Рассекреченные секреты

3 Сентября 2009
Александр БЕЛЬЧЕНКО

В канун 70-летия начала Второй мировой войны Служба внешней разведки Российской Федерации предала гласности некоторые документы, раскрывающие суть польской внешней политики в 30-40-х годах. Их полезно было бы почитать и тем, кто пытается переписать европейскую историю того периода.

Рассекреченные документы из архива СВР вошли в сборник под названием "Секреты польской политики. 1935-1945". В основном это аналитические обзоры внешней и внутренней политики Польши, добытые разведкой записи бесед послов, донесения военных атташе, подборки информационных телеграмм польских дипломатических миссий и другие материалы. Как подчеркнул на прошедшей в Москве пресс-конференции составитель сборника, генерал-майор СВР Лев Соцков, документы, датируемые 1935-1939 годами, свидетельствуют о том, например, что польско-германские отношения накануне войны развивались весьма удовлетворительно и между Берлином и Варшавой существовало полное взаимопонимание.

Так, во время одного из своих последних посещений Польши генерал-фельдмаршал авиации нацистской Германии Герман Геринг в беседе с маршалом Польши Рыдз-Смиглой (1 сентября 1939-го его назначили верховным главнокомандующим польской армии) заявил: "Польша — наш духовный союзник. У нас прекрасно складываются отношения, и мы будем с вами до конца". Тогда восторгу польских лидеров не было предела. Польша отвечала взаимностью и вопреки Версальскому договору полностью поддерживала Германию в вопросе перевооружения.

В материалах разведки отражены некоторые обстоятельства переговоров 1939 года между СССР, Великобританией и Францией о заключении договора о взаимопомощи перед лицом угрозы германской агрессии в Европе. Напомним, советское правительство выступило за немедленный созыв конференции представителей СССР, Великобритании, Франции, Польши, Румынии и Турции для обсуждения мер по предотвращению дальнейшей агрессии. Переговоры, как известно, зашли в тупик, и Москва предложила Лондону и Парижу заключить трехстороннюю военную конвенцию. Но когда советская сторона выдвинула конкретный план совместных военных действий в случае фашистской агрессии, препятствием к достижению каких-либо договоренностей явилась позиция Польши. Польское правительство отказалось от сотрудничества с СССР, не приняв предложения о пропуске через свою территорию советских войск в случае военного конфликта с Германией.

В распоряжении советского руководства было достаточно материалов, свидетельствующих об агрессивном отношении Польши к СССР. Разведке удалось получить запись беседы польского посла в Вашингтоне Е. Потоцкого с госсекретарем США К. Хеллом. Когда Хелл поинтересовался, действительно ли только Красная армия способна дать отпор агрессору в случае войны в Европе, посол с раздражением ответил, что с Германией у них дружба, а главный враг -СССР. В одном из документов, освещающих работу польского резидента в Лиссабоне, прямо говорится о том, что его основной задачей было помочь Западу заключить сепаратный мир с Германией, чтобы вся военная мощь нацистской Германии была направлена на Восток. Увы, между Германией и Советским Союзом лежала Польша, которая продержалась не более двух недель. Естественно, всю вину за начало Второй мировой войны на Польшу возлагать никто не собирается, говорит Лев Соцков, но и ошибки тех лет она признать все-таки должна.

Кстати, после того как Польша была оккупирована войсками вермахта и элита страны эмигрировала в Лондон, премьер-министр польского правительства в изгнании Владислав Сикорский в 1941 году побывал с визитом в Москве, где даже была подписана Декларация о дружбе и взаимной помощи. Тем не менее характер предвоенных советско-польских отношений из памяти не стерся. Вот почему Кремль после победы не допустил возврата в Польшу агрессивно настроенного к Советскому Союзу режима.
Источник: Трибуна
Поделиться ссылкой
Поделиться ссылкой