9 декабря с.г. состоялась церемония открытия мемориальной доски легендарному разведчику и антифашисту, внесшему огромный вклад в дело обеспечения безопасности нашей страны Киму Филби.
Мемориальная доска установлена на здании Пресс-бюро СВР России адресу: ул. Остоженка д.51/10.
Авторы — член Союза художников СССР И. Н. Новиков и член Союза архитекторов СССР, Заслуженный архитектор России А. К. Тихонов.
В торжественной церемонии открытия мемориальной доски приняли участие: Директор СВР России М.Е. Фрадков, Заместитель Председателя Правительства РФ С.Б. Иванов, вдова разведчика Руфина Пухова—Филби, ветераны СВР РФ, Герой СССР Г.А. Вартанян, Герой России, А.Н. Ботян, Герой России А.М. Козлов.
Ким Филби — Филби Гарольд Адриан Рассел родился 1 января 1912 г. в Индии, в семье британского чиновника . Имя Ким он получил от отца в честь одного из героев Р.Кипплинга. Ким учился в привилегированной Вестминстерской школе, в 1929 г. поступил в Тринити—колледж Кембриджского университета. Здесь он сблизился с левыми кругами и под их влиянием в 1930 г. вступил в Социалистическое общество университета. По словам К.Филби, настоящим поворотным пунктом в его мировоззрении стал 1931 г., принесший сокрушительное поражение лейбористам на парламентских выборах, их беспомощность перед ростом сил фашизма и реакции. Ким сблизился с компартией, искренне считая, что только коммунизм в состоянии преградить дорогу фашистской угрозе.
Прогрессивные взгляды К.Филби привлекли к себе внимание советского разведчика—нелегала А.Дейча. В 1933 г. на основе идейной близости к нам советская разведка привлекла его к секретному сотрудничеству.
После окончания Кембриджского университета К.Филби некоторое время работал в редакции газеты "Таймс", а затем во время гражданской войны в Испании был направлен специальным корреспондентом этой газеты при франкистской армии. Выполнял важные задания советской разведки.
В 1940 г. К.Филби по рекомендации резидентуры поступил на работу в британскую разведку "Сикрет интеллидженс сервис". Благодаря своим незаурядным способностям, а также знатному происхождению через год К.Филби назначается заместителем начальника контрразведки этой службы (отдел В).
В 1944 г. получает повышение по службе и назначается на пост начальника 9 отдела СИС, который занимался изучением "советской и коммунистической деятельности" в Британии.
Летом 1947 г. выехал в Стамбул в качестве резидента СИС и находился там до 1949 г. С 1949 по 1951 г. возглавлял миссию связи СИС в Вашингтоне. Установил контакты с руководством ЦРУ и ФБР, в том числе с А.Даллесом и Э.Гувером. Координировал деятельность американских и британских спецслужб в борьбе с "коммунистической угрозой".
В 1951 г. в связи с провалом двух других членов "Кембриджской пятерки" — Д.Маклина и Г.Берджеса, знакомства с которыми не скрывал, попал под подозрение спецслужб США и Англии. В ноябре 1952 г. был допрошен британской контрразведкой МИ—5, однако отпущен за недостатком улик.
В 1955 г. вышел в отставку. Однако с помощью друзей из британской разведки, считавших его жертвой провокаций ФБР и ЦРУ, добился общественной реабилитации. В августе 1956 г.был направлен в Бейрут под прикрытием корреспондента британских газет "Обсервер" и "Экономист".
В 1962 г. Флора Соломон, знавшая К.Филби по совместной работе в компартии, сообщила представителю Великобритании в Израиле (послу) В.Ротшильду о том, что в 1937 г. Филби пытался завербовать ее в пользу советской разведки. В связи с угрозой провала в начале 1963 г. К.Филби с помощью советской разведки нелегально покинул Бейрут и прибыл в Москву.
С 1963 по 1988 г. работал консультантом внешней разведки по спецслужбам Запада, участвовал в подготовке разведчиков. Награжден советскими правительственными наградами.
По западным оценкам, К.Филби является наиболее известным советским разведчиком. Его кандидатура рассматривалась для назначения на пост руководителя СИС. Когда в 1967 г. были преданы гласности сведения об истинной роли К.Филби, бывший сотрудник ЦРУ М.Коуплэнд, знавший его лично, заявил: "Деятельность К.Филби в качестве офицера связи между СИС и ЦРУ привела к тому, что все чрезвычайно обширные усилия западных разведок в период с 1944 по 1951 г. были безрезультатными. Было бы лучше, если бы мы вообще ничего не делали".