Шестьдесят пять лет назад в Тегеране открылась международная конференция трех союзных держав: Великобритании, СССР и США. Уинстон Черчилль, Иосиф Сталин и Франклин Рузвельт окончательно договорились о создании антигитлеровской коалиции, обязались вместе сражаться с фашистской Германией и открыть Второй фронт. Тегеранская конференция до сих пор хранит немало тайн и загадок.
Тегеран. Ноябрь 1943-го. Второй день международной конференции. Премьер-министр Великобритании Черчилль дарит Сталину старинный английский меч — символ восхищения английского народа подвигом сталинградцев. По сути, это — ключ к пониманию всей тегеранской конференции. Только после сокрушительных побед Красной армии под Сталинградом и на Курской дуге, изменивших ход Второй Мировой войны, западные державы сделали однозначный выбор.
"Летом 1943 года, после Курской дуги, Сталин произнес, казалось бы, мало примечательные слова: "Мы это сделаем сами!" И как только он это сказал, западная машина зашевелилась. Все поняли: если Советский Союз самостоятельно разобьет Гитлера, войдет в Европу, то он решит все проблемы так, как считает нужным", — пояснияет Анатолий Уткин, директор Центра международных исследований.
Именно осознание силы советской армии заставило Соединенные Штаты и Великобританию сесть за один стол переговоров с руководством СССР.
Стол, за которым в ноябре 1943-го Черчилль, Рузвельт и Сталин вели переговоры, из Тегерана перевезли в Москву. За ним же была подписана итоговая декларация союзников. Теперь он находится в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе. Кроме стола еще сохранились 13 стульев, два из них стоят здесь, а остальные 11– на реставрации.
Осенью 1943-го Гитлер все еще грезил реваншем. В сентябре 1943 года немецкой разведке удалось расшифровать английский морской код. Из перехваченной секретной радиограммы руководство вермахта узнало о том, что союзники готовят встречу в Тегеране. Гитлеровские диверсионные группы начали подготовку к сверхсекретной операции под кодовым названием "Длинный прыжок". Лучшим офицерам Абвера и СС была поставлена задача: выкрасть из Ирана президента США Рузвельта, а в случае невозможности реализовать этот план, уничтожить лидеров трех держав.
В 1943 году Геворку Вартаняну было всего 19, и он работал в советской резидентуре в Тегеране. Полковник Вартанян — один из самых легендарных разведчиков XX века. Склоняясь над картой иранской столицы, он до сих пор безошибочно находит главный объект, к которому в 1943 году было приковано пристальное внимание всей его группы — советское посольство в Тегеране.
Именно здесь во время международной конференции другой не менее известный мастер самых дерзких спецопераций времен Второй Мировой войны, фаворит Гитлера Отто Скорцени, должен был убить лидеров Великобритании, США и СССР и изменить ход истории.
"Всей нашей агентуре была поставлена задача предотвратить теракт. Так получилось, что фортуна оказалась на нашей стороне. Нам удалось захватить немецкую диверсионную группу", — вспоминает Геворк Вартанян, Герой Советского Союза, полковник СВР. Карты гитлеровцев были биты. Узнав о провале своей передовой группы, немцы все же попытались проникнуть по водопроводу в советское посольство, приурочив диверсию ко дню рождения Уинстона Черчилля, 30 ноября, но советская разведка опередила их и на этот раз.
Внучка Черчилля Силия Сандес приезжала в Москву в ноябре прошлого года со специальной миссией. К российскому разведчику Геворку Вартаняну.
"Она приехала, чтобы поблагодарить меня и мою группу за то, что мы спасли жизнь ее деду", — рассказал Геворк Вартанян, Герой Советского Союза, полковник СВР.
Из тегеранского "лабиринта" Советский Союз вышел еще более сильным. Победы Красной армии Сталин сумел превратить в громкий дипломатический успех. Все дальнейшие встречи большой тройки в Ялте и Потсдаме базировались на договоренностях, достигнутых в Тегеране.