Кто знает, многолетние усилия скольких десятков человек требуются для того, чтобы вывести за рубеж одного разведчика-нелегала? Чтобы он — неважно, как его зовут по-настоящему — Конон Молодый, Вильям Фишер или Геворк Вартанян, — превратился в совершенно иного человека с новой биографией, с надежными "железными документами", чтобы он сразу почувствовал себя "своим" в совершенно чуждом ему мире...
Но если про разведчиков-нелегалов мы узнаем достаточно редко, то имена людей, им помогающих, скрыты еще более, так что вряд ли про кого-нибудь из них мы когда-либо узнаем. Единственное, пожалуй, исключение — это Павел Георгиевич Громушкин, воистину человек-легенда из легендарной службы нелегальной разведки.
В 7-й отдел Главного управления государственной безопасности НКВД СССР — так тогда называлась внешняя разведка — Громушкин пришел в марте 1938 года, то есть 70 лет назад. Эту дату следует отметить особо, потому как служба Павла Георгиевича, теперь уже в СВР России, продолжается до сих пор! А ведь 20 июня ему исполнится 95 лет. Но разведка — это та организация, которая умеет ценить и беречь нужных ей людей. О том же, насколько это ценный и уважаемый человек, свидетельствуют его боевые награды: ордена Красного Знамени и Отечественной войны II степени, три ордена Красной Звезды и два ордена "Знак Почета".
В далеком 1938 году собеседование с Громушкиным проводил лично нарком Лаврентий Берия. Молодой оперработник был направлен в отдел по изготовлению паспортов для наших разведчиков, работающих за границей... Кстати, коллегой его здесь оказался Вильям Фишер, ставший впоследствии известным под именем Рудольф Абель. Дружба между этими замечательными людьми сохранилась на долгие годы — до конца жизни Рудольфа Ивановича.
Кому, сколько и каких документов изготовил Павел Георгиевич — государственная тайна. Но для любителей конкретных цифр и фактов мы можем уточнить, что документы на имя Павла Зиберта — легендарного разведчика, Героя Советского Союза Николая Кузнецова (рисунок Громушкина) — проверялись различными немецкими службами не менее тридцати семи раз. И никакого сомнения! А вспомните книгу и фильм "В августе 44-го..." — эпизод про "ржавые скрепки" в удостоверениях личности. Думаете, у немцев таких ловушек не было?
Впрочем, Павел Георгиевич не только участвовал в работе по "легендированию" разведчиков-нелегалов, но и сам выезжал в заграничные командировки, так что, пожалуй, объездил весь мир. Но о том — когда-нибудь в другой раз. Если будет можно...
А еще Громушкин любил рисовать. Когда после семилетней школы он поступил учеником в московскую типографию "Рабочей газеты", то познакомился там и подружился со знаменитыми художниками-карикатуристами Борисом Ефимовым и Кукрыниксами. Однако сам он известным художником не стал — может быть, потому, что портреты, выполненные Павлом Георгиевичем, также проходили под грифом "Совершенно секретно". Понять, почему это так, смогут все те, кто посетит его персональную выставку, которая сейчас открыта в Центральном Доме журналиста, — "Портреты, люди, судьбы. Творческий отчет". На представленных на выставке портретах изображены легендарные люди, посвятившие свою жизнь службе в разведке — великому делу служения Родине.
"Мне очень хотелось, — написал Громушкин в своей книге "Разведка: портреты, люди, судьбы", — увековечить черты своего поколения. Лицо конкретного человека и лицо Истории сливаются воедино. Каждый из представленных в моей "картинной галерее" героев являет собой частицу ушедшего века".
Кстати, еще в 1987 году за серию портретов разведчиков почетный сотрудник госбезопасности Павел Георгиевич Громушкин был удостоен звания заслуженного работника культуры Российской Федерации.