Хотя обычных судеб и не бывает, судьба Павла Громушкина действительно сложилась необычно. Как пишет Павел Георгиевич в своей новой книге "Гордость России в космосе", десять лет он мирно работал в издательстве "Правда", дослужившись до начальника цеха. Начинающий художник был знаком с известными уже тогда мастерами Кукрыниксами, Ефимовым, Роговым. "Но существовал одновременно некий другой мир, пока мне совершенно неведомый. Особый мир — мир разведки. С марта 1938 г. я был зачислен штатным сотрудником подразделения внешней разведки НКВД... Работа меня увлекла, исподволь вовлекла "в себя" более чем на 50 лет".
Мы часто горюем: мол, ушел человек в другую профессию, и мы потеряли хорошего врача, артиста или, как в случае с Громушкиным, художника. Но в том-то и дело, что от прихода Павла Георгиевича в весьма специализированное направление разведки выиграли все. И те нелегалы, документы которых, напишем так, выправлял Громушкин, и поклонники живописи. Это с его своеобразного благословения отправлялись на задания легендарные ныне Николай Кузнецов и Рудольф Абель и многие другие.
В открытой своей жизни художник многое успел. Кто как не он мог в свое время написать прекрасную серию портретов разведчиков-нелегалов? Молодый, Абель, Кузнецов, Коэны... В 1987-м Громушкину присвоено звание, и не очередное воинское, а заслуженного работника культуры России. Но он рисовал не только собратьев по профессии. Портреты Гагарина, Федорова, Высоцкого, написанные его искусной кистью, летали на Международной космической станции. А копия портрета Гагарина оставлена на российском сегменте МКС и продолжает полет.
А трудится Павел Георгиевич и сейчас, в свои почти что 93 года. В книге, вышедшей из-под энергичного пера, и размышления о жизни, и репродукции его картин.