Служба внешней разведки Российской ФедерацииПубликацииПубликации в СМИО разведке без выстрелов и вымыслов

О разведке без выстрелов и вымыслов

3 Февраля 2010

Игорь МАЛЫШЕВ 

В истории любого государства есть личности, которые становятся прообразами героев произведений искусств. Разведчики — одни из них. Правда, не у всех судьба складывается так, что еще при их жизни сограждане узнают о замечательных судьбах героев. 

В этом отношении редкостной можно считать судьбу Героя Советского Союза разведчика Геворка (Георгия) Андреевича Вартаняна. 

Правда, о подробностях его разведывательной деятельности пока рассказывать нельзя. Но операции, блестяще проведенные им, могли бы войти в учебные пособия спецслужб многих стран как образец того, каких успехов может достичь разведчик. И большую часть жизни Геворка рядом с ним жена Гоар — боевая подруга, кавалер ордена Красного Знамени. 

В среде разведчиков нелегалы стоят особняком. Геворк Вартанян занимает в их ряду особое место. А 17 февраля 2010 года ему исполнится 86 лет. 

ПРОФЕССИЯ РАЗВЕДЧИКА — ПО НАСЛЕДСТВУ 

Отец Геворка — Андрей Васильевич — работал директором маслобойного завода на станции Степная под Ростовом. Он был связан с советской внешней разведкой, и в 1930 году как ираноподданный вместе с семьей уехал в Иран с разведывательной миссией. В то время Геворк, которому было шесть лет, конечно, еще не знал, чем занимаются его родители. 

Андрея Васильевича несколько раз сажали в тюрьму по подозрению в связи с советской внешней разведкой. Мать носила ему передачи. А поскольку в мусульманской стране женщине одной ходить по улице не полагается, она брала с собой сына. Геворк приметил: мать что-то получает от посторонних и тайно передает отцу. Годам к двенадцати он уже отчетливо понимал, что его отец — разведчик. 

И по примеру отца также связал свою судьбу с советской внешней разведкой. Контакт с тегеранской резидентурой в лице Ивана Агаянца он установил в неполные 16 лет. Позже Вартанян рассказывал: "Я вышел на встречу с советским резидентом. Это потом я узнал, что Иван Иванович Агаянц — легендарный советский разведчик. Был он человеком строгим и в то же время добрым, теплым. Долго я с ним работал, до конца войны, и разведчика из меня сделал он. Занят был, но встречался со мной, учил, натаскивал". 

ИРАНСКАЯ СТРАНИЦА БИОГРАФИИ 

Первое задание, полученное от резидента в Тегеране, — сколотить группу единомышленников — Геворк выполнил быстро. В нее вошли семь юношей 17-18 лет: армяне, ассирийцы, один лезгин, все — выходцы из Советского Союза. Они получили задание — вести наружное наблюдение за фашистской агентурой в Тегеране. 

В то время фашистскую резидентуру возглавлял знаменитый разведчик Франц Майер. До войны он работал в Москве, умел мастерски перевоплощаться и переодеваться. Но ребята держали его под наблюдением. Естественно, опытный разведчик не мог не заметить такой слежки, но вряд ли принимал ее всерьез. 

Полтора года группа следила за фашистской резидентурой в Тегеране и за это время установила около 400 агентов среди иранцев, работавших на Германию. Это были высшие чиновники шахского дворца, министры, крупные фабриканты. Они готовили плацдарм для германского вторжения в Советский Союз с юга Ирана. В случае падения Сталинграда такое вторжение состоялось бы. Но в августе 1941 года в Иран вошли советские и английские войска, несколько позже — американские. Вся выявленная фашистская резидентура была арестована и большей частью перевербована для работы на Советский Союз и Англию. 

За период с 1940-го по 1951 год, пока Вартанян работал в Иране, были проведены десятки вербовок. Все — на идейной основе. Знаменитый разведчик, советский резидент в Иране Агаянц называл группу Геворка "легкой кавалерией". Потому что для передвижения они использовали только велосипеды. В 1943 году у них появился первый трофейный немецкий мотоцикл, и от такой слежки не уходил никто! 

Группа Вартаняна принимала непосредственное участие в обеспечении безопасности на Тегеранской конференции 1943 года. Всех членов группы мобилизовали для предотвращения террористического акта, информация о котором получена из Советского Союза от Николая Кузнецова. Группа первой установила, что на окраине Тегерана выброшен немецкий десант из шести радистов. Их тут же взяли под наблюдение. С виллы, подготовленной специально для этого местной агентурой, группа радистов установила радиоконтакт с Берлином, чтобы подготовить плацдарм для террористов. Их должен был возглавить знаменитый Отто Скорцени, в свое время вызволявший Муссолини из плена. 

Агенты Вартаняна совместно с англичанами пеленговали и расшифровывали все их сообщения. Вскоре террористов захватили и заставили работать с Берлином "под колпаком". А чтобы предотвратить высадку второй группы, при перехвате которой было не избежать потерь с обеих сторон, засланцам дали возможность передать, что они раскрыты. Узнав о провале, Берлин отказался от своих планов. 

После предотвращения теракта в Тегеране в 1943 году группа Вартаняна получила благодарственную телеграмму от начальника отдела из Москвы. Это был единственный знак отличия за всю войну. Лишь в 1994 году Георгий Андреевич получил сразу пять боевых наград как солдат Великой Отечественной и второй мировой войн. Первое воинское звание — капитан — было присвоено ему в возрасте 44 лет в 1968 году, а еще через 7 лет он стал полковником. 

УСПЕХ — ЭТО ЕЩЕ И ФОРТУНА 

В чем же секрет успеха Вартаняна? "Я всегда знал, что наши нас не бросят в беде, — неоднократно говорил журналистам Георгий Андреевич. — Конечно, помогала Фортуна. Я — оптимист!". 

И действительно фортуна благоволила к нему всю жизнь. Так, в 1941 году при проведении очень сложной операции двое членов группы Вартаняна "засветились". Их пришлось срочно перебрасывать в Советский Союз. Но Геворка, как человека, контактировавшего с этими людьми, задержала полиция. Он сделал вид, что согласен помогать ей. В итоге всех, на кого он указал, арестовали и держали в тюрьме около полугода. А это были люди, не имевшие непосредственного отношения к делу, но мешавшие работать советской разведке. 

Сам Вартанян провел тогда в тюрьме три месяца. За всю жизнь это был единственный его провал. Однако все закончилось благополучно: узнав, что двое "засветившихся" товарищей уже переброшены в СССР, он продолжал крепко держаться своей легенды. 

А вот почти фантастическая история из его биографии. В 1942 году англичане открыли в Иране разведшколу, где готовили разведчиков для забрасывания на территорию СССР. По заданию центра Вартаняну удалось завербоваться туда. Ведь он хорошо знал русский язык, его отец стал к тому времени крупным коммерсантом и имел заметное положение в обществе. Сыграла роль и его национальная принадлежность, так как разведчики засылались в основном в кавказские и среднеазиатские республики. 

До сих пор Георгий Андреевич благодарен той английской школе, ибо именно там освоил азы и навыки разведки, научился двусторонней радиосвязи, вербовке и многому другому. После шести месяцев обучения разведчиков направляли в Индию, где они обучались прыжкам с парашютом. Ну а затем их на парашютах сбрасывали на территорию Советского Союза. Практически всех британских "рыцарей плаща и кинжала" там или обезвреживали, или перевербовывали, чтобы они работали под колпаком советской контрразведки. К этому как раз и приложил руку Геворк, получивший псевдоним Амир. 

В конце концов, англичане заподозрили неладное, так как получали слишком много дезинформации. Провели проверку в школе, которую Вартанян прошел без сучка и задоринки. Однако когда курс обучения подходил к концу, руководство советской внешней разведки решило покончить со школой — слишком велик был риск, что ее переведут на юг страны, в места дислокации английских войск, где контроль над ней будет потерян. Наш резидент объявил английскому, что советской разведке известно о существовании такой школы, после чего ее тут же закрыли. 

РАЗДЕЛИЛИ СУДЬБУ НА ДВОИХ 

У одного из членов молодежной иранской группы Вартаняна была младшая сестра Гоар — имя переводится с армянского как "сокровище", "драгоценный камень". Когда ей исполнилось 16 лет, она стала первой и единственной девушкой, работавшей в группе. Очень смелая и находчивая, Гоар не отставала от товарищей. По ее наводкам было проведено немало вербовок, выявлялись предатели. Постепенно между Геворком и Гоар возникло чувство, вскоре переросшее в любовь. В 1946 году они поженились в Тегеране. 

Позднее Гоар рассказывала: "Мой выбор зависел только от меня. Мне никто не навязывал, не утверждал "кандидатуру мужа", я выходила по большой любви. Я за него три раза замуж выходила — под другими паспортными данными. Надо было их менять: менялись ведь страны, надо было приобретать знакомства, людей, которые тебе нужны. Первая свадьба была в Иране, еще одна — в Армении. Мы в Ереване в загс ходили с друзьями, подругами, цветами, все по-настоящему. Это был 1952 год. И потом — две свадьбы на Западе. 

Во время очередных свадеб нам было очень весело — для нас вроде как игра получалась. Один раз мы специально свадьбу затеяли в тот день, когда нашей настоящей свадьбе двадцать пять лет было. Ничего! В разном возрасте можно выходить замуж, люди женятся и в 70 лет!". 

До 1951 года Вартаняны работали в Иране. Работа была интересной и сложной, приходилось выявлять и агентов-двойников, работавших на обе стороны, и отлавливать предателей. А когда обстановка в стране стала более спокойной, супруги попросили Центр разрешить им вернуться в Советский Союз, чтобы получить высшее образование. В 1951 году они приехали в Ереван и поступили в институт иностранных языков. 

По окончании института в 1955 году они тут же получили предложение работать дальше. И, конечно же, согласились. Затем последовали три десятилетия нелегальной разведывательной работы. Все эти годы Геворк и Гоар Вартанян работали вместе, как одна группа, не допустив ни единого провала. 

Они работали на Западе, Дальнем и Среднем Востоке и лишь в 1986 году вернулись в Союз. Через несколько месяцев Гоар Левоновна вышла на пенсию, а Георгий Андреевич продолжал служить до 1992 года. С 1992 года они проживают в Москве. После возвращения на родину оставались "закрытыми" еще долго. И лишь 20 декабря 2000 года, в день 80-летнего юбилея Службы внешней разведки Российской Федерации (СВР), имя Вартаняна было открыто. 

Супруги Вартанян рассекретили десятки баз НАТО в Европе. Геворк дружил с офицерами всех разведок мира, будучи для них, то иранским бизнесменом, то испанским журналистом. Их заграничная работа охватила около ста государств: основная была сосредоточена в нескольких десятках стран, а в остальных они бывали проездом. И все же опасностей и риска в их жизни всегда хватало. 

ОБ ИСТОРИИ РАЗВЕДКИ И ИСКУССТВЕ 

Кинофильмы и книги о разведчиках, с риском для жизни что-то постоянно разыскивающих на территории чужих государств ради интересов собственных, всегда волнуют. Иногда даже кажется, что литературные герои и киногерои — "голимая" выдумка автора и сценариста. Но, как уже неоднократно доказано, жизнь — самый изощренный выдумщик, и, как правило, портреты героев художественных произведений, созданных в жанре вестерна, детектива, шпионского романа, часто бывают просто списаны с живых людей. 

Супруги Вартанян уже давно вошли не только в историю Службы внешней разведки, но и в искусство. Александр Бондаренко написал о них в книге "Разведка без вымыслов и выстрелов" (Москва, Кучково Поле, 2009), изданной по инициативе союза ветеранов госбезопасности и посвященной 90-летию Службы внешней разведки. А несколькими десятилетиями ранее вышел кинофильм "Тегеран-43", где рассказывалось о событиях времен деятельности группы Вартаняна в Иране. 

Александр Бондаренко, который встречался с четой Вартанян, так рассказывает об их впечатлениях от работы с артистами кино. Например, между Вартаняном и актером Игорем Костолевским, который играл в фильме "Тегеран-43" главного героя, состоялся такой диалог. 

Геворк: "Ну, стрелял ты здорово! А знаешь, что мы в действительности не стреляем?". 

Костолевский: "Как так?!". 

Геворк: "Разведчик никогда не стреляет. Если он стреляет, то уже не разведчик!". 

Сегодня, несмотря на то, что полковник Вартанян давно в отставке, он продолжает активно трудиться в СВР. Часто встречается с молодыми сотрудниками различных подразделений, которым передает свой богатый оперативный опыт. А рассказать ему есть о чем. К примеру, вот какая история произошла однажды во время его заграничной "командировки". 

 — Когда в "нашей стране" убили одного из членов правительства, то полиция начала по домам ходить, — вспоминает он. — А его убили как раз там, где мы жили, совсем рядом. К счастью, за месяц до этого мы переехали на другую квартиру. Представляете, попасть под такое?! Полиция еще и машины проверяла — останавливали, требовали паспорта, все проверяли. Однажды под проверку попал и я. Ну, я дал ключи от багажника полицейским: мол, сами открывайте, смотрите. Нам вернули ключи, и мы дальше поехали. Немного проехали, опять остановили. Снова отдал ключи. Вдруг вижу — автоматы направляют на нас: "Выходите!". Вышли. Они спрашивают: "Что это такое?!" — и показывают на автомат в нашем багажнике. И в этот момент к нам подлетает на мотоцикле полицейский с первого поста. Это он, обыскивая багажник, забыл у нас в машине свой автомат! Вот такие моменты бывали! На грани...". 

Георгий Андреевич выезжает в разные города России, выступает перед студентами институтов и университетов. И до сих пор в прекрасной физической форме. Это, как он утверждает, благодаря службе, на которой нельзя ни на миг терять бдительность, надо всегда помнить о законах конспирации и главное — оставаться энергичным и молодым душой. Большим счастьем Георгий Андреевич считает то, что рядом с ним всегда была Гоар — его верная подруга, которая ни разу не подвела, делала жизнь более спокойной. 

Вместе с супругой он много лет занимался большим теннисом и плаванием. Любит классическую музыку, литературу. Интересуется футболом, болеет за отечественные спортивные клубы. Одним словом, интересы разносторонние, глубокие, присущие широкообразованному человеку, благодаря чему он и интересен окружающим. 

А на вопрос, в чем секрет его активного долголетия, Вартанян неизменно отвечает: "Главное — не расслабляться, заниматься любимым делом и чувствовать, что ты нужен людям". 

ОН БЫЛ НАШИМ ГОСТЕМ 

Немногие северяне знают, что 20 -22 февраля 1998 года легендарный разведчик Геворг Вартанян посетил заполярную столицу по приглашению Управления Федеральной службы безопасности (УФСБ) по Мурманской области. Он принял участие в праздновании 78-й годовщины создания управления, встретился с его коллективом и руководством нашего региона. 

Особенно неизгладимое впечатление, по его признанию, произвела на него неофициальная часть праздника — встреча с сотрудниками УФСБ на природе в районе базы управления, находящейся близ поселка Шонгуй. Здесь было все: жаркий костер, наваристая уха, вкуснейшая рассыпчатая гречневая каша и главное — теплое, душевное общение с чекистами и членами их семей. Это, кстати, навсегда останется в памяти и у тех сотрудников УФСБ, которым посчастливилось тогда пообщаться с Георгием Андреевичем. Ведь это, по сути, очень редкое счастье — увидеть живую легенду.

Поделиться ссылкой
Поделиться ссылкой