В дни празднования 90–летнего юбилея Службы внешней разведки России, директор СВР Михаил Фрадков в эксклюзивном интервью обозревателю ИТАР-ТАСС Борису Кипкееву рассказал об основных задачах стоящих перед разведкой, обозначил "кодекс поведения", которому следуют сотрудники Службы и коснулся аспектов сотрудничества СВР с иностранными партнерами
– СВР отмечает 90 лет. Каковы главные качества и достоинства российской внешней разведки, которые позволили ей пройти через разные времена и эпохи и оставаться верной Отечеству и быть востребованной?
– Ответ на Ваш вопрос сформулирован на знамени СВР – "Отечество, Доблесть, Честь". В любых условиях разведка всегда готова отстаивать интересы нашей страны. В ситуациях, когда для выполнения поставленной задачи было необходимо рисковать жизнью, разведчики жертвовали собой и своими личными интересами. Именно поэтому среди них немало Героев Советского Союза и России.
По сути, разведка во все времена решает одну и ту же задачу – обеспечивает руководство страны достоверной информацией о внешних вызовах и угрозах, о планах других государств в отношении России и на мировой арене в целом. Для безопасности страны необходимо иметь объективную картину происходящего в мире. Эта работа идет двадцать четыре часа в сутки, семь дней в неделю.
Многие знают, что такие переломные события Великой Отечественной войны, как разгром гитлеровских войск под Москвой и на Курской дуге, свершились в том числе благодаря успешной работе разведки. Информация разведки была крайне важна в годы "холодной войны", в том числе помогла урегулированию Берлинского и Карибского кризисов.
По признанию "отцов" нашей атомной бомбы, информация по известному "Манхэттенскому проекту" позволила избежать тупиковых направлений в разработке ядерного оружия и создать его всего за три года. Именно своевременное освоение технологии ядерного взрыва гарантировало нашей стране статус сверхдержавы и спасло от катастрофы мир, уже переживший к тому времени бомбардировку Хиросимы и Нагасаки. Разведка и сейчас вносит ощутимый вклад в развитие национального научно–технического и оборонного потенциала.
С распадом Советского Союза и окончанием "холодной войны" произошли серьезные изменения на международной арене. С одной стороны, мир стремительно глобализируется, но одновременно появляются и глобальные угрозы. Растет количество локальных и региональных конфликтов, ряд из них напрямую затрагивают наши национальные интересы. Разведка чутко реагирует на эти и другие современные вызовы.
В обозримом будущем работы у российской разведки не убавится. Мы продолжим действовать на упреждение внешних угроз, обеспечивать отстаивание национальных интересов России на "дальних подступах". Служба оказывает активное содействие решению задачи модернизации нашей страны. – Говорят, что в мире разведки существует масса неписаных законов и обычаев. О каких из них можно было бы рассказать? Существует ли неофициальный кодекс взаимного поведения среди разведслужб? Нарушается ли он сегодня чаще, чем в предыдущие периоды, и с какими последствиями могут столкнуться "нарушители конвенции"?
– За долгий период существования советской, а сейчас российской разведки в Службе, естественно, сложился достаточно строгий "кодекс поведения". Это морально–этические нормы боевого братства – взаимовыручка в любых ситуациях, готовность жертвовать личным ради общего дела. Сотрудники разведки уверены в том, что Служба не оставит их в беде, особенно за рубежом. В справедливости этих слов можно было убедиться на примере освобождения наших нелегалов, арестованных в США в результате предательства. Что бы ни случилось, мы своих не бросаем. И так будет всегда.
В повседневной деятельности наши разведчики в первую очередь исходят из принципа уважения прав и свобод человека и гражданина. На этом построен Федеральный закон "О внешней разведке". Например, мы сознательно не используем в своей работе методы силового воздействия, шантажа или угрозы жизни и здоровью. За плечами СВР, в отличие от некоторых зарубежных спецслужб, нет практики похищения людей или содержания тайных тюрем.
Четкое следование Службы этим принципам во многом является основой для поддержания партнерских отношений с разведывательными и контрразведывательными структурами более чем сотни зарубежных государств. Надо отметить, что большинство зарубежных партнеров разделяют наши подходы к разведработе. Они понимают важность взаимодействия в сфере совпадающих интересов в условиях, когда многие проблемы приобрели глобальный характер. Разумеется, бывают и досадные исключения. Но, как правило, мы находим взаимоприемлемые развязки без ущерба межгосударственным отношениям. – Отражается ли на каком–либо аспекте деятельности СВР наметившееся сближение РФ и НАТО? Можно ли говорить о появлении неких новых форм взаимодействия, обмена опытом, оперативной информацией или даже совместных операциях, как это произошло у ФСКН с американской DEA (в случае с операцией по борьбе с нарколабораториями на территории Афганистана)?
– Наша Служба на постоянной основе поддерживает контакты с разведывательными и контрразведывательными органами государств–членов Североатлантического альянса и, как я сказал выше, многих других стран. Глобальные вызовы и угрозы – международный терроризм, распространение оружия массового уничтожения, наркоторговля и организованная преступность, в том числе в сфере высоких технологий, предопределяют необходимость такого сотрудничества. Эта работа приносит конкретные результаты, но о них мы не вправе говорить открыто, по крайней мере, в обозримом будущем.