Михаил Исаакович Мукасей, награжденный за успехи в разведывательной деятельности орденами Красного Знамени, Красной Звезды, многими медалями, в том числе "За боевые заслуги", 13 августа отпраздновал вековой юбилей. В связи со 100-летием указом Президента РФ он награжден орденом Почета.
"Уважаемый Михаил Исаакович! Примите самые теплые поздравления со славным юбилеем — 100-летием со дня рождения. Вы по праву принадлежите к плеяде блестящих профессионалов и настоящих патриотов, посвятивших свою жизнь служению Отечеству, укреплению национальной безопасности страны. Огромного уважения заслуживает и ваш весомый вклад в сохранение и развитие лучших традиций отечественной внешней разведки, подготовку квалифицированных специалистов. Желаю вам и вашей супруге Елизавете Ивановне здоровья и благополучия". Президент Российской Федерации
Владимир ПУТИН.
В чете советских разведчиков-нелегалов, имена которых стали называть открыто совсем недавно, отметили в 2007 году сразу две знаменательные даты. 29 марта исполнилось 95 лет супруге нынешнего юбиляра — Елизавете Ивановне. Ее работа за рубежом также была отмечена: весной руководство Службы внешней разведки вручило ей ведомственную медаль "За заслуги".
Их жизнь кому-то может показаться полной романтических приключений. Что и говорить, более 20 лет супружеская чета нелегалов провела в чужих краях под вымышленными именами. В Центре их знали как Майкла и Эльзу. А еще как "Зефира" и "Вишню".
Разведбиография Елизаветы Емельяновой началась в тот самый день, когда она вышла замуж за студента Ленинградского восточного института Михаила Мукасея. В перспективе его (а значит, и ее) ждала работа в Индии. Впрочем, муж Елизаветы не был профессиональным разведчиком. Михаил успел поработать в кузнечном цеху Балтийского завода, окончить рабфак и экономико-географический факультет Ленинградского университета, по окончании которого снова занялся учебой, поступив в Ленинградский восточный институт. Сама Лиза окончила биофак Ленинградского университета, после чего начала преподавать в школе. У Михаила и Елизаветы родились двое детей. Но в 1937 году в судьбе семьи Мукасей произошел крутой поворот.
Михаила вызвали в ЦК партии и направили в разведывательную спецшколу. Через два года он получил первое задание. Летом 1939 года Михаил и Елизавета Мукасей с двумя детьми отправились… в Голливуд. Им предстояло работать в Лос-Анджелесе под крышей советского консульства. Сам по себе Лос-Анджелес для советской разведки оперативного интереса не представлял, но населявшие его звезды кино, равно как и часто появлявшиеся в Голливуде представители американского высшего света, имели определенные контакты с политическим руководством США, включая президента Рузвельта. Исходя из того, что политики и бизнесмены любят порой пооткровенничать со светскими львами и львицами, на эти неофициальные контакты и была сделана ставка.
Советский вице-консул Майкл и его красавица жена Эльза быстро обросли приятными и полезными знакомствами: с писателем Теодором Драйзером, музыкантами Леопольдом Стоковским и Владимиром Горовицем. С Эльзой обожали "секретничать" Мэри Пикфорд и Дуглас Фербенкс. Дом обаятельных и гостеприимных супругов частенько посещали Чарли Чаплин, Орсон Уэллес, Аким Тамиров, Джон Гарфельд, Уолт Дисней и многие другие представители элиты. Всем им поверяли свои тайны политики разных уровней и даже американские президенты. Другими словами, звезды Голливуда, сами того не ведая, снабжали советских разведчиков агентурными данными. Полученные в неформальной обстановке сведения вице-консул и его жена передавали в Центр со ссылкой на источник — "из кругов, близких к президенту".
Конечно, смысл пребывания в Лос-Анджелесе супругов Мукасей заключался не в светских раутах и приемах. Они искали и находили ценные источники информации. Тот же Чарли Чаплин не раз предупреждал очаровательную Эльзу: Гитлер непременно нападет на вашу страну. И Михаил Мукасей добросовестно информировал об этом Центр. Все ждали большой войны. Кто-то из американцев лишь тонко намекал на это, а другие открыто заявляли, что "нацисты наплюют на все эти пакты о ненападении", но в Москве, к удивлению разведчиков, на эти сигналы реагировали слабо. Если вообще реагировали.
Вернувшись в Москву, Михаил Мукасей работал в специальной разведывательной школе заместителем начальника учебной части. В школе готовили кадры для работы за рубежом. Елизавета Ивановна поступила на службу во МХАТ и с 1943 по 1949 год была секретарем Художественного совета. Одновременно "Эльзу" начали готовить к новому заданию. Она изучала немецкий и польский языки, но главным образом рацию, так как в скором времени ее ожидала роль радистки. Ей предстояло стать полькой, ревностной католичкой из семьи варшавского преподавателя закона Божьего. "Мне пришлось учить не только польский язык, но и католические правила поведения. Я знала все праздники и молебны, а также польский гимн и множество песенок, которые как бы выучила в детстве. Я основательно изучила польскую кухню, правила поведения", — вспоминает она.
Для того чтобы вжиться в следующую легенду, проникнуть в чужую жизнь, Елизавете Мукасей на очередном витке судьбы пришлось изучить еще и чешский язык, быт и нравы местного населения, стать уроженкой Чехословакии. Затем была Швейцария, где она и муж под видом коммерсантов продолжали снабжать Центр разведданными. Были и другие страны, другие города — судьба вновь забросила их за океан. Роль, которую играла "Эльза", длилась двадцать два года. Все это время она, радист резидентуры, поддерживала двустороннюю связь с Центром. На Лубянку текли бесперебойные ручейки исключительно важной и надежной информации. По словам коллег, она стала настоящей "международной актрисой".
Разведчики не любят говорить о личном. Нелегальная жизнь его не предполагает, а решение оставить дома двоих детей, по словам Елизаветы Ивановны, даже мужественным людям дается нелегко. Правда, Центр делал для своих разведчиков все, что мог: "Наши руководители устраивали так, что каждый год я проводила с детьми месяц. Как это получалось, не спрашивайте", — пишет в своей книге Елизавета Ивановна.
В годы "холодной войны" супруги Мукасей организовали в Западной Европе резидентуру связи для сохранения и поддержания отношений с нашими разведчиками-нелегалами, работавшими в Италии, Голландии, Бельгии, Швейцарии, Англии, Индии и Японии. За последние три года работы в нелегальных условиях "Зефир" и "Эльза" совершили много рискованных поездок, перевозя из страны в страну разведывательные материалы, которые получали от нелегалов на личных встречах или изымали из тайников. Им пришлось сменить десятки имен, паспортов, адресов, овладевать все новыми языками, обычаями, профессиями. За всем этим калейдоскопом — обеспечение безопасности государства. Именно эта формулировка стоит в документах Елизаветы Мукасей, награжденной орденом Александра Невского и медалью "За боевые заслуги".
Легендарные разведчики Михаил и Елизавета Мукасей за десятилетия странствий по миру не сделали ни единого промаха. У контрразведок иностранных государств в отношении их никогда не было даже намека на подозрения. И возвращение "Зефира" и "Вишни" домой, в Россию, прошло незаметно…
Спустя многие годы, после истечения положенного срока давности, некоторые аспекты работы одной из самых законспирированных супружеских пар стали достоянием общественности. В 2004 году в серии "Великая Россия. Имена" вышла книга мемуаров советских разведчиков "Зефир" и "Эльза". В ней супруги Мукасей рассказали о многих (но, конечно же, не о всех) тайнах своей нелегкой жизни, которую они целиком посвятили служению Отечеству.
Как сообщил руководитель пресс-бюро Службы внешней разведки Российской Федерации Сергей Иванов, супруги, несмотря на преклонный возраст, и сегодня живо интересуются событиями в России и мире, а также с большим интересом читают в прессе статьи, посвященные разведке. Делу их жизни.