Прошло более 60 лет со дня Великой Победы, и казалось, не осталось ничего, что нам ещё неизвестно о той войне. Но победу ковали не только на передовой. В тени, "за кадром", совершались не менее значимые подвиги
Об одном из легендарных героев Великой Отечественной войны, разведчике Иване Агаянце, читателям "АиФ" рассказал ветеран внешней разведки Виталий Коротков, который в своё время работал с ним бок о бок.
— Проработав несколько лет заместителем резидента во Франции, в ноябре 1941 года Иван Иванович оказался в Иране — крайне важной и сложной в то время стране. С одной стороны, гитлеровцы укрепляли там свои позиции для последующего рывка в Афганистан и Индию. С другой — с 1942 года через иранские порты, иранскую территорию шли по ленд-лизу массовые поставки вооружения, боеприпасов, медикаментов и горючего для советских войск. Страна была под завязку наполнена агентами спецслужб СССР, Англии, США и Германии.
Дуэль со Скорцени
В конце ноября — начале декабря 1943 года в иранской столице проходила встреча руководителей антигитлеровской коалиции И. Сталина, Ф. Рузвельта и У. Черчилля. Советской разведкой заблаговременно были получены сведения о планах фашистов — осуществить теракт против "большой тройки". Руководить этой операцией Гитлер лично поручил Отто Скорцени, знаменитому эсэсовскому боевику, осуществившему поразительно дерзкую операцию по спасению итальянского диктатора Бенито Муссолини. (Захваченного итальянскими партизанами Муссолини прятали почти полгода, постоянно перевозя с одного места на другое. Скорцени обнаружил местонахождение диктатора. Ночью в маленький городок в горах высадился десант под его руководством, была захвачена гостиница, убиты охранники, а Муссолини доставили в Берлин. Потом Скорцени успешно провёл операцию по похищению сына венгерского регента и тем самым сорвал переговоры Советского Союза и Венгрии о сепаратном мире, вынудив последнюю остаться союзницей Гитлера. — Прим. ред.) С помощью заброшенных в Иран диверсантов и находившейся в стране немецкой агентуры он должен был организовать нападения на посольства союзников и ликвидировать их руководителей.
Агаянц получил задание выявить и обезвредить участников предполагаемого покушения. Сделать это было чрезвычайно сложно: немецкая разведка давно превратила Тегеран в своё гнездо. И тут Иван Иванович решился на рискованный и неординарный шаг. Чтобы выявить немецкую агентуру, он использовал 16-летнего Геворка Вартаняна, сына советского нелегала в Иране. Геворк сколотил группу из проверенных друзей, которые беспрепятственно перемещались по городу на велосипедах, фиксируя каждый шаг, каждое действие лиц, подозреваемых резидентурой. (Основная группа фашистских диверсантов добиралась до Тегерана почти две недели, везла на верблюдах снаряжение и оружие. В иранскую столицу они вошли, переодевшись в местную одежду, перекрасив волосы, и залегли на дно на конспиративной квартире. Но подопечные Агаянца засекли их радиопередачи, установили координаты и арестовали всю группу. — Прим. ред.) Всего в ту пору в Иране были обезврежены более четырёхсот фашистских агентов.
Агаянц и де Голль
В 1943 году Иван Иванович провёл ещё одну важную операцию. Накануне Тегеранской конференции ему было поручено разобраться в том, что представляет собой возглавляемый генералом де Голлем Национальный комитет сражающейся Франции. Важно было выяснить, какие силы стоят за ним и каковы шансы де Голля стать национальным лидером французов. Особый интерес для советского руководства представляли взгляды генерала на послевоенное устройство Европы. Агаянц добрался до Алжира, где провёл несколько встреч с де Голлем и сумел наладить с ним хорошие отношения.
В 1946 году И. Агаянц вернулся в Париж. Работал он, как всегда, виртуозно. Пока американцы готовились к выступлению на Парижской мирной конференции с знаменитым "планом Маршалла", его секретный текст уже лежал на столе главы советской делегации В. Молотова.
В декабре 1965 года Агаянцу было присвоено генеральское звание. Это был именно боевой, а не паркетный генерал. В 1967 году он стал заместителем начальника Первого главного управления КГБ (внешняя разведка). А 12 мая 1968 года Ивана Ивановича не стало. Сказался туберкулёз, которым он заболел ещё в Тегеране. Ежегодно в этот день у его могилы на Новодевичьем кладбище собираются те, кто лично работал с легендарным разведчиком, его ученики.