Работу ветерана Службы внешней разведки Российской Федерации Павла Громушкина, по подготовке легенд и документов для разведчиков-нелегалов коллеги и друзья называют высоким искусством.
Как передает корреспондент РИА Новости, в четверг в Центральном Доме журналистов на Никитском бульваре открылась выставка портретов легендарных сотрудников отечественной разведки, выполненных заслуженным работником культуры — ветераном Службы внешней разведки (СВР) РФ Павлом Громушкиным.
Но не только своими художественными произведениями известен Громушкин, который 70 лет проработал в СВР. Долгие годы многие отечественные разведчики-нелегалы работали за рубежами нашей Родины по легендам и документам, которые он им готовил.
"То, что делал во время работы в разведке Павел Громушкин сопоставимо с высоким искусством. Он также руководил и созданием моей легенды разведчика", — отметил на открытии выставки ветеран внешней разведки Юрий Козлов.
Он привел курьезный случай, когда в одной из западных стран был задержан один из советских разведчиков. "После проведения специальных экспертиз было установлено, что документы, которые представил задержанный, были настоящими. Правда чиновники так и не смогли вспомнить, когда они их подписывали. Нашего разведчика отпустили", — рассказал Козлов.
Сам Павел Громушкин рассказал журналистам, что подобных случаев было за его практику более 20. "Но всегда документы выдерживали любую проверку. Так было и в Австрии, где также не смогли отличить подготовленные нами паспорта от своих", — отметил ветеран.
По его словам, с подготовленными им документами советский разведчик Рудольф Абель (Вильям Фишер) работал более 10 лет и только после предательства был разоблачен.
"Вместе с Абелем, который тоже всю жизнь рисовал, мы мечтали создать альбом разведчиков, куда бы вошли наши рисунки. После его смерти с помощью Кима Филби я воплотил эту мечту в жизнь", — вспоминает Громушкин.
В свою очередь, легендарный разведчик Геворк Вартанян, который участвовал в предотвращении покушения на участников "большой тройки" — Сталина, Рузвельта и Черчиля в Тегеране в 1943 году, отметил, что Громушкин, работая в разведке, делал невозможные вещи, о которых даже в настоящее время еще нельзя говорить.
"То, что он сделал для разведки, неоценимо и невозможно повторить", - сказал Вартанян.
Павел Громушкин также готовил легенду и немецкие документы во время Великой отечественной войны на имя Пауля Зиберта, которые использовал легендарный разведчик Николай Кузнецов.
"Более 100 раз спецслужбы фашистской Германии, в том числе и гестапо, проверяли документы Кузнецова и не разу не заподозрили ничего подозрительного", — вспоминает Громушкин.
Он также рассказал, что портрет Кузнецова он рисовал с натуры, в отличии от других, когда приходилось писать портреты с фотографий и открыток.
"Кузнецова я рисовал почти с натуры. У нас ним были длительные отношения и время", — сказал Громушкин. Широко имя Громушкина стало известно, когда ему было уже за 60 и когда он представил публике написанные им портреты.
Как рассказал РИА Новости шеф пресс-бюро СВР России Сергей Иванов, открытие экспозиции художественных полотен Громушкина на тему "Портреты, люди, судьбы. Творческий отчет" — это еще один шаг в многолетнем творчестве ветерана.
"Бывших разведчиков не бывает. Поэтому без преувеличения можно сказать, что ветеран СВР Павел Георгиевич Громушкин вот уже 70 лет в строю. В этом году он отмечает двойной юбилей — ему исполняется 95 лет, 70 из которых он посвятил работе в разведке", — рассказал Иванов.
Он отметил, что для этого художника графика и живопись всегда были способом познания мира.
"Знаменитые политики, писатели, а также природа России — все это темы его творчества. Но главными героями его картин были и остаются коллеги-разведчики", — сказал собеседник агентства, добавив, что всех разведчиков, портреты которых представят на выставке, Громушкин знал лично.
Сам художник в своей книге "Разведка: портреты, люди, судьбы" отмечает, что каждый из представленных в его "картинной галерее" героев представляет собой "частицу ушедшего века".
Публикации за Февраль 2008