"Тарантелла" с Артузовым

13 Июня 2007
Вадим УДМАНЦЕВ

С первых страниц книга подкупает своей откровенностью, насыщенной фактурой и историзмом. Причин тому несколько. Свою позитивную роль сыграла и сама фигура автора — генерал-майора в отставке Льва Соцкова, имеющего за плечами многолетний опыт оперативной работы за рубежом. А также то обстоятельство, что при написании "Кода операции:" Лев Филиппович опирался на рассекреченные архивные документы. В частности, на оперативную переписку Центра и резидентур, информационные сообщения политическому руководству страны, переводы документов иностранных спецслужб, а также фотоматериалы, отложенные в архивных делах.

Операция "Тарантелла" была инициирована советской разведкой в целях пресечения деятельности спецслужб Великобритании против СССР, а также продвижения в правящие британские круги направленной информации по вопросам внешней политики и внутреннего положения СССР. Благодаря отлично налаженной работе легендированной агентурной сети, созданной советскими органами госбезопасности, адресаты в Секретной разведывательной службе ("Сикрет интеллидженс сервис" — СИС) на протяжении двадцати лет отправляли "наверх" свои аналитические доклады, обзоры и отчеты, опираясь на сообщения "надежных источников в партийно-советском аппарате". Как говорится в книге, в совокупности эти оценки "должны были приводить к выводу о стабильности социально-политической обстановки в стране и успешном в целом развитии ее народного хозяйства", чтобы "содействовать формированию взглядов в пользу развития и диверсификации экономических связей Великобритании с Советским Союзом и необходимости поиска договоренностей по проблемам коллективной безопасности". Учитывая, что операция развивалась в жаркие по накалу международных страстей тридцатые и сороковые-"пороховые" годы, деятельность тех людей, которые участвовали в ее разработке и осуществлении, поистине трудно переоценить.

Свое кодовое наименование "Тарантелла" эта операция получила в 1930 г. с легкой руки заместителя начальника Иностранного отдела ОГПУ Артура Артузова, некогда носившего другую фамилию — Фраучи. Лев Соцков так объяснил в своей книге причину, подтолкнувшую чекиста к выбору столь экзотического для русского слуха названия: "Может быть, в нем, Артуре Фраучи, заговорила кровь предков, швейцарцев итальянского происхождения, а может быть, он вспоминал так удачно проведенные с его участием операции "Синдикат" и "Трест". Ведь и новая может получиться захватывающей...". На всякий случай напомню читателям, что одно из значений слова "тарантелла" — стремительный и темпераментный итальянский народный танец, исполняемый в сопровождении гитары, тамбурина, кастаньет. Теперь уже, имея возможность проследить все события, связанные с осуществлением хитроумных комбинаций в рамках этой операции, можно сделать вывод, что Артузов-Фраучи не ошибся — "Тарантелла" не только развивалась стремительными темпами, но и превратилась в крупномасштабное мероприятие. На различных этапах операции ее драматические эпизоды разворачивались не только в Европе, но и на Ближнем Востоке, в Китае, а непосредственным участникам "Тарантеллы" приходилось "вытанцовывать" — переигрывать профессионалов, отстаивающих интересы спецслужб Германии, Франции, Румынии, Польши, Австрии, Швейцарии, Португалии.

Описанию похождений одного из таких "танцоров" — Виктора Васильевича Богомольца, Лев Соцков посвятил целиком вторую часть книги. В прошлом дворянин и участник белого движения Богомолец, будучи уже эмигрантом, принял за благо служить английской СИС. Однако в 1945 г. этот человек, "сочтя в определенной ситуации отношение англичан к нему после многих лет безупречной службы у них неприемлемым", предложил услуги советской разведке и вскоре включился в оперативную работу в каирской резидентуре Первого управления НКГБ СССР под псевдонимом "Бритт". В этом амплуа Богомолец не только подробно знакомил своих новых советских товарищей с методами и особенностями работы иностранных спецслужб, но и предоставлял исчерпывающие сведения о глубинных внутриполитических процессах на разных территориях послевоенного Ближнего Востока: в Египте, Палестине, Иордании, Ираке, Ливии. Разведданные от "Бритта" использовались при подготовке докладных записок Сталину, Молотову, Берии...

Даже в наши дни, как рассказали в пресс-бюро СВР, любое напоминание о "Тарантелле", включая издание данного историко-публицистического труда Льва Соцкова, вызывает откровенное недовольство у нынешних руководителей британской разведывательной службы. Оно и понятно — в то время как успехи СИС многократно растиражированы по всему миру, кто из ответственных лиц признается соотечественникам в том, что когда-то официальный Лондон принимал ответственные решения "по наводке" чекистов с Лубянки?..
Источник: Военно-промышленный курьер

Публикации за Июнь 2007

Поделиться ссылкой
Поделиться ссылкой