Служба внешней разведки Российской ФедерацииПубликацииПубликации в СМИРазведчик по убеждению. О новой книге Николая Долгополова "Абель-Фишер"

Разведчик по убеждению. О новой книге Николая Долгополова "Абель-Фишер"

13 Декабря 2010
Андрей ПРАВОВ

Презентация новой книги моего старинного товарища Николая Долгополова исключительно впечатлила и даже приятно удивила. Прежде всего тем, что на ней собралось очень много народа. Большой зал для пресс— конференций в редакции "Российской газеты", где Николай уже несколько лет работает заместителем главного редактора, был заполнен почти полностью.
К тому же сразу стало понятно, что большинство присутствовавших не равнодушны к происходившему, а с большим интересом участвуют в разговоре.
На презентацию пришли не только журналисты, российские и иностранные. Были в зале и представители издательства "Молодая гвардия", выпустившего книгу в очень престижной серии "Жизнь замечательных людей". Но особо выделялись на первых рядах зала седовласые люди. Вскоре нам объяснили, что это ветераны внешней разведки. Они, как потом сами сознавались в интервью корреспондентам, не могли не прийти, поскольку речь шла о книге про их товарища, причем товарища легендарного, вокруг имени которого многие годы в СССР, а затем и в России ходили самые невероятные слухи.
Рудольф Абель, или, согласно настоящему имени, Вильям Фишер, известен как разведчик, обмененный на американского летчика Фрэнсиса Гэри Пауэрса, чей самолет 1 мая 1960 г. нарушил границу СССР с разведывательным заданием и был сбит ракетой. Сам летчик катапультировался и был арестован.
К тому моменту, как мы узнаем из книги Николая Долгополова, в одной из тюрем США в Атланте уже несколько лет находился человек по имени Рудольф Абель, полковник, которому было предъявлено обвинение в "шпионаже в пользу СССР". Ему был вынесен суровый приговор  — 30 лет заключения. Впрочем, как пишет автор книги, "за совершенное полковнику грозила смертная казнь или пожизненное заключение, что и случилось бы, если бы не благородные старания его адвоката".
Процедура обмена Абеля на Пауэрса происходила на берлинском мосту Глинке 10 февраля 1962 г. Она хорошо знакома многим нашим кинозрителям старшего поколения по снятому позже и безумно популярному в свое время фильму "Мертвый сезон". Герой, которого сыграл в этой ленте известный артист Донатас Банионис, и является прообразом настоящего Абеля. Но сам Абель также предстал в фильме, в предисловии, с рассказом о роли разведки в мире в 1950—1960—х гг. На голове его красовался парик. И не потому, что разведка боялась рассекретить своего лучшего нелегала. Как пишет Долгополов, это было сделано потому, что в 1968—м лысины в кино показывать строго запрещалось  — мелкая деталь, но тоже говорящая о том, что автор всерьез изучал историю предмета. Кстати, в книге помещены фото из фильма  — разведчик в парике и без него.
В книге Николая Долгополова есть много новой информации. Так совпало, что она готовилась в момент, когда пришло время для службы внешней разведки раскрыть очередную порцию документов.
Автор проделал титаническую работу  — изучал документы, сравнивал факты, беседовал с родственниками героя книги, со знакомыми, сослуживцами. Получился очень обстоятельный рассказ не только о самом разведчике, но и о его родителях, также людях с интересными судьбами, возвратившимися вместе с двумя сыновьями в СССР из Англии в 1920 г. по идейным соображениям. Несколько лет они работали в системе Коминтерна. Глава семьи Генрих Фишер лично знал Ленина, был членом Общества старых большевиков. Семья первоначально поселилась в Кремле. Но позже, уже в 1930—е, Фишер—старший, заподозренный (всего лишь заподозренный!) в том, что держался в царской тюрьме нетвердо, был направлен руководить суконной фабрикой на севере Вологодской области.
Несчастья преследовали семью в СССР неоднократно. Читатель также узнает, что у молодого Вильяма Фишера был старший брат Гарри, утонувший в 1920—х годах в подмосковной реке Уча.
О многих печальных фактах из жизни легендарного разведчика рассказывает новая книга. Среди них  — рассказ о нелегком конце 1930—х годов, когда Вильям Фишер, по домыслам тогдашних руководителей спецслужб, был полностью отстранен от работы в разведке, в которую смог вернуться лишь в сентябре 1941 г. То есть во время, когда немцы уже были под Москвой и требовались квалифицированные кадры разведки, владевшие свободно иностранными языками, как родными. К тому же он считался одним из лучших радистов.
Однако Фишер—Абель выдержал все испытания с высоко поднятой головой, даже не показав кому бы то ни было своей обиды. Но как так произошло, что при аресте в США советский разведчик Вильям Фишер назвался Рудольфом Абелем? В книге Николая Долгополова об этом рассказывается довольно подробно. Рудольф Абель был его близким другом, тоже нелегалом, трудившемся на НКВД, но уже ушедшим из жизни. Таким образом Фишер как бы давал понять нашим: да, в тюрьме именно я, и я  — молчу. Надо сказать, что на Лубянке тогда разобрались с этим довольно быстро.
Тем не менее в книге содержится рассказ и об истинном Рудольфе Абеле, 1900 г. рождения, сыне трубочиста и домашней хозяйки, в возрасте 14 лет работавшем мальчиком—рассыльным в Риге, а в 1915 г. перебравшемся в Петроград. Его жизненный путь  — от краснофлотца до разведчика—нелегала. В военные годы молодые Фишер и Абель жили вместе в маленькой квартирке в центре Москвы. С тех пор очень дружили. Абель даже встречался с Фишером, когда тот сумел на короткое время вырваться из США домой  — в отпуск. Но в момент ареста друга Абель был уже мертв  — скончался в декабре 1955—го. Таким образом, он сумел помочь Фишеру даже после смерти.
Вильям Фишер был очень мужественный человек. Николай Долгополов в своей книге рассказывает о том, как при аресте в США в 1957 г. "полковник Абель" проявил прямо—таки фантастическое самообладание и хладнокровие, ухитрившись почти что на глазах сотрудников ФБР уничтожить блокнот с кодами и так и не расшифрованную радиограмму.
И еще, как пишет автор книги, необходимо отдать должное его герою за поразительную стойкость, проявленную в тюремном заключении в США. "Ломать людей,  — указывается в предисловии,  — выколачивать и выбивать признания американцы умеют. Но тут и близко не получилось. Человек, назвавшийся при аресте полковником Абелем, не выдал им ничего и никого".
А вот как, например, охарактеризовал полковника Абеля в книге «Искусство разведки» многолетний директор ЦРУ Аллен Даллес: "Все, что Абель делал, он совершал по убеждению, а не за деньги. Я бы хотел, чтобы мы имели таких трех-четырех человек, как Абель, в Москве". До сих пор некоторые эпизоды в жизни Абеля—Фишера не раскрыты. Как говорит в таких случаях руководство Службы внешней разведки, "время еще не пришло".
Действительно, как рассказал присутствовавший на презентации книги известный советский разведчик, Герой Советского Союза Геворк Вартанян, причастный к операции против гитлеровских спецслужб в Тегеране в 1943 г., например, о себе он до сих пор имеет право рассказывать лишь о жизненных эпизодах до 1951 г. в Иране. Все остальное пока секретно.
Кстати, об этом легендарном разведчике недавно был показан фильм, сценарий к которому также написал Николай Долгополов.
 — А много было интересного после 1951 г.?  — последовал вопрос из зала.
 — Много,  — улыбнулся Геворк Андреевич,  — очень много…
 
Источник: "Российские вести"
Поделиться ссылкой
Поделиться ссылкой