За собой мы мосты не сжигали

9 Февраля 2011
Фото автораФото автора
Беседовал Евгений ИВАНОВ

15 февраля впервые в нашей стране будет отмечаться День воинов, выполнявших свой долг за пределами Родины. У разведчиков это профессия: всегда быть на передовой. Сегодня мы беседуем с участником Великой Отечественной войны и афганских событий, руководителем нелегальной разведки ПГУ КГБ СССР (в 1979—1991 годах), создателем разведывательно—диверсионного отряда "Вымпел", предназначенного для выполнения спецопераций за пределами СССР "в особый период" генерал—майором в отставке Юрием Ивановичем ДРОЗДОВЫМ.

— Юрий Иванович! Справедливость восстановлена, и теперь воины—интернационалисты получили свой День, который объединяет всех, кто с честью выполнял воинский долг в "горячих точках" планеты. Наверное, правильно, что фиксированная календарная дата совпадает с днём вывода наших войск из Афганистана. Прошло уже много лет, но вопрос остаётся: с позиции сегодняшнего дня была ли у Советского Союза реальная альтернатива силовой политике в Афганистане в конце 70—х годов прошлого столетия?
— Отношения между Россией и Афганистаном имеют вековую историю. За всё это время ввод российских войск в ограниченном составе в Афганистан всегда носил мирный характер и не сопровождался серьёзными столкновениями с афганцами. В основном в страну прибывали офицеры, которые знали историю, традиции, язык и местные диалекты. Это хорошо описано в исторической отечественной и зарубежной литературе.
Наше появление в Афганистане в 1979 году было не первым в ХХ веке. Мы и раньше туда входили небольшими группами для решения собственных задач и оказания помощи афганскому правительству. И уходили как можно скорее, поскольку понимали, что это страна со своим уникальным историческим периодом развития, уникальным историческим опытом. Афганистан на протяжении многих веков был в центре пересечения путей мировых завоевателей.
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
Юрий Иванович Дроздов родился 19 сентября 1925 года в Минске в семье военнослужащего.
В 1944 году окончил 1—е Ленинградское артиллерийское училище, эвакуированное в г. Энгельс. Участник Великой Отечественной войны. Войну закончил в Берлине. В 1956 г. окончил Военный институт иностранных языков и был переведён в Комитет государственной безопасности.
В августе 1957 г. был направлен в Берлин в Аппарат уполномоченного КГБ в качестве оперативного работника. В связи с арестом в США Р.И. Абеля принимал участие в операциях разведки по его обмену на американского летчика Ф. Пауэрса.
В 1963 г. после завершения служебной командировки в Германию направлен на курсы усовершенствования оперативного состава.
В августе 1964 года направлен в долгосрочную командировку в Китай, где находился до 1968 года в качестве резидента внешней разведки органов государственной безопасности. После работы в Центре в 1975 году был назначен резидентом внешней разведки в Нью—Йорке, где находился до 1979 года под прикрытием заместителя постоянного представителя СССР при ООН.
В ноябре 1979 года назначен начальником управления нелегальной разведки ПГУ КГБ СССР, которое возглавлял до 1991 года.
Участник афганских событий. Инициатор создания и руководитель разведывательно—диверсионного подразделения «Вымпел», предназначенного для проведения операций за пределами СССР в "особый период".
С 1991 года в отставке. Генерал—майор. Возглавляет аналитический центр "НАМАКОН". Почётный президент Ассоциации ветеранов подразделений специального назначения и спецслужб "Вымпел—Союз".
Автор книг "Нужная работа", "Вымысел исключён", "Записки начальника нелегальной разведки" и др.
Награждён орденами Октябрьской Революции, Красного Знамени, Отечественной войны I степени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, многими медалями, а также нагрудными знаками "Почётный сотрудник госбезопасности" и "За службу в разведке".
Имеет правительственные награды ГДР, Польши, Кубы, Афганистана.
Когда в декабре 1979 года был введён ограниченный контингент войск в Афганистан, мы не планировали там долго задерживаться. Скажу вам, что уже в июле 1980 года руководство СССР поставило задачу спланировать вывод советских войск из Афганистана. Лично у меня в сейфе до моего ухода на пенсию в 1991 году хранился план вывода советских войск и спецподразделений из Афганистана, датированный 1980 годом.
Отвечая на ваш вопрос, скажу, что у Советского Союза не было возможности избежать ввода специальных подразделений в Афганистан в декабре 1979 года.
— А что стало с документом, который вы упомянули?
— Перед своей отставкой в 1991 году я спросил у тогдашнего председателя КГБ СССР Владимира Александровича Крючкова, что делать с этим документом, ведь уже прошло столько лет? Документ пришлось уничтожить. Возможно, первый экземпляр и копии хранятся где—то в особой папке, у военных в документах Генштаба, в архиве особого сектора Центрального Комитета партии наверняка лежала копия.

— Любопытно было бы на него взглянуть...
 
"События в Афганистане заставили нас создать в 1978—1980 гг. и послать туда укомплектованные спецрезервистами внеструктурные подразделения типа "Зенита" и "Каскада". Встретившиеся там трудности доказали ошибочность принятого в 1950—е годы решения о прекращении деятельности частей специального назначения.
31 декабря 1979 года я и Вадим Алексеевич Кирпиченко в присутствии Владимира Александровича Крючкова докладывали Юрию Владимировичу Андропову о нашем участии в афганских событиях. После окончания беседы я сказал о том, что нужно уже сейчас, оценивая этот опыт, подумать о формировании специального кадрового подразделения в системе КГБ. Юрий Владимирович посмотрел на меня, не ответив ни слова. В середине января произошла очередная встреча. Я уже пришёл с бумагой, в которой была изложена идея создания «Вымпела». В течение 1980 года, после неоднократных обсуждений, согласований в правительстве и Политбюро, руководство КГБ согласилось с необходимостью образования такого спецподразделения.
На состоявшемся 19 августа 1981 года закрытом совместном заседании Совета Министров СССР и Политбюро ЦК КПСС высшее руководство страны приняло решение о создании в Комитете государственной безопасности СССР совершенно секретного отряда специального назначения для проведения операций за пределами СССР в «особый период».
Его первым командиром стал участник штурма дворца Амина Герой Советского Союза Эвальд Козлов, боевой капитан 1 ранга из морских погранчастей КГБ. А потому назвали отряд "Вымпел", по ассоциации с адмиральским брейд—вымпелом на мачте. Официальное же наименование было скучное: Отдельный учебный центр КГБ СССР.
Таким образом, "Вымпел" создавался на основании решений Совета обороны страны для выполнения заданий за рубежом. Государство, используя хотя бы одного человека из этого подразделения, должно было возлагать на себя и возлагало очень высокую ответственность. Приказы о проведении операций мог отдать только председатель КГБ, и только письменно".
(Из книги Ю.И. Дроздова "Вымысел исключён. Записки начальника нелегальной разведки".)
 
— Ищите, документ, несомненно, и сейчас представляет большую историческую ценность.
А тогда США сделали всё возможное, чтобы мы как можно глубже увязли в Афганистане. К тому времени вашингтонская администрация окончательно сформулировала приоритеты своей внешней политики, и, как сказал Рональд Рейган в неофициальной беседе с коллегами на версальской встрече в верхах в июне 1982 года: "Мы ведём войну, и главным противником остаётся Кремль". Надо сказать, что за время правления с 1981 по 1989 год Рейган с начертанного тогда пути в отношении Советского Союза не свернул. И было бы наивным полагать, что после развала СССР политика Вашингтона в бывших советских республиках приобрела мирный, созидательный характер. Взгляните на Среднюю Азию, Кавказ — вопросов об истинных целях пребывания американцев в регионе остаётся очень много...
Поэтому, вспоминая уроки Афганистана, надо быть предельно осторожным, чтобы не дать себя глубоко втянуть в решение нынешних афганских проблем.
— Юрий Иванович, 15 февраля 1989 года наши войска покинули Афганистан. Была ли решена главная задача?
— Конечно, мы задачу выполнили. Была создана инфраструктура, заложены основы самостоятельного, мирного развития страны. Вспомните, как тепло провожали нас многие афганцы, а ярые наши противники потом говорили, что совершили ошибку, пойдя на сговор с американцами. Бывший лидер одной из самых влиятельных группировок моджахедов, в которую входили до 20 тысяч человек, Бурхануддин Раббани впоследствии говорил, что с русскими надо было не воевать, а дружить. Не наша вина в том, что Афганистан пошёл другим путём.
— Разведка тогда сыграла важную роль, обеспечив столь бескровное расставание советских войск с Афганистаном.
— Ну ещё бы! Разведка уходила последней. Разведка всегда появляется первой и уходит последней. Такова специфика работы. Кстати, наши ребята, уйдя в отставку, продолжают помогать восстанавливать авторитет России в Афганистане.
 
"С распадом СССР и восточного блока в истории человечества наступила новая эра - эра глобализации. Расстановка сил в мире кардинально изменилась по сравнению с этапом "холодной войны". Мир вступил в фазу наиболее опасного противостояния — цивилизованного. Цена поражения в этом противостоянии — полное исчезновение с лица Земли одной из цивилизаций. В данном случае под словом "цивилизация" понимается система или системы ценностей, объединяющих людей разных национальностей, живущих в разных государствах и исповедующих разные религии. ("Планирование строительства вооружённых сил и альтернативы модели будущего" RAND.)
(Из книги "Наглый орёл—2007" (Разведка и война в системе США), Ю.И. Дроздов, А.Г. Маркин.)
 
— Юрий Иванович, вопрос вам, как руководителю аналитического центра "НАМАКОН": надолго ли застряли американцы и их союзники в Афганистане? Ваш прогноз?
— Целый ряд стран заявили о своих намерениях покинуть Афганистан уже в этом году. Но я не возьмусь предсказывать сроки — слишком это неблагодарная работа. Судя по тому, что мне известно от людей, которые частенько там бывают и соприкасаются с местными политиками, афганцы до такой степени злы на то, что творят там союзнические войска, что вряд ли добром их отпустят.
В разной степени американцы вовлечены в афганские проблемы вот уже более тридцати лет. Сейчас они пожинают плоды собственной политики: ведь, как известно, крупнейший международный террорист Усама бен Ладен воевал на стороне моджахедов против советских войск в Афганистане в 1979—1989 годах. Теперь американцы должны быть в ответе за тех, кого когда—то приручили и воспитали.
— Юрий Иванович, вы — автор таких книг, как "Вымысел исключён. Записки начальника нелегальной разведки", "Наглый орёл—2007" (Разведка и война в системе США), "Россия и глобализация", 2009, "Россия и мир. Куда держим курс?", 2009, "Операция "Президент". От "холодной войны" до "перезагрузки", 2010. Расскажите, над чем сейчас работаете? Что ожидает читателей в 2011 году?
— Если у нас хватит сил и средств, а кризис сказался не только на бизнесменах, но и на нас, пишущей братии, то из—под нашего пера выйдет очень серьёзная работа, в которой мы будем говорить о политических спецоперациях в период глобализации. Не хотел бы раскрывать содержание книги, скажу лишь, что она посвящена тем актуальным международным процессам, которые можно рассматривать с позиции реализации стратегических планов ведущих спецслужб мира.
Источник: Красная звезда
Поделиться ссылкой
Поделиться ссылкой