала партизанили в Великую Отечественную. Анна принимала непосредственное участие в подготовке планируемых НКВД в 1941 году операций по ликвидации Адольфа Гитлера. Ее будущий супруг Михаил был командиром легендарного разведывательно—диверсионного отряда "Москва", который совершал дерзкие рейды в тыл врага зимой 1941—1942 годов.
Уже после войны они были приглашены на работу в разведку. А в середине прошлого века супругам удалось создать эффективную разведывательную сеть в Латинской Америке, завоевать доверие государственной, военной и политической элиты ряда латиноамериканских стран, а в итоге — весьма эффективно работать по добыванию сверхсекретной информации о планах ядерного нападения США на Советский Союз. Михаил Филоненко умер еще в 1982 году, его супруга — в 1998 году. Но только теперь появилась возможность частично рассекретить их биографии и вплести их героические судьбы в сюжет кинопроекта.
Что касается охоты на крокодилов, то, по слухам, Михаилу Филоненко удалось завести дружеские отношения с парагвайским диктатором Альфредо Стресснером. Вместе они охотились на хищников, и диктатор восхищался меткой стрельбой советского разведчика. Вот откуда такое название фильма.

Кстати, продюсер фильма Павел Черновалов весьма решительно настроен вывезти группу в международную экспедицию:
 — События фильма разворачиваются в Аргентине, Бразилии, Парагвае, на Кубе, в США, Канаде и ряде других стран. Хотя бы из соображений достоверности нам понадобятся выезды в несколько стран. Правда, с финансами пока туговато.
Удивляется бюджетным проблемам и сценарист Александр Бородянский:
 — При всей важности темы кинопроект, который, казалось бы, должен активно поддерживаться государством, до настоящего времени не обеспечен полностью финансированием. Возникает такое ощущение, что всем в целом этот фильм важен, а конкретно государству — не очень—то и нужен…
А вот режиссер Илья Макаров признается:
 — После личного знакомства с нашими разведчиками для меня в этой работе возник личный мотив… Мне очень хочется сделать про них и для них хороший фильм. Такой — в духе старого доброго советского кино. Наши разведчики как мало кто достойны этого. Они подвижники и бессребреники.
Я вижу, как Служба переживает этот фильм, и чувствую перед этими людьми личную человеческую ответственность. В этих людях есть то, что, кажется, безвозвратно утраченным. Для них существуют иные смыслы в жизни, кроме комфорта. С точки зрения сегодняшнего прагматизма, эти люди могут показаться наивными. Но то, что жизнь их поколения была более наполненной, более возвышенной, более осмысленной, — совершенно очевидно. Они были романтики и идеалисты.
Поделиться ссылкой
Поделиться ссылкой