РОССИЯ ДЕЛАЕТ САМА

31 Августа 2004
Александр ДАНИЛЬЧУК

СОВЕТСКОЙ АТОМНОЙ БОМБЕ ИСПОЛНИЛОСЬ 55 ЛЕТ
Юбилей

55 лет назад, 29 августа 1949 года, на Семипалатинском полигоне была взорвана первая ядерная бомба, сконструированная в СССР. Успешная реализация проекта урановой бомбы РДС-1 позволила Советскому Союзу предотвратить осуществление сверхсекретного плана Пентагона "Троян", согласно которому 70 советских городов должны были подвергнуться массированным ядерным ударам. С этого дня в мировой истории начался новый период — эра наращивания оружия массового уничтожения и тотального обоюдного страха перед его применением.

В 1939 году, сразу же после начала Второй мировой войны, в США были засекречены и запрещены к публикации все — даже теоретические — разработки физиков, занятых в области изучения атомного ядра. В немецком главном управлении имперской безопасности не обратили на это внимания, зато встревожилось руководство научно-технической разведки СССР. Неладное заподозрил ее начальник Л.Р. Квасников, направивший запрос резиденту в Нью-Йорке Г.Б. Овакимяну. В начале 1940 года шифровка, поступившая из Нью-Йорка от агента под кодовым именем Бир, подтвердила, что в США ведутся исследования и разработки принципиально нового оружия. 25 сентября 1941 года в Москву было передано еще одно донесение, сообщавшее, что в Великобритании принято решение о начале исследовательских работ, связанных с ураном-235. Об этом сразу было доложено наркому госбезопасности Берии. Последний отказался в это поверить, и Квасников сам попал под подозрение за "постоянное превознесение успехов западных ученых". Для того чтобы проект создания атомной бомбы все же стал предметом серьезного доклада Берии Сталину, Квасникову пришлось еще год собирать донесения резидентов и накапливать информацию. Однако сразу после того, как беседа все-таки состоялась, решение о начале ядерных исследований в Советском Союзе было принято незамедлительно.

"Товарищ Иоффе, дайте Курчатову звание академика"

Первое специальное заседание Госкомитета обороны СССР, посвященное этому вопросу, состоялось в конце 1942 года под руководством Сталина. Были приглашены ученые А.Ф. Иоффе, Н.Н. Семенов, В.Г. Хлопин, П.Л. Капица и И.В. Курчатов. Иоффе начал выступление с пылкого рассказа о том, как именно в лаборатории Курчатова было открыто явление распада атомов урана, но его презрительно перебил Берия: "Нам нужны не какие-то микрочастицы, а тонны взрывчатого вещества". Иоффе осторожно возразил, что на создание бомбы уйдет по меньшей мере десять лет. Тогда свое веское слово сказал Сталин: "Такой срок нас не устраивает. Мы со своей стороны готовы пойти на все, чтобы работа у вас шла более высокими темпами".

Когда речь зашла о кандидатуре руководителя будущего проекта, Сталин произнес: "Я думаю, товарищ Иоффе справился бы с такой задачей". В ответ Иоффе предложил назначить на эту должность Курчатова. "Я такого академика не знаю", — парировал Сталин. Но Иоффе нашелся: "Он, товарищ Сталин, не академик. Он пока лишь подающий большие надежды профессор". После некоторых колебаний Сталин согласился: "Хорошо, товарищ Иоффе. Но вы сначала дайте ему звание академика". Так Курчатов стал академиком, заведующим спецлабораторией N 2 и руководителем проекта РДС-1. В феврале 1943 года Курчатов вызвал в Москву ученых, впоследствии ставших создателями советской атомной бомбы — Харитона, Кикоина, Зельдовича и Флерова. Куратором, отвечающим за успех проекта, Сталин назначил Берию.

"Скажи Курчатову, чтобы он поторопился со своей "штучкой"

Параллельно с учеными продолжали свою работу и разведчики. Операция под кодовым названием "Enormous", в которой были задействованы П.М. Фитин, Г.В. Овакимян, Л.Р. Квасников, Е.М. Потапова (руководящий состав); В.М. Зарубин, С.М. Семенов, А.С. Феклисов, А.А. Яцков (резидентура в Нью-Йорке); А.В. Горский и В.Б. Барковский (резидентура в Лондоне), давала советским ученым возможность сэкономить время, используя разработки западных коллег. В сверхсекретную американскую лабораторию в Лос-Аламосе были внедрены агенты советской разведки под кодовыми именами Калибр, Чарльз и Млад. Все они информировали Квасникова, направленного Берией в Нью-Йорк, о ходе создания американской бомбы. Новые сведения о смертоносном оружии в дешифрованном виде передавались лично Курчатову.

16 июля 1945 года в США был произведен экспериментальный взрыв первой атомной бомбы. В это время в Потсдаме собрались на конференцию главы стран - победительниц во Второй мировой войне. Получив сообщение об удачно прошедшем испытании бомбы, президент США Гарри Трумэн, желая оказать психологическое давление на советского вождя, проинформировал Сталина о новом, "весьма необычном" оружии, которым отныне располагает Америка. Реакция Сталина крайне раздосадовала Трумэна. Генералиссимус остался внешне совершенно спокойным и бесстрастным. Однако после беседы с президентом США Сталин позвонил Берии в Москву и приказал: "Скажи Курчатову, чтобы он поторопился со своей "штучкой", и спроси, что ему необходимо для этого. Мы не должны допускать, Лаврентий, чтобы Америка имела военное превосходство и шантажировала нас".

Хиросима и "Троян"

Тем временем Трумэн принял решение о наглядной демонстрации возможностей нового оружия. 6 и 9 августа 1945 года атомной бомбардировке подверглись два японских города — Хиросима и Нагасаки, — в результате чего погибли 334 тысячи человек. Сразу же вслед за этим Пентагон начал разрабатывать план нанесения ядерных ударов по территории СССР. Американские военные рассчитали, что для уничтожения Москвы понадобится 8 бомб, Ленинграда — 6. Затем, как следовало из сверхсекретного плана "Троян", удары предполагалось последовательно нанести еще по 70 советским городам, в том числе Горькому, Свердловску, Ростову, Куйбышеву, Перми, Баку, Тбилиси и другим. Согласно докладам ЦРУ, еженедельно поступавшим президенту Трумэну, в Советском Союзе создать аналогичное оружие могли не ранее 1953 года.

Специальным решением Сталина был создан Спецкомитет при ГКО, который координировал всю работу над созданием ядерного оружия. Геологоразведочная и добывающая промышленность, исследовательские институты, КБ и заводы по всей стране в срочном порядке перепрофилировались и в случае необходимости переподчинялись ГКО. В конечном итоге к августу 1949 года все было готово для проведения первого экспериментального взрыва атомной бомбы — точной копии американской плутониевой бомбы, разработанной в Лос-Аламосе, но снаряженной ураном. Бомба получила название РДС-1 — аббревиатура никак не расшифровывалась, но ее создатели придумали собственную версию: "Россия делает сама".

Пополнение клуба ядерных держав

Взрыв был проведен на Семипалатинском полигоне, в северо-восточной части Казахстана, 29 августа 1949 года в 7 часов утра по местному времени. Бомбу РДС-1 установили на полигоне для испытаний, вокруг нее были расположены цели — военная техника, жилые дома и промышленные сооружения. Взрыв заряда мощностью в 22 килотонны разрушил все в радиусе до пяти километров от эпицентра. За несколько минут до взрыва Берия сказал Курчатову: "Если ничего не выйдет — я тебе голову откручу". "Вышло!" — воскликнул Курчатов, и все ученые вместе с членами госкомиссии устроили бурную овацию.

К 5 марта 1970 года ядерным оружием обладали уже 5 держав: США, СССР, Великобритания, Франция и Китай. Именно в этот день эти страны ратифицировали Договор о нераспространении ядерного оружия, согласно условиям которого ни одна из них не имеет права передавать технологии безъядерным странам. Но с тех пор мир значительно изменился. Свои ядерные устройства успешно испытали Индия и Пакистан. Есть все основания полагать, что компоненты для производства атомного оружия и средств его доставки имеют Израиль, Сирия, Иран, Ливия и Северная Корея. Эксперты не исключают также возможности изготовления в ближайшее время портативных ядерных зарядов, которые могут поступить на вооружение международных террористических организаций.

СПРАВКА-1: Руководители советского ядерного проекта

20 августа 1945 года по решению N 9887 Государственного Комитета Обороны СССР был создан Специальный комитет ГКО для руководства и координации работ по созданию ядерного оружия, который возглавил заместитель председателя Совета Министров СССР Берия. Этим же постановлением создан Технический совет при Спецкомитете: Комиссия по электромагнитному разделению урана (руководитель А.Ф. Иоффе), комиссия по получению "тяжелой" воды (руководитель П.Л. Капица), комиссия по изучению плутония (руководитель В.Г. Хлопин), комиссия по химико-аналитическим исследованиям (руководитель А.П. Виноградов).

СПРАВКА-2: Семипалатинский полигон

На ядерном полигоне с 1949-го по 1991 год были проведены в общей сложности 124 наземных, 138 воздушных и 354 подземных ядерных взрыва. В настоящее время в радиусе 200 км вокруг бывшего полигона проживают около 200 тысяч человек. Практически все они страдают лучевой болезнью и другими заболеваниями, вызываемыми воздействием радиации. На берегу одного только Атомного озера, появившегося на Семипалатинском полигоне вследствие подземного ядерного взрыва, радиационный фон составляет 300 рентген в час. В некоторых районах близлежащих городов — Усть-Каменогорска и Семипалатинска — радиационный фон в момент испытаний поднимался до 6 рентген в час. Смертельная доза облучения всего тела человека составляет от 1,5 до 3 рентген в час.




Источник: Газета

Публикации за Август 2004

Поделиться ссылкой
Поделиться ссылкой