Наш Человек в Берлине

13 Апреля 2010
Андрей ВОРОНОВ

В преддверии 65-летия Великой Победы книжный мир пополняется новыми изданиями, посвященными событиям военной поры. Среди них выделяется только что вышедшая в московском издательстве "Печатные традиции" книга известного историка и писателя Теодора Гладкова "Его Величество Агент".
Теодор Кириллович не нуждается в особом представлении читателям, интересующимся историей противоборства специальных служб. Его перу принадлежит немало произведений о жизни и работе разведчиков. Новая книга Гладкова посвящена человеку уникальной судьбы, который сообщил нашей внешней разведке единственную точную дату нападения Германии на Советский Союз. Произошло это в четверг 19 июня 1941 года на его встрече с сотрудником берлинской резидентуры Борисом Журавлевым, и для отдачи указаний о контрмерах у Кремля оставалось целых трое суток... Предупредил советскую разведку Вилли Леман - ветеран нацистской партии НСДАП, старший офицер гестапо, курировавший вопрос контрразведывательного обеспечения оборонной промышленности Германии. Он же - агент советской внешней разведки А/201 (псевдоним "Брайтенбах"), на протяжении 12 лет (!) с огромных риском для жизни передававший в Центр бесценные сведения об укреплении военно-промышленного потенциала и военном строительстве Германии, о ее новейших технических разработках и приготовлениях к установлению мирового господства.
Становилась достоянием советской разведки и важнейшая информация о структуре немецких спецслужб, их кадровом составе, методах работы. Об оперативных возможностях Лемана и доверии к нему со стороны нацистского руководства говорит, например, тот факт, что он по случаю Нового, 1937 года получил в торжественной обстановке в числе четырех лучших сотрудников гестапо портрет Адольфа Гитлера с его автографом в серебряной рамке.
В книге, которая в ближайшие дни станет достоянием читателей, нет и доли авторского вымысла. Есть только факты удивительной истории удивительного человека, жизнь и подвиг которого лишились грифа "Совершенно секретно" в июне 2009 года - спустя 67 лет после его гибели. Многие цитируемые в книге документы публикуются впервые. Появление книги стало возможным благодаря Службе внешней разведки России, которая в интересах формирования правдивых представлений о нашей истории рассекретила за последние несколько лет ряд уникальных архивных материалов, касающихся военно-политической обстановки в Европе накануне Второй мировой войны и своей деятельности в тот период. Это призвано помочь ученым, общественным деятелями, журналистам разобраться в вопросах предвоенного геополитического расклада сил и истинных причинах начала войны. Накануне войны, отмечает руководитель пресс-бюро СВР России Сергей Иванов, международный авторитет Советского Союза был настолько высок, что даже в нацистской Германии находилось немало людей, готовых, рискуя жизнью, оказывать помощь нашей разведке, чтобы избежать катастрофы, которую нес немецкому народу режим Гитлера.
Меньше года назад в помещении пресс-бюро СВР России часть рассекреченных архивных материалов дела "Брайтенбаха" была передана Т.К. Гладкову. И вот из-под пера писателя вышла новая книга. Нет нужды пересказывать содержание книги - интересующиеся историей это сумеют сделать сами. Отметим лишь, что равных Вилли Леману (на снимке), по значимости добываемой им информации, у советской разведки в предвоенный период не было. Во всяком случае о них общественности пока неизвестно. Оберштурмфюрер СС Леман был не просто агентом, а "инициативщиком", то есть человеком, по собственной инициативе ставшим работать на советскую разведку. Он 12 лет был нашим агентом - вначале в политическом отделе берлинской полиции периода Веймарской республики, а затем в IV Управлении Главного управления имперской безопасности (РСХА), более известном как гестапо.
Теодор Гладков, пожалуй, сегодня лучший писатель, специализирующийся на событиях на "тайном фронте" и хорошо знающий многие нюансы "разведывательного ремесла". В своей новой книге, рассказывая о работе Лемана на советскую разведку, он упоминает, например, о том, что "Брайтенбаху" было дано задание на сближение с сотрудниками абвера - военной разведки и контрразведки германского военного ведомства. Историки спецслужб знают, что в 1930-е годы агентурное проникновение в абвер было крайне затруднительным для всех разведслужб, включая советские. "Тогда это была, - очень верно подмечает Теодор Гладков, - весьма немногочисленная и хорошо организованная структура, и, ко всему прочему, она носила четко выраженный внутрикастовый характер. В отличие даже от гестапо чужаку там просто нечего было делать и, следовательно, не на что надеяться. Эти люди, числившиеся обер-лейтенантами, капитанами и майорами "в отставке" (после поражения в Первой мировой войне Германии запрещалось иметь военную разведку, и формально сотрудники военной разведки одно время числились "офицерами в отставке". - Ред.), знали друг друга не один год. И все они прошли школу легендарного в истории разведки полковника Вальтера Николаи".
Вилли Леман, прослуживший более десяти лет в германских ВМС, сумел завязать полезные для Центра связи в этой среде. Он установил дружеские отношения с капитаном Вильгельмом Абтом, прекрасно владевшим русским языком. Подобные контакты кураторы "Брайтенбаха" всячески поощряли. И таких ответственнейших направлений работы у него было немало... В заключение надо отметить, что Теодор Гладков своей книгой восстанавливает историческую справедливость.
В советское время подвиг Вилли Лемана фактически никак не был отмечен. В 1969 году ряд немецких антифашистов, сотрудничавших с советской разведкой, был награжден (большинство посмертно) орденами Красного Знамени, Красной Звезды и Отечественной войны. Но ни в открытом, ни в закрытом указах Президиума Верховного Совета СССР фамилия Лемана не значилась, так как по идеологическим соображениям руководство ГДР возражало против награждения "гестаповца". Арест и уничтожение Лемана (это произошло в результате провала другого нашего агента осенью 1942 года) гестаповцы осуществили тайно, чтобы избежать публичного скандала: высокопоставленный сотрудник Главного управления имперской безопасности - советский агент! Супруге Лемана Маргарет сообщили, что Вилли погиб в "секретной командировке" (выпал из дверей вагона на ходу поезда), а ее саму не подвергли репрессиям.
Из-за позиции руководства ГДР Вилли Леман оставался неизвестным для общественности героем. Правда, представители советской внешней разведки без особого афиширования вручили Маргарет Леман наручные золотые часы со скромной надписью "На память от советских друзей". Но рассказать общественности правду о "Брайтенбахе" они не могли. И вот теперь, накануне 65-летия Победы, благодаря Теодору Гладкову память о мужественном человеке, самоотверженно боровшемся против нацистского режима в Германии, наконец увековечена.
Источник: Красная звезда
Поделиться ссылкой
Поделиться ссылкой